ДЕЛО №а-3145/2021
27RS0№-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 18 августа 2021 года
Железнодорожный районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего судьи Сурнина Е.В.,
помощника судьи ФИО2, при секретаре ФИО3,
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО4, представителя ответчика администрации <адрес>, Управления дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес> по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации <адрес>, Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес> об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в суд с указанным выше исковым заявлением. В обосование заявленных требований указала, что земельный участок с кадастровым № общей площадью 338,4 кв.м. по <адрес> принадлежит истцу на праве аренды по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№. В весенне-летний период, а также осенний, участок затапливается ливневыми водами по уклону со стороны проезда Казбекского <адрес> в сторону <адрес>, в связи с чем, истец не может использовать данный участок по назначению под огород. Вода течет через арендованный участок сверху вниз, поскольку рельеф местности с уклоном от проезда Казбекского в сторону <адрес> административно-технического контроля администрации <адрес>, на что в окончательном виде получила ответ от 15.02.2021г. № А27-05-74, что в соответствии с правилами благоустройства территории городского округа «<адрес>», утвержденными Решением Хабаровской городской думы от 17.10.2017п № п.2.9.2 организация сбора и отведения ливневых вод должна обеспечиваться собственником земельного участка, если иное не предусмотрено законом или договором, до системы водоотвода поверхностных вод общей открытой (закрытой) ливневой канализации. Также ответчик ссылается на п. 2 ст. 13 ЗК РФ, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной эрозии, подтопления, заболачивания. Ранее Управление дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес> в ответе от 28.12.2020г. №.1-10/10230 сообщило, что в соответствии с п. 3.2.2 договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ именно истец, как арендатор земельного участка, обязана поддерживать его в надлежащем и соответствующем санитарном состоянии, проводить мероприятия по предотвращению деградации, загрязнения, захламления, других негативных воздействий хозяйственной деятельности на земельный участок, нести расходы, связанные с эксплуатацией объекта. Рекомендовала самостоятельно организовать сбор и отведение ливневых вод с арендуемого земельного участка. Данные ответы структурных подразделений администрации <адрес> считает незаконными и расценивает как бездействие органа, на которого возложена обязанность по совершению данных мероприятий. В соответствии с п. 3.2.2 договора аренды земельного участка от 07.11.2013п №, арендатор обязуется поддерживать объект в надлежащем и соответствующем санитарном состоянии, проводить мероприятия по предотвращению деградации, загрязнения, захламления, других негативных воздействий хозяйственной деятельности на земельный участок, нести расходы, связанные с эксплуатацией объекта. В данном случае на земельный участок с кадастровым № истцом не совершается негативного воздействия хозяйственной деятельности. Истец использует участок в соответствии с условиями договора аренды исключительно по назначению - под посадку и выращивание сезонных овощных культур (огород). Затопление участка в весенне-летний период ливневыми водами не относится к негативному воздействию со стороны истца на участок, как то предусмотрено договором. Истец не может использовать данный участок полностью по назначению под огород, т. к. он затапливается ливневыми водами. В огород просто невозможно зайти, в нем утопаешь, все посадки погибают. Истец должным образом платит аренду за участок, а полностью использовать его под огород и собирать урожай не может по данной причине. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 218-220 КАС РФ, уточнив заявленные требования, просит суд: Признать невыполнение Администрацией <адрес> мероприятий по организации сбора и отведения ливневых вод от участка с кадастровым № по <адрес> со стороны проезда Казбекского <адрес> бездействием. Обязать Администрацию <адрес>, управление дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес> обеспечить выполнение мероприятий по организации сбора и отведения ливневых вод по проезду Казбекскому г Хабаровска от <адрес> до <адрес> путем устройства ливневой канализации и дождеприемников в течение 1 (одного) месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО4 исковые требования поддержали. Суду пояснили, что до настоящего времени ремонт дороги и какое-либо устройство отвода ливневых вод не установлено.
