ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-32/20 от 16.01.2020 Хунзахского районного суда (Республика Дагестан)

а-32\2020

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 января 2020 года <адрес> Судья Хунзахского районного суда <адрес> Магомедбегова С.О., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело а-32\2020 по административному иску прокурора <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие МКОУ «Ахалчинская СОШ» и администрации МР «<адрес>», выразившиеся в неисполнении требований законодательства об образовании в части соблюдения прав обучающихся на охрану жизни и здоровья, в том числе на создание в образовательных организациях безопасных условий обучения и обязании МКОУ «Ахалчинская СОШ» провести комплекс восстановительно- ремонтных работ зданий и помещений школы, создать условия для обучения и обеспечить организацию надлежащего образовательного процесса, обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ахалчинская СОШ» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать медицинский кабинет в МКОУ «Ахалчинская СОШ» в соответствии со стандартами оснащения медицинского блока, предусмотренными соответствующим законодательством, а также обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан при недостаточности средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать работы по оборудованию медицинского кабинета в МКОУ «Ахалчинская СОШ» в соответствии со стандартами оснащения медицинского блока, обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ахалчинская СОШ» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вход в здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения МКОУ «Ахалчинская СОШ» -металлоискателем (металлодетектором), и обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан при недостаточности средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать работы по оборудованию входа в здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ахалчинская СОШ» - металлоискателем (металлодетектором), установил:прокурор <адрес> РД ФИО2 обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие МКОУ «Ахалчинская СОШ» и администрации МР «<адрес>», выразившиеся в неисполнении требований законодательства об образовании в части соблюдения прав обучающихся на охрану жизни и здоровья, в том числе на создание в образовательных организациях безопасных условий обучения и обязании МКОУ «Ахалчинская СОШ» провести комплекс восстановительно- ремонтных работ зданий и помещений школы, создать условия для обучения и обеспечить организацию надлежащего образовательного процесса, обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ахалчинская СОШ» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать медицинский кабинет в МКОУ «Ахалчинская СОШ» в соответствии со стандартами оснащения медицинского блока, предусмотренными соответствующим законодательством, а также обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан при недостаточности средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать работы по оборудованию медицинского кабинета в МКОУ «Ахалчинская СОШ» в соответствии со стандартами оснащения медицинского блока, обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ахалчинская СОШ» общеобразовательная школа» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вход в здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения МКОУ «Ахалчинская СОШ» -металлоискателем (металлодетектором), и обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан при недостаточности средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать работы по оборудованию входа в здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ахалчинская СОШ» - металлоискателем (металлодетектором). <адрес> РД ФИО2 просил рассмотреть настоящий иск в порядке упрощенного производства, при согласии административных ответчиков В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их неявку обязательной. Поскольку всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данного дела не является обязательным, судом определено о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.Разбирательство настоящего административного иска проведено единолично судьей без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства (ч. 2 ст.140 КАС РФ) в связи с тем, что возражения ответчика на рассмотрение дела в таком порядке в суд не поступили (п.2 ст.291 КАС РФ). Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Данное административное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также в защиту охраняемых законом интересов государства - Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. В судебном заседании установлено, что прокурором <адрес> РД ФИО2 по поручению прокуратуры Республики Дагестан проведен анализ исполнения законодательства об образовании по соблюдению прав обучающихся на охрану жизни и здоровья, в том числе на создание в образовательных организациях безопасных условий. По результатам анализа установлено, что в деятельности МКОУ «Ахалчинская СОШ» имеются существенные нарушения указанного законодательства. В этой связи ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 220 КАС РФ по вопросу оборудования образовательных учреждений соответствующими медицинскими кабинетами и обеспечения надлежащего образовательного процесса прокуратурой района в адрес главы МР «<адрес>» было внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения законодательства не устранены. В связи с этим просит признать незаконным бездействие МКОУ «Ахалчинская СОШ» и администрации МР «<адрес>», выразившиеся в неисполнении требований законодательства об образовании в части соблюдения прав обучающихся на охрану жизни и здоровья, в том числе на создание в образовательных организациях безопасных условий обучения и обязать МКОУ «Ахалчинская СОШ» провести комплекс восстановительно- ремонтных работ зданий и помещений школы, создать условия для обучения и обеспечить организацию надлежащего образовательного процесса, обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ахалчинская СОШ» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать медицинский кабинет в МКОУ «Ахалчинская СОШ» в соответствии со стандартами оснащения медицинского блока, предусмотренными соответствующим законодательством, а также обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан при недостаточности средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать работы по оборудованию медицинского кабинета в МКОУ «Ахалчинская СОШ» в соответствии со стандартами оснащения медицинского блока, обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ахалчинская СОШ» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вход в здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения МКОУ «Ахалчинская СОШ»-металлоискателем (металлодетектором), и обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан при недостаточности средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать работы по оборудованию входа в здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ахалчинская СОШ» - металлоискателем (металлодетектором). Суд полагает данное бездействие незаконным по следующим основаниям: Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Интересы неопределенного круга лиц заключаются в нарушении их прав на обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина. Данное административное исковое заявление направлено прокурором в суд в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Конвенция о правах ребенка обязывает ее участников-государств обеспечивать соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за работу с детьми или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Российская Федерация как участник Конвенции приняла на себя международно-правовые обязательства по обеспечению безопасности в детских учреждениях. В соответствии с пунктами 1, 3, 7 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер его предупреждения. Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей. На основании п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» также содержит требование об охране здоровья обучающихся, включающее в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении (п. 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ № 273-ФЗ). Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Поскольку МКОУ «Ахалчинская СОШ» является образовательным учреждением с массовым пребыванием граждан, в указанном учреждении должны быть приняты меры по обеспечению безопасности образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе террористических актов. При этом установка металлоискателя (металлодетектора) при входе в образовательное учреждение является требуемой мерой упреждающего характера пресечения преступлений террористической направленности и направлено на обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности. Между тем, в данном образовательном учреждении не приняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение защиты жизни и здоровья детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, и иных лиц, посещающих указанное учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, поскольку учреждение не оснащено металлоискателем (металлодетектором). Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях. Указанный порядок устанавливает стандарты оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. Результаты анализа прокурорского надзора свидетельствуют о том, что медицинский кабинет образовательной организации муниципального района не соответствует требованиям данного приказа. В нарушение требований действующего законодательства в медицинском кабинете отсутствует оборудование, необходимое для организации медицинских осмотров и оказания доврачебной помощи учащимся образовательной организации. Кроме того, из информации администрации МР «<адрес>» и акта технического осмотра следует, что уровень износа здания МКОУ «Ахалчинская СОШ» составляет более 50 %. Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие металлоискателя (металлодетектора) и с другими нарушениями названного законодательства не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы. Отсутствие при входе в образовательное учреждение металлоискателя способствует беспрепятственному проносу в общеобразовательное учреждение холодного и огнестрельного оружия и других запрещенных предметов. Не соответствие здания школы требованиям законодательства о технической безопасности (боле 50% износа зданий и сооружений) и отсутствие оборудованного в соответствие с требованиями законодательства медицинского кабинета - создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних учеников, педагогов и других лиц, находящихся на территории школы. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Таким образом, исполнение требований нормативно - правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления. При таких обстоятельствах неисполнение и ненадлежащее исполнение названных требований федерального законодательства влечет нарушение прав и охраняемых интересов обучающихся, в том числе прав на соблюдение безопасных условий обучения. С учетом требований статьи 333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания с административного ответчика государственной пошлины не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 293, 298 КАСРФ, суд Р Е Ш И Л: Административное исковое заявление прокурора <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Ахалчинская СОШ» и администрации МР «<адрес>» о признании незаконным бездействие МКОУ «Ахалчинская СОШ» и администрации МР «<адрес>», выразившиеся в неисполнении требований законодательства об образовании в части соблюдения прав обучающихся на охрану жизни и здоровья, в том числе на создание в образовательных организациях безопасных условий обучения и обязании МКОУ «Ахалчинская СОШ» провести комплекс восстановительно- ремонтных работ зданий и помещений школы, создать условия для обучения и обеспечить организацию надлежащего образовательного процесса, обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ахалчинская СОШ» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать медицинский кабинет в МКОУ «Ахалчинская СОШ» в соответствии со стандартами оснащения медицинского блока, предусмотренными соответствующим законодательством, а также обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан при недостаточности средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать работы по оборудованию медицинского кабинета в МКОУ «Ахалчинская СОШ» в соответствии со стандартами оснащения медицинского блока, обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ахалчинская СОШ» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вход в здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения МКОУ «Ахалчинская СОШ» -металлоискателем (металлодетектором), и обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан при недостаточности средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать работы по оборудованию входа в здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ахалчинская СОШ» - металлоискателем (металлодетектором – удовлетворить. Обязать МКОУ «Ахалчинская СОШ» провести комплекс восстановительно- ремонтных работ зданий и помещений школы, создать условия для обучения и обеспечить организацию надлежащего образовательного процесса. Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ахалчинская СОШ» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать медицинский кабинет в МКОУ «Ахалчинская СОШ» в соответствии со стандартами оснащения медицинского блока, предусмотренными соответствующим законодательством. Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан при недостаточности средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать работы по оборудованию медицинского кабинета в МКОУ «Ахалчинская СОШ» в соответствии со стандартами оснащения медицинского блока. Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ахалчинская СОШ» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вход в здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения МКОУ «Ахалчинская СОШ»-металлоискателем (металлодетектором). Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан при недостаточности средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать работы по оборудованию входа в здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ахалчинская СОШ» - металлоискателем (металлодетектором). Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающей пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения. Судья