Дело №а-3268/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 мая 2018 года город Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,
при секретаре Касимовой А.А.,
с участием истца Даутовой Ш.Н., ее представителя Назарова А.М. (уд. №, ордер от ДД.ММ.ГГГГ),
представителя административного ответчика Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа РБ – Лысенко В.А. (дов. от ДД.ММ.ГГГГ),
представителя заинтересованного лица Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации ГО г.Уфа РБ – Гилязова И.Р. (дов. от ДД.ММ.ГГГГ),
представителя заинтересованного лица Главного Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО г.Уфа РБ – Московской Н.Л. (дов. от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Даутовой Шавры Насировны к Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан, администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан о признании несоответствующим закону и недействительным решения Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ в части,
установил:
Даутова Ш.Н. обратилась в суд с административным иском к Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан, администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан о признании несоответствующим закону и недействительным решения Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ в части, предусматривающей изъятие для муниципальных нужд МО ГО город Уфа РБ земельного участка с кадастровым номером 02:55:010140:303, площадью 1199 кв.м., жилого дома с кадастровым номером 02:55:010140:303, площадью 107,8 кв.м., нежилого здания с кадастровым номером 02:55:010140:1202, расположенных по адресу: г.Уфа, <адрес>, указав следующее.
Даутова Ш.Н. считает несоответствующим закону и недействительным решение Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ в части, предусматривающей изъятие для муниципальных нужд МО ГО город Уфа РБ земельного участка с кадастровым номером 02:55:010140:303, площадью 1199 кв.м., жилого дома с кадастровым номером 02:55:010140:303, площадью 107,8 кв.м., нежилого здания с кадастровым номером 02:55:010140:1202, расположенных по адресу: г.Уфа, <адрес>, поскольку решение не соответствует ч.3 ст. 56.3 ЗК РФ: решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
Так, проект перепланировки территории, предусматривающий размещение линейного объекта, в соответствии с которым разработана проектная документация «Реконструкция <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> в Кировском районе ГО г.Уфа РБ» №-ПОД, утвержденный постановлением главы администрации ГО г.Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. Тогда как решение об изъятии № издано Управлением земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ, что находится за пределами максимального трехлетнего срока, в течение которого решение могло быть издано.
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:010140:303, площадью 1199 кв.м., расположенный по адресу: г.Уфа, <адрес>, изымается целиком в связи с его несоответствием после изъятия предельным размерам, установленным действующими градостроительными регламентами, однако такого основания норма ст. 49 ЗК РФ, которой установлен исчерпывающий перечень оснований для изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, не предусматривает.
В силу ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, однако, как следует из письма Главного Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО г.Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ за №/РД следует, что лишь часть земельного участка с кадастровым номером 02:55:010140:303, площадью 19 кв.м., расположена на территории общего пользования в границах существующих красных линий. При этом оставшаяся часть земельного участка предназначена для размещения многоквартирных домов, что в соответствии со ст. 49 ЗК РФ не отнесено к основаниям для изъятия земельных участков.
В судебном заседании административный истец Даутова Ш.Н., ее представителя Назаров А.М. требования административного иска поддержали, просят административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа РБ – Лысенко В.А. с административным иском не согласилась по доводам возражения, просит в удовлетворении иска отказать за пропуском срока обращения в суд.
Представитель заинтересованного лица Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации ГО г.Уфа РБ – Гилязов И.Р. с административным иском не согласился по доводам возражения, просит в удовлетворении иска отказать за пропуском срока обращения в суд.
Представитель заинтересованного лица Главного Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО г.Уфа РБ – Московская Н.Л. позицию Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа РБ поддержала, просит в административном иске отказать.
Другие стороны по делу на судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Суд с учетом мнения явившихся лиц считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон по делу.
Суд, изучив и оценив материалы дела, выслушав явившихся лиц, пришел к следующему.
Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 44/14 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено Положение об Управлении земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Управление является функциональным органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление деятельности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения имуществом, земельными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Башкортостан, Уставом городского округа город Уфа Республики Башкортостан, решениями Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, постановлениями Администрации и распоряжениями Администрации, иными правовыми актами, а также настоящим Положением (п.1.2).
Управление, в соответствии с возложенными на него задачами по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена: в том числе принимает решение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения (п.ДД.ММ.ГГГГ).
С этой целью Управление:
- запрашивает сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию для муниципальных нужд, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также у предполагаемых правообладателей изымаемых земельных участков или иных объектов недвижимого имущества;
- обеспечивает опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом городского округа, по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию, сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- обеспечивает размещение на своем официальном сайте и официальном сайте муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан в информационно-коммуникационной сети Интернет сообщения о планируемом изъятии земельных участков для муниципальных нужд;
- обеспечивает размещение сообщения о планируемом изъятии земельных участков на информационном щите;
- выступает заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;
- выступает заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;
- выступает заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;
- обращается от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков;
- выступает заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
- осуществляет переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;
- осуществляет подготовку соглашения об изъятии недвижимости;
- направляет проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Как следует из материалов дела, административному истцу Даутовой Ш.Н. принадлежат на праве собственности следующие объекты: земельный участок с кадастровым номером 02:55:010140:303, площадью 1199 кв.м. (доля - 605/7200), жилой дом с кадастровым номером 02:55:010140:303, площадью 107,8 кв.м. (доля - 1/240).