Представитель ответчика администрации <адрес>, а также Управления дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес> по доверенности ФИО5, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Представила письменный отзыв из которого следует, что Администрация <адрес>, ознакомившись с административным исковым заявлением ФИО1, считает его не подлежащим удовлетворению в связи со следующим. В качестве правового основания административного иска указано на нарушение администрацией <адрес> п. 2.9.2 Правил благоустройства территории городского округа «<адрес>», утвержденных решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Правила благоустройства), согласно которому, если иное не предусмотрено законом или договором, организация сбора и отведения ливневых вод до системы водоотведения поверхностных вод общей открытой (закрытой) ливневой канализации должны обеспечиваться собственником земельного участка. Администрация <адрес> не является собственником муниципального имущества, земельный участок с кадастровым номером 27:23:0040553:54 по <адрес> не является муниципальной собственностью, в реестре объектов муниципальной собственности не значится. Указанный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и администрация предоставляет такие земельные участки только в силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельное кодекса Российской Федерации», которым указанная функция возложена на орган местного самоуправления без отнесения таких объектов к муниципальной собственности.Пункт 2.9.2 Правил благоустройства обязывает организовать сбор отведение ливневых вод собственника земельного участка только в случае, если законом или договором не предусмотрено иное. Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Из указанного следует, что законом (ст. 13 ЗК РФ) предусмотрена обязанность по отведению ливневых вод от земельного участка, предоставленного в аренду, возложена на арендатора такого земельного участка. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что административными ответчиками нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, не указано каким нормативным правовым актам противоречат действия (бездействие) административных ответчиков, в чем выражаются оспариваемые действия (бездействие) административных ответчиков, какими нормативными правовыми актами установлена обязанность административных ответчиков как органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, осуществлять такие действия. Административное исковое заявление не содержит указания в чем выражается незаконное бездействие органа местного самоуправления, учитывая, что полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а не нормами Правил благоустройства, которые п. 2.9.2 устанавливают обязанность собственника земельного участка. Земельный участок с кадастровым номером 27:23:0040553:54, предоставленный ФИО1 в аренду, расположен между земельными участкам, находящимися в частной собственности, в отдалении от проезда Казбекского, <адрес> указанное, наличие либо отсутствие ливневой канализации на указанных улицах не влияет на водоотведение с указанного выше земельного участка. Устройство ливневой канализации и дождеприемников по проезду Казбекскому не является организацией сбора и отведения ливневых вод с земельного участка, предоставленного истцу в аренду. Срок, который просит установить административный истец для выполнения работ по устройству ливневой канализации и дождеприемников (месяц с момента вступления в законную силу решения суда) является неисполнимым, не обоснованным. Так указанные работы попадают под действие Бюджетного кодекса РФ и ФЗ № «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно ст. 16 ФЗ № планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. Планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия, в том числе муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. Исполнение полномочий по организации водоотведения в границах городского округа, предусмотренных ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» возможно только в рамках тех бюджетных ассигнований, которые предусмотрены в бюджете муниципального образования городской округ «<адрес>» на соответствующие цели. Утверждение бюджета городского округа «<адрес>» в соответствии со ст. 25 Устава городского округа «<адрес>» относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования - Хабаровской городской Думы. Решением о бюджете денежные средства на устройство ливневой канализации по проезду Казбекскому не предусмотрены, не предусмотрено выделение денежных средств на такие цели и в последующие годы. Работы по устройству ливневой канализации могут быть начаты только после выделения Хабаровской городской Думой соответствующего финансирования на указанные цели. При этом, в случае установления судом оснований для удовлетворения заявленных требований, при определении срока исполнения судебного акта просит указать, что срок исполнения - не менее 12 месяцев начинает течь с момента предоставления администрации <адрес> финансирования Хабаровской городской Думой.
Свидетель ФИО6, в судебном заседании показала, что принадлежащие ей земельные участки находятся по соседству с земельным участком истца, она подтверждает, что в период дождей и выпадения осадков в виду отсутствия ливневой канализации, вся дождевая вода стекает по естественным уклонам со стороны проезда и <адрес> и течет через участок истца, что приводит к его затоплению.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым № общей площадью 338,4 кв.м. по <адрес> принадлежит истцу на праве аренды по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№.
В весенне-летний период, а также осенний, участок затапливается ливневыми водами по уклону со стороны проезда Казбекского <адрес> в сторону <адрес>, в связи с чем, истец не может использовать данный участок по назначению под огород. Вода течет через арендованный участок сверху вниз, поскольку рельеф местности с уклоном от проезда Казбекского в сторону <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются: пояснениями истца, показаниями свидетеля ФИО6, фото и видео материалами, на которых видно отсутствие ливневой канализации по проезду Казбекскому в <адрес>, заключением кадастрового инженера, из которого следует, что Участок расположен по естественному уклону от проезда Казбекского <адрес> в сторону <адрес> расположен между <адрес> и <адрес>, перпендикулярен данным улицам. <адрес>а Казбекского по данным общедоступных сведений Росреестра составляет ориентировочно 139м., ширина проезда 5-7м. (официальный сайт Росреестр.ру, он-лайн). Со стороны <адрес> начинается между домами № и 30 по <адрес> стороны <адрес> заканчивается между домами № и № по <адрес>у Казбекскому по четной стороне располагаются 3 (три) участка с адресами: <адрес>, пр-д Казбекский, 8, <адрес>. По нечетной стороне располагаются 4 (четыре) участка с адресами: <адрес>, пр-д Казбекский, 3, пр-д Казбекский, 5, <адрес>.
Земельный участок с кадастровым № общей площадью 338,4 кв.м. по <адрес> расположен ниже участка по проезду Казбекскому, 8 по четной стороне в стороне <адрес>.
