ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3285/18 от 03.04.2018 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело а-3285/18 03 апреля 2018 года

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Береза С.В.,

при секретаре ФИО3,

с участием помощника Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Комитету по природным ресурсам <адрес> о признании бездействий незаконными, обязани произвести действия,

УСТАНОВИЛ:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в обоснование требований указав, что Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой, на основании задания прокуратуры <адрес>, проведена проверка реализации комитетом по природным ресурсам <адрес> полномочий и функций в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения и установлено следующее. На территории <адрес> расположен государственный природный комплексный заказник регионального значения «Коккоревский», который утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О создании государственного природного заказника регионального значения «Коккоревский». Указанным постановлением также утверждено Положение о государственном природном комплексном заказнике «Коккоревский», которым определена его площадь – 2304,7 Га и границы. Результаты проведенной прокуратурой проверки показали, что особо охраняемая природная территория государственного природного комплексного заказника регионального значения «Коккоревский» не поставлена на кадастровый учет, сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

В связи с чем прокурор просит суд:

- признать бездействие комитета по природным ресурсам <адрес> по предоставлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного комплексного заказника регионального значения «Коккоревский» для постановки его на государственный кадастровый учет, незаконным;

- возложить на комитет по природным ресурсам <адрес> обязанность предоставить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории государственного природного комплексного заказника регионального значения «Коккоревский» для постановки его на государственный кадастровый учет, установив срок для совершения указанных действий - 12 месяцев, со дня вступления решения в законную силу.

Определение Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ настоящее дело передано по подсудности во Всеволожский городской суд <адрес> для рассмотрения дела по существу.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ настоящее административное дело принято к производству Всеволожского городского суда <адрес>.

В настоящее судебное заседание помощник Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора явилась, поддержав административные исковые требования, просила суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика комитет по природным ресурсам <адрес> в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения административных исковых требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Материалами дела установлено, что Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой, на основании задания прокуратуры <адрес>, проведена проверка реализации комитетом по природным ресурсам <адрес> полномочий и функций в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения и установлено следующее. На территории <адрес> расположен государственный природный комплексный заказник регионального значения «Коккоревский».

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации. Земельные участки, отнесены к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ст.ст. 56,94 ЗК РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об особо охраняемых природных территориях», памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

В силу пп.2,3 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об особо охраняемых природных территориях», природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

До ДД.ММ.ГГГГ действовал Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». В соответствии с п. 3 ст. 46 настоящего закона, сведения об установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, содержащиеся в документах, хранящихся в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства, включаются в государственный кадастр недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с п.7 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

На основании п. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

На основании п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - особые экономические зоны), охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, Государственная граница Российской Федерации, границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, границы населенных пунктов, береговые линии (границы водных объектов), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер (далее - реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).

На основании ч. 4 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

В соответствии с ч. 5 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об особо охраняемых природных территориях», объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В случае необходимости соответствующие земельные участки и водные объекты могут быть изъяты для государственных нужд в порядке, установленном гражданским, земельным и водным законодательством.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об особо охраняемых природных территориях», на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

ДД.ММ.ГГГГ<адрес> принято Постановление N 457 «О создании государственного природного заказника регионального значения «Коккоревский», в соответствии с которым утверждено Положение о государственном природном заказнике регионального значения «Коккоревский» согласно приложению. Утверждены границы государственного природного заказника регионального значения «Коккоревский» согласно Положению о государственном природном заказнике регионального значения «Коккоревский».

Пунктом 4.1. Положения о государственном природном заказнике регионального значения «Коккоревский» установлено, что на ООПТ запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания ООПТ или причиняет вред природным комплексам и их компонентам..

Пунктом 5.1. Положения о государственном природном заказнике регионального значения «Коккоревский» установлено, что государственное управление в области охраны и использования ООПТ осуществляет комитет по природным ресурсам <адрес>.

В соответствии со п. 5.3, 5.4 Положения о государственном природном заказнике регионального значения «Коккоревский», режим особой охраны ООПТ и ее границы в обязательном порядке учитываются при разработке документов территориального планирования, документации по планировке территории, лесного плана <адрес> и лесохозяйственного регламента Приозерского лесничества <адрес>, природоохранной, землеустроительной и проектной документации. Финансирование деятельности, связанной с управлением, обеспечением функционирования и охраной ООПТ, осуществляется за счет средств областного бюджета <адрес> и иных не запрещенных действующим законодательством источников.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 341 утверждено Положение о Комитете по природным ресурсам <адрес> и признаны утратившими силу отдельных постановлений <адрес>.

В соответствии с п.1.1. Положения о Комитете по природным ресурсам <адрес>, Комитет по природным ресурсам <адрес> (далее - Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций <адрес> в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений, отношений недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции <адрес>, водных отношений, отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны атмосферного воздуха, а также обеспечения радиационной безопасности, экологической экспертизы, безопасности гидротехнических сооружений, использования атомной энергии.

В силу п. 1.2. Положения о Комитете по природным ресурсам <адрес>, Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации, <адрес>, областными законами, иными правовыми актами <адрес>, а также настоящим Положением.

В силу п. 3.4. Положения о Комитете по природным ресурсам <адрес>, в сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ): готовит предложения <адрес> о создании ООПТ регионального значения, об утверждении положений (паспортов) ООПТ регионального значения и о внесении изменений в них, о совершенствовании правового регулирования в области организации, охраны и использования ООПТ регионального значения; осуществляет обеспечение функционирования ООПТ регионального значения, в том числе информационное, инфраструктурное, эколого-просветительское, природоохранное; ведет государственный кадастр ООПТ регионального и местного значения; согласовывает деятельность, осуществление которой планируется в границах ООПТ регионального значения, в случаях, установленных действующим законодательством; определяет использование земельных участков, расположенных на ООПТ регионального значения, в соответствии с федеральным законодательством.

Результаты проведенной прокуратурой проверки показали, что особо охраняемая природная территория государственного природного комплексного заказника регионального значения «Коккоревский» не поставлена на кадастровый учет, сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 2 ст. 178 КАС РФ,при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.218-226, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Комитету по природным ресурсам <адрес> о признании бездействий незаконными, обязани произвести действия – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам <адрес>, выразившееся в не предоставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного комплексного заказника регионального значения «Коккоревский» для постановки его на государственный кадастровый учет.

Обязать Комитет по природным ресурсам <адрес> в срок 12 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, представить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного комплексного заказника регионального значения «Коккоревский» для постановки его на государственный кадастровый учет.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда через суд его постановивший.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.