Рассмотрев обращение Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации ГО г.Уфа РБ, принимая во внимание проектную документацию «Реконструкция <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> в Кировском районе ГО г.Уфа РБ» №-ПОД, разработанную ГУП «Уралдортранс» РБ в 2015 году, выписки из ЕГРП, в соответствии с положением об Управлении земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа РБ, утверждённым Решением Совета ГО г.Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ№, со ст.ст. 56.3, 56.6 ЗК РФ, ст. 32 ЖК РФ, начальник Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа РБ Еникеев Р.А. в решении от ДД.ММ.ГГГГ№ постановил:
1.изъять для муниципальных нужд в установленном законом порядке земельные участки у собственников земельных участков, находящихся по адресам: <адрес>, №№, 108,110,112,122,124,130,132,136 в Кировском районе ГО г.Уфа РБ.
2.изъять для муниципальных нужд в установленном законом порядке жилые и нежилые помещения у собственников жилых и нежилых помещений в жилых домах:№№, 88, 90, 90/1, 98, 100, 102, 106, 110, 112, 114, 114 а, 118, 120, 122, 124,126, 130,132,134, 136, 109, 111, 113, 113/2, 115 в Кировском районе ГО г.Уфа РБ.
3.сервитуты, установленные на земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010140:26, 02:55:010140:133, 02:55:010140:215, сохраняются.
4.управлению по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации ГО г.Уфа РБ произвести снос жилых и нежилых помещений в установленном законом порядке.
5.управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа РБ направить копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
6. сектору информационно-аналитической работы в течение 10 дней разместить со дня принятия решения разместить его на официальном сайте Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа РБ и опубликовать решение в установленном порядке в газете «Вечерняя Уфа».
7.решение об изъятии действует в течение 3 лет со дня его принятия.
8.контроль за исполнением возложить на заместителя начальника Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан Нурисламова Р.Р.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ в решение от ДД.ММ.ГГГГ№ были внесены изменения в п. 6, п. 6 изложен в следующей редакции: «сектору информационно-аналитической работы в течение 10 дней разместить со дня принятия решения разместить его на официальном сайте Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа РБ и опубликовать решение в установленном порядке».
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании, в частности, решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 1, 5, 8).
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Приведенным правовым нормам корреспондирует положение части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных этим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска Даутовой Шавры Насировны, суд первой инстанции исходит из того, что оспариваемое ею решение издано Управлением земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан в пределах имеющейся у него компетенции на основании положения об Управлении земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа РБ, утверждённого Решением Совета ГО г.Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии со ст.ст. 56.3, 56.6 ЗК РФ, ст. 32 ЖК РФ, а административный истец без уважительных причин пропустил установленный законом срок для обращения в суд.
При рассмотрении настоящего административного дела установлено, что оспариваемое решение официально опубликовано на официальном сайте Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан в сети интернет: https://uzio-ufa.ru (раздел сайта «Новости»).
Таким образом, оспариваемый акт был доведен до сведения неопределенного круга лиц, и после его официального опубликования никаких обстоятельств, затрудняющих получение информации о нем и обращение с административным исковым заявлением в суд, у административного истца не имелось. Обратившись в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении 1 года после опубликования оспариваемого решения, административный истец пропустил без уважительных причин 3-месячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении их требования.
Кроме того, обращаясь с административным иском в суд, административный истец уже ДД.ММ.ГГГГ знал о существовании оспариваемого решения, что следует из уведомления начальника Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации ГО г.Уфа РБ Муслимова Р.А. № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержится информация об оспариваемом решении.
Проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, врученный административному истцу ДД.ММ.ГГГГ, также содержит информацию об оспариваемом решении.
С учетом изложенного нельзя признать состоятельным довод административного истца о том, что 3-месячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением не пропущен.
Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административным истцом административного искового заявления в установленный законом срок, по настоящему делу не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил :
В удовлетворении административного иска Даутовой Шавры Насировны к Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан, администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан о признании несоответствующим закону и недействительным решения Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ в части, предусматривающей изъятие для муниципальных нужд МО ГО город Уфа РБ земельного участка с кадастровым номером 02:55:010140:303, площадью 1199 кв.м., жилого дома с кадастровым номером 02:55:010140:303, площадью 107,8 кв.м., нежилого здания с кадастровым номером 02:55:010140:1202, расположенных по адресу: г.Уфа, <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Кировский районный суд г.Уфы.
Судья А.Р. Курамшина