Дорожное покрытие проезда Казбекского <адрес> - грунт. Какое-либо благоустройство территории общего пользования проезду Казбекского <адрес> отсутствует. Пешеходных дорожек нет. Лотков ливневой канализации нет. Организованной системы водоотведения по проезду Казбекскому <адрес> нет. Канав, дождеприемников, дренажных систем по проезду также нет. <адрес>у Казбекскому вода течет со стороны <адрес> в сторону <адрес> по естественному уклону по сложившемуся следу и в самой низкой точке между участками <адрес> по проезду Казбекскому и <адрес> вдоль забора спускается в сторону участка с кадастровым № общей площадью 338,4 кв.м. по <адрес>. Попадает на указанный участок, в результате чего, большая часть участка мокрая. Для устранения проблемы необходимо осуществление мероприятий по организации сбора и отведения ливневых вод по проезду Казбекскому <адрес>у Казбекскому <адрес> отсутствует какая-либо организованная система ливневой канализации. Отсутствуют лотки, канавы, дождеприемники, дренажные системы для обеспечения сбора ливневых вод.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 11 ст. 5 № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 9 ст. 6 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Исходя из содержания ст. 13 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится в том числе утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ за № 196-ФЗ (далее - № 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - № 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дороги осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из п. 1.1. Распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении структуры и положения об управлении дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес>», управление дорог и внешнего благоустройства (далее - Управление) является структурным подразделением администрации <адрес>.
Как следует из п. 1.3. Распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р, управление создано с целью организации благоустройства и озеленения территории городского округа, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Приложением № к постановлению Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О классификации автомобильных дорог в <адрес>», к автомобильным дорогам общего пользования, предназначенным для решения вопросов местного значения, относятся дороги, расположенные на территории <адрес>, не отвечающие показателям определения дорог федерального и регионального или межмуниципального значения, имеющие, в том числе, следующие показатели: автомобильные дороги между жилыми, промышленными районами и общественными центрами городского округа «<адрес>», автомобильные дороги в пределах жилых районов и микрорайонов.
В соответствии с п. п. 17 ст. 6 Правил благоустройства городского округа «<адрес>», утвержденных решением Хабаровской городской думы от 26.12 2008 № (далее - Правил благоустройства), содержание территории -комплекс работ, включающий в себя в том числе, действия по ремонту, реконструкции, уборке автомобильных дорог местного значения, отмосток, тротуаров, дворовых и межквартальных проездов, озелененных территорий, подпорных стенок, парковок (парковочных мест), внутриквартальной и придомовой ливневой канализации и дренажа, других элементов благоустройства, отвечающий строительным, экологическим и санитарным требованиям, а также условиям безбарьерной среды для маломобильных групп населения, включающий текущий и капитальный ремонт, регулярную уборку от мусора, снега, льда, подсыпку песком или разрешенными противогололедными материалами проезжей части улиц, тротуаров, остановочных и посадочных площадок в местах остановок общественного транспорта при образовании гололеда.
Орган местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 51 № 131-ФЗ).
Исходя из перечисленных норм права, бремя финансирования всех мероприятий по содержанию дорожной деятельности, в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено на муниципальное образование и осуществляется за счет применяемого с этой целью бюджета города.
Управления дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес> является структурным подразделением администрации <адрес> и является юридическим лицом в соответствии с п. 1.2, п. 1.7 Положения об Управлении, утвержденном Решением Хабаровской городской думы № от 29.11.2016г.
В соответствии с п. 1.4 Положения об Управлении, Управление создано с целью организации благоустройства и озеленения территории городского округа «<адрес>», осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
В соответствии с п. 2.4. Основными задачами Управления является осуществление дорожной деятельности в части проектирования, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения в границах городского округа "<адрес>".
В соответствии с п. 1.5 Положения, реализация функций, установленных настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами, финансирование расходов на содержание Управления осуществляется за счет средств бюджета городского округа «<адрес>», а также иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.10 Пдложения, Управление организует водоотведение поверхностных сточных вод (дождевых, талых, поливомоечных, дренажных, инфильтрационных) на автомобильных дорогах местного значения и территориях общего пользования через сеть ливневой канализации городского округа "<адрес>", что является одной из основных функций Управления.
В соответствии с п. 3.11 Положения, обеспечивает проведение капитального ремонта, ремонта и содержание сети ливневой канализации городского округа "<адрес>".
В соответствии с п. 4.2. Положения, Управление дорог и внешнего благоустройства в целях исполнения возложенных задач и функций имеет право: вносить предложения о выделении бюджетных ассигнований на выполнение возложенных функций.
Согласно Постановлению администрации <адрес>№ от 27.03.2015г «Об утверждении списка наименований улично-дорожной сети <адрес>», <адрес>, значится в списке под №.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Оценивая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку обязанность по устранению дефектов дороги, и устройства ливневой канализации возложена на администрацию <адрес>. Нарушение требований действующего законодательства, в части не исполнения обязанности по устройству ливневой канализации, приводит к нарушению прав как непосредственно истца ФИО1, так и неопределенного круга лиц, приводит к затоплению водой и порче имущества.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации <адрес>, Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес> об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности – удовлетворить.
Признать невыполнение Администрацией <адрес> мероприятий по организации сбора и отведения ливневых вод от участка с кадастровым № по <адрес> со стороны проезда Казбекского <адрес> бездействием.
Обязать Администрацию <адрес>, Управление дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес> устранить нарушения прав ФИО1 путем выполнения мероприятий по организации сбора и отведения ливневых вод по проезду Казбекскому <адрес> от <адрес> до <адрес> путем устройства ливневой канализации и дождеприемников в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд <адрес>.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.В. Сурнин