ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3181/20 от 03.06.2020 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

Копия

Подлинник только в первом экземпляре

Дело а-3181/2020

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

03 июня 2020 года Автозаводский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Конюховой О.Н.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-3181/2020 по иску ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения об отказе осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимости и осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Управление Росреестра по <адрес>) о признании незаконным Решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности административного истца на объект недвижимости: земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101183:9 с местоположением <адрес>, обязании осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности на указанный объект недвижимости, на основании заявления административного истца от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.

В обоснование требований истец указала, что административный истец является собственником жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в Управление Росреестра по <адрес>, было подано заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101183:9 с местоположением: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение о приостановлении государственной регистрации права административного истца

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение об отказе в снятии приостановления осуществления государственной регистрации.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение исх. об отказе осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности на вышеуказанный объект недвижимости (земельный участок), поскольку земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101183:9 не является сформированным для многоквартирного жилого дома, в связи с тем что, на спорном земельном участке расположено два объекта капитального строительства, с кадастровым номером 63:09:0101183:550 (10-ти этажный жилой дом с встроенными нежилыми помещениями) и с кадастровым номером 63:09:0101183:7607 (гараж-стоянка с торгово- офисными помещениями)

Административный истец считает данное решение об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на спорный объект недвижимости незаконным, поскольку оно противоречит нормам закона и нарушает права и законные интересы административного истца, на регистрацию права общей долевой собственности.

Считает, что земельный участок под жилым многоквартирным домом по <адрес> сформированный до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, с момента ввода дома в эксплуатацию (29.12.2006г.) перешел бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений дома.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по <адрес>» и ТСЖ «Подсолнух».

Определением суда от 22.04.2020г. к участию в деле привлечены заинтересованные лица, не заявляющие самостоятельные исковые требования, - ЖСК «Ветеран Плюс» и ТСН «Арбат».

Представитель административного истца ФИО4, действующий в интересах истца и в интересах заинтересованного лица ТСЖ «Подсолнух», в судебном заседании настаивал на удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, пояснив суду следующее. В 2006г. построен многоквартирный дом и введен в эксплуатацию, определены границы и площадь земельного участка. С момента ввода в эксплуатацию в силу закона у истца возникло право на возникновение общей долевой собственности на данный земельный участок, как собственников, у всех имеется право. В 2010 г. застройщик ветеран плюс получил разрешение на строительство, был заключен договор аренды, уже между ТСЖ Подсолнух и Ветеран Плюс. Договора аренды были необходимы, чтобы получить решение, так как администрация утратила право собственности на земельный участок с момента ввода МКД в эксплуатацию. Отказ в гос. регистрации права обусловлен тем, что участок не сформирован и должен быть разделен, сформировано два участка. Разделение участка не допустимо, он имеет границы, кадастровый номер, без определения долей. Ранее земельный участок разделялся на 4 участка, данные действия были обжалованы истцом и вынесено решение о признании действий рег. палаты незаконными о разделении земельного участка и участок был возвращен в первоначальное состояние. Это 2-5140/2013 дело. Право собственности возникло в силу закона с момента ввода в эксплуатацию. Данный участок сформирован, до введения в действие нового жилищного кодекса. Права административного истца нарушаются тем, что собственники не могут в полном объеме пользоваться и владеть данным земельным участком. Нет разницы, каким образом используется участок. Собственник сам вправе менять вид разрешенного использования. У нас отказ, что участок не сформирован, что является формированием – это определение границ, расположения. Площадь, адрес присвоен, всё это указано, если бы участок не был сформирован, он бы не был введен в эксплуатацию. Собственник вправе менять вид – на эксплуатацию жилого дома. На этом участке расположено два объекта. Это МКД и торгово-офисные помещения. Правового значения вид участка не имеет. Главное, что участок сформирован.

Представитель административного ответчика ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, административные исковые требования не признал в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, дополнительно пояснил, что данный участок формировался для строительства МКД, он был сформирован и поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ то есть, действительно до введения в силу жилищного кодекса с ДД.ММ.ГГГГ, под МКД данный участок не формировался. Заявитель ссылается на то, что право возникает - не зависимо от формирования, но земельный участок под МКД, сам заявитель сказал, что разрешение на ввод в эксплуатацию был получен ДД.ММ.ГГГГ, то есть, на момент формирования земельного участка он не мог быть сформирован под МКД, он формировался под строительство, и в последствии, как указано в законе «О введении в действие жилищного кодекса», уже Администрация должна была поставить на кадастровый учет участок, и сформировать под МКД обязательно с границами земельного участка, об этом говорится в ст. 16 Закона «О введении в действие Жилищного Кодекса». П. 6 ст. 16. - Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома построенного после дня введения в действие ЖК РФ осуществляется, если границы внесены в ЕГРН, однако этого сделано не было. И на сегодня этот участок так и остается для строительства МКД, что так же не помешало выдать разрешение на строительство гаража стоянки и осуществить разрешение на ввод в эксплуатацию, участок не предоставлялся для гаража. В связи с этим, возникновение права собственности собственников МКД - постановление 10.22 п. 67 указано, если земельный участок не сформирован, земля под МКД находится в собственности публичного образования, является собственностью администрации. Сейчас, заявляя о требованиях - о признании права долевой собственности, надо отметить, что основания для возникновения у собственников права собственности на МКД и стоянку – разные. У жильцов дома в силу закона возникают. У гаража и стоянки не возникает, у них другие основания, как собственников помещений - исключительное право на приобретение – возмездное, либо в собственность, либо в аренду. Сейчас ФИО2 хочет право собственности на весь участок, не учитывая эти обстоятельства, его надо сначала сформировать под МКД. Решением 2013 г. признаны незаконными действия ФГБУ земельной кадастровой палаты, которая осуществляла учет на тот момент, с нами спора не было. Границы участка определены в 2003 г. когда ставился на кадастровый учет, но он не под МКД, там дома еще никакого не было, это именно для строительства. При формировании, вид разрешенного использования это для чего, он был предоставлен и сформирован. В 2003 г. никакого жилого дома не было. Сформирован участок для строительства, после окончания строительства участок под многоквартирный дом не был сформирован, именно для эксплуатации дома, это должна была сделать Администрация.

Представители заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по <адрес>», ТСЖ «Ветеран Плюс», ТСН «Арбат», Администрация г.о.Тольятти в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. До начала судебного заседания от представителя ТСН «Арбат» поступило ходатайство об отложении судебного заседания из-за совпадения заседаний в других судах.

Между тем, суд, с учетом мнения явившихся представителей сторон, а также установленных законом сроков рассмотрения дела, учитывая, что документов, подтверждающих занятость представителя в другом суде в материалы дела не представлены, уважительность причины неявки не подтверждена, суд считает необходимым в удовлетворении ходатайства отказать и возможным в порядке ст.150 КАС РФ, рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о дате судебного заседания. При этом, стороной ТСН «Арбат» не представлены документы об уважительной причине неявки, что расценивается судом как злоупотребление своим правом.

Кроме того, информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Автозаводского районного суда <адрес> в сети Интернет.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание мнение лиц, участвующих в деле и фактически явившихся в судебное заседание, в соответствии с ст.150 КАС РФ суд, считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии неявившихся представителей заинтересованных лиц.

Суд, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, считает, что требования, содержащиеся в административном исковом заявлении ФИО2 не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.46 (ч.1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ юридически значимыми обстоятельствами по данной категории дел являются следующие:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

(Обязанность доказывания указанных обстоятельств в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагается на лицо, обратившееся в суд).

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

(Обязанность доказывания вышеперечисленных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Указанный срок административным истцом был соблюден.

Правоотношения, связанные с юридическим признанием и подтверждением государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ регулируются ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», процедура по предоставлению указанных услуг предусмотрена Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из содержания п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также в силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, то есть действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В силу ч. 7. ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В соответствии со ст. 8 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположение границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В кадастр недвижимости в качестве основных сведений вносятся, в том числе кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенном строительства (пункт 8 части 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).

Как следует из материалов дела, предметом оспаривания в рамках настоящего дела является решение Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО2 отказано в осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101183:9, составляющий общее имущество многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в связи с тем, что на указанном земельном участке расположено два объекта капитального строительства: 10-ти этажный жилой дом с встроенными нежилыми помещениями и здание гаража-стоянки с торгово-офисными помещениями, ввиду чего он не является сформированным для многоквартирного жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу.

ФИО2, считая, что сформированный и поставленный на государственный кадастровый учёт спорный земельный участок под многоквартирным домом перешёл в общую долевую собственность собственников помещений дома бесплатно в соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», обратилась в суд с настоящим заявлением.

Суд не может согласиться с доводами административного истца, исходя из следующего.

В соответствии с п.1 ст.2 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

В силу статьи 16 указанного Федерального закона государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно части 1 статьи 17 названного Закона являются также вступившие в законную силу судебные акты.

Согласно статье 16 (часть 1) КАС РФ и вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 13 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации в государственной регистрации прав) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Согласно абзаца 13 пункта 1 статьи 20 вышеназванного закона, в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

Частью 1 ст. 25 Закона о регистрации в государственной регистрации прав установлено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок,на котором расположен такой объект недвижимости.

Судом установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101183:9 предоставленный ЖСК «Ветеран-Плюс» в аренду под строительство девятиэтажного жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с мэрией г.о. Тольятти, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до ДД.ММ.ГГГГ).

Жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес> построен и введен эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с постановлением мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ-п/1, ЖСК «Ветеран плюс» выдано разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № RU63302000-185 объекта капитального строительства - гаража-стоянки с торгово-офисными помещениями, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0101184:9 по адресу: <адрес>, юго-восточнее 13 квартала по <адрес>.

Министерством строительства <адрес> выдано разрешение на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ № RU объекта капитального строительства гаража-стоянки с торгово-офисными помещениями на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0101183:9 по адресу: <адрес>, юго-восточнее 13 квартала по <адрес>.

Общим собранием собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тольятти <адрес>, проведенного в форме заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выделении части земельного участка с целью сдачи в аренду для строительства и дальнейшей эксплуатации гаража-стоянки с торгово-офисными помещениями.

ДД.ММ.ГГГГ между ТСЖ «Подсолнух» в лице председателя правления ФИО2 (арендодатель) и ЖСК «Ветеран плюс» в лице председателя Правления Токарева A.Л. заключен договор аренды части земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101183:9, срок действия которого установлен по ДД.ММ.ГГГГ, далее аналогичные договора заключены сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений гаража-стоянки с торгово-офисными помещениями, расположенными на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0101183:9 по адресу: <адрес>, организовано ТСН «Арбат».

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101183:9 зарезервирован для комплексного освоения, под строительства многоквартирного жилого дома и иных объектов недвижимого имущества.

Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда <адрес> по делу А55-1027/2018 от ДД.ММ.ГГГГ

Из вышеизложенного следует, что спорный земельный участок сформирован под строительство не только многоквартирного жилого дома, это в свою очередь исключает возможность отнесения его к категории имущества многоквартирного жилого дома.

Между тем, согласно части 5 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом, согласно части 7 статьи 7 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органом нормативно-правового регулирования устанавливается порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Такой порядок в настоящее время установлен Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 943.

Пунктом 139 указанного Порядка предусмотрено, что если жилое помещение входит в состав введенного в эксплуатацию многоквартирного дома, расположенного на земельном участке, сформированном (предоставленном) для строительства и (или) эксплуатации исключительно такого многоквартирного дома и принадлежащем застройщику на праве собственности, при наличии заявления о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, как на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, запись о государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок погашается на основании разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома в порядке, предусмотренном пунктом 16 Порядка. Одновременно в отношении данного земельного участка вносятся записи о государственной регистрации права общей долевой собственности участника долевого строительства и застройщика. При этом в записи о государственной регистрации права общей долевой собственности застройщика при указании размера доли в праве вносятся либо слова "доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади помещений, машино-мест, не переданных участникам долевого строительства", либо слова "доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади помещений, машино-мест, не переданных участникам долевого строительства, а также помещений, машино-мест", далее указываются сведения о помещении, машино-месте (помещениях, машино-местах), принадлежащем (принадлежащих) застройщику.

Следует также отметить, что Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ N 540 не предусмотрен такой вид разрешенного использования земельного участка, как для эксплуатации многоквартирного жилого дома. Напротив, данным Классификатором предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка 2.6 - Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка). Данный вид разрешенного использования установлен для спорного земельного участка и предполагает использование земельного участка для следующих целей: размещение многоквартирных домов этажностью девять этажей и выше; благоустройство и озеленение придомовых территорий; обустройство спортивных и детских площадок, хозяйственных площадок и площадок для отдыха; размещение подземных гаражей и автостоянок, размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома в отдельных помещениях дома, если площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 15% от общей площади дома.

Таким образом, действующим законодательством и подзаконными актами не предусматривается как условие прекращения права собственности застройщика на земельный участок сформированный (предоставленный) для целей строительства и (или) эксплуатации многоквартирного жилого дома и возникновения права общей долевой собственности на него у участников долевого строительство, повторное формирование после введения многоквартирного дома в эксплуатацию того же или нового земельного участка исключительно для целей эксплуатации соответствующего многоквартирного дома.

Исходя из содержания указанных выше правовых предписаний, правовое значение имеет, прежде всего, то обстоятельство, был ли сформирован (предоставлен) соответствующий земельный участок для строительства и (или) эксплуатации исключительно конкретного многоквартирного дома, или же при его формировании (предоставлении) предполагалось строительство на таком земельном участке других многоквартирных домов, или иных объектов недвижимости, не относящихся к общему имуществу данного многоквартирного дома.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0101183:9 расположены два объекта капитального строительства:

- с кадастровым номером 63:09:0101183:550 (10-ти этажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями);

- с кадастровым номером 63:09:0101183:7607 (гараж-стоянка с торгов офисными помещениями).

Таким образом, судом установлено, что на спорном земельном участке имеются иные объекты недвижимого имущества не входящие в состав общего имущества возведенного на нём многоквартирного дома.

Доказательств обратного стороной истца суду представлено не было.

Вместе с тем, в силу пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме, действительно, принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ) в п. 2.1. Постановления N 12-П от ДД.ММ.ГГГГ указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями - установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).

В соответствии с ч. ч. 2, 5 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", а также исходя из разъяснений, данных в п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что в случае, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 ФЗ N 189-ФЗ).

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 ФЗ N 189-ФЗ).

Более того, в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3 ст. 16 вышеуказанного Закона).

Согласно ч. 4 и 5 той же статьи образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Поскольку отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы, то в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношение, частности статьи 289, 290 Гражданского кодекса РФ, глава 6 Жилищного Кодекса РФ

Статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001г. ФЗ установлено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Таким образом, поскольку на земельном участке расположено два объекта капитального строительства: 10-ти этажный жилой дом с встроенными нежилыми помещениями и здание гаража-стоянки с торгово-офисными помещениями, земельный участок не является сформированным именно для многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Более того, Управлением Росреестра по <адрес> проведена государственная регистрация запрета на регистрационные действия, наложенного на право аренды ЖСК «Ветеран плюс» на данный земельный участок (уведомление о проведенной регистрации ограничения (обременения) права от ДД.ММ.ГГГГ,458).

Статья 227 КАС РФ предусматривает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Административным ответчиком в ходе рассмотрения дела указанные обстоятельства были полностью доказаны; напротив, административный истец не доказал факта нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

Более того, судом учитывается, что право общей собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в ЕГРП (п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 64 "О некоторых вопросах практики споров о правах собственников помещений на общее имущество здания"); оспариваемый отказ не означает, что права ФИО2 нарушены, поскольку право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, возникает в силу закона с момента регистрации права собственности на жилое помещение.

Таким образом, исходя из анализа приведенного законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности административного истца на объект недвижимости, а именно: земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101183:9 с местоположением <адрес>.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101183:9 с местоположением: <адрес> осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности на указанный объект - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес>.

Решение в окончательной форме изготовлено в течение пяти рабочих дней – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись О.Н. Конюхова

Копия верна

Судья: О.Н. Конюхова