Дело №а-334/2021
УИД 75RS0001-02-2020-009607-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2021 года г.Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Шестакова Д.А. при помощнике судьи Вашуриной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите административное дело по административному иску ФИО1 в защиту интересов несовершеннолетней Г. к Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» о признании решения незаконным, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным иском в защиту интересов несовершеннолетней Г., ссылаясь на следующее. Несовершеннолетняя Г. является собственником нежилого помещения (машино-места) по адресу: <адрес>. Имея намерение продать указанное нежилое помещение ДД.ММ.ГГГГГ. и ФИО2, действующая на основании доверенности, обратились к административному ответчику с заявлением о предоставлении разрешения на совершение сделки купли-продажи, предоставив необходимые документы. На данное заявление получен отказ Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» №-оп от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче предварительного разрешения, необходимого для нотариального удостоверения сделки купли-продажи. Основанием для отказа послужило отсутствие предварительного договора купли-продажи машино-места, заверенного нотариально. Полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку возложение обязанности заключить такой договор влечет необоснованное увеличение расходов по оформлению сделки у нотариуса, противоречит положениям ст.421 ГК РФ, вследствие чего несовершеннолетний собственник понуждается к заключению предварительного договора, лишается права на отчуждение принадлежащего ей имущества. Указывает, что пункт 2.6.4 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Выдача разрешения на совершение сделок с имуществом подопечных», предусматривающий предоставление предварительного договора купли-продажи применяется в случае совершения сделок с жилыми помещениями, права на которые имеет несовершеннолетний. Просила признать отказ Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» №-оп от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче предварительного разрешения на продажу машино-места, принадлежащего несовершеннолетней Г., незаконным, и обязать административного ответчика устранить препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов Г. по отчуждению принадлежащего ей недвижимого имущества с обязанием ответчика предоставить возможность реализации правомочий собственника в отношении указанного объекта недвижимости.
В порядке подготовки к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация городского округа «Город Чита».
В ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованного по делу лица привлечена ФИО3
В судебное заседание административный истец Г., представитель административного ответчика администрации городского округа «Город Чита», заинтересованное лицо ФИО3 не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске, также пояснила, что машино-место необходимо продать для приобретения жилого помещения в <адрес>.
Представитель административного ответчика Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» ФИО4 возражала против удовлетворения административного искового заявления, пояснила, что заявителям было отказано в выдаче предварительного разрешения на продажу машино-места, поскольку ими не был предоставлен нотариально удостоверенный предварительный договор купли-продажи недвижимого имущества. Остальные документы согласно установленному административным регламентом перечню были предоставлены. Заявителям было отказано в предоставлении услуги только в связи с непредоставлением предварительного договора купли-продажи. Положение пункта 2.6.4 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Выдача разрешения на совершение сделок с имуществом подопечных» по сложившейся практике в Комитете применяется и в отношении нежилых помещений.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.
Частями 1 и 3 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного (ч.1).
Предварительное разрешение органа опеки и попечительства, предусмотренное частями 1 и 2 настоящей статьи, или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче такого разрешения должен быть мотивирован. Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором (ч.3).
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Административный регламент предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственной услуги "Выдача предварительных разрешений, затрагивающих осуществление имущественных прав несовершеннолетних" (далее - Административный регламент).
Предметом регулирования Административного регламента является определение сроков и последовательности административных процедур (действий) органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края при предоставлении государственной услуги по выдаче предварительных разрешений, затрагивающих осуществление имущественных прав несовершеннолетних (п.1.1.1 Административного регламента).
Согласно п. 2.4.1 Административного регламента срок предоставления государственной услуги не превышает 15 рабочих дней с момента обращения.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН несовершеннолетняя Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является собственником нежилого помещения – машино-места № по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГГ. и ФИО3, действующая на основании доверенности от имени ФИО1 – матери Г., обратились к главе администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» с заявлениями о выдаче предварительного разрешения на продажу вышеуказанного нежилого помещения.
К заявлениям были приложены документы: копия нотариальной доверенности от имени ФИО1, копии паспортов ФИО3, несовершеннолетней Г., копия свидетельства о рождении Г., копия выписки из ЕГРН, копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, копия договора участия в долевом строительстве многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, копия технического паспорта, копия акта приема-передачи, копия справки о составе семьи, копия лицевого счета на имя несовершеннолетней, отчет о рыночной стоимости объекта.
Решением председателя Комитета образования администрации городского округа «Город Чита», выраженном в письме №-оп от ДД.ММ.ГГГГ, Г. и ФИО3 отказано в выдаче предварительного разрешения на продажу нежилого помещения в связи с тем, что заявителями не был предоставлен нотариально удостоверенный предварительный договор купли-продажи, являющийся обязательным в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обращаясь в суд с административным иском, административный истец указал, что все документы согласно установленному перечню, необходимые для решения вопроса о выдачи предварительного разрешения на продажу нежилого помещения, были предоставлены, а возлагать обязанность по предоставлению нотариально удостоверенного предварительного договора купли-продажи нежилого помещения Комитет не вправе.
Суд соглашается с данными доводами истца по следующим основаниям.
Так, пунктом 2.6 Административного регламента определен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления указанной государственной услуги.
В соответствии с п.п. 2.6.2, 2.6.4 Административного регламента к заявлению о выдаче предварительного разрешения прикладываются документы: а) документы, удостоверяющие личность заявителя; б) письменное согласие законного представителя, если с заявлением обращается несовершеннолетний, достигший 14-летнего возраста; в) свидетельство о рождении несовершеннолетнего; г) паспорт несовершеннолетнего, для ребенка старше 14 лет; д) свидетельство о заключении, расторжении брака между родителями (законными представителями) несовершеннолетнего (п.2.6.2).
В случае совершения сделок с жилыми помещениями, права на которые имеет несовершеннолетний, дополнительно к документам, указанным в пунктах 2.6.2 и 2.6.3 Регламента, представляются следующие документы: а) правоустанавливающие документы на жилые помещения в случае, если права на них не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; б) документы, содержащие техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям; в) договор (в том числе предварительный) купли-продажи, мены, дарения, найма (аренды), передачи в безвозмездное пользование или в залог, о разделе имущества или выдел из него долей; договор о передаче имущества в пользование на срок более чем на 5 лет (п.2.6.4).
Пунктом 2.8.1 Административного регламента установлено, что органы опеки и попечительства не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Причисленные положения Административного регламента указывают на необходимость предоставления договора (в том числе предварительного) купли-продажи в случае совершения сделок с жилыми помещениями.
По настоящему делу несовершеннолетняя Г. и ФИО3 в заявлениях просили выдать предварительное разрешение на продажу нежилого помещения, при этом предусмотренный п.2.6.2 Административного регламента перечень документов был предоставлен.
В данный перечень документов, являющийся исчерпывающим, нотариально удостоверенный предварительный договор купли-продажи не входит.
При этом предоставление иных документов согласно п. 2.8.1 Административного регламента органы опеки и попечительства не вправе были требовать.
Кроме того, следует отметить, что действующее федеральное законодательство не содержит норм, обязывающих стороны гражданских сделок заключать в обязательном порядке предварительный договор, в том числе и в случае совершения сделок с имуществом несовершеннолетних.
В соответствии с п.1 ст. 420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (п.1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ).
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п.4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п.1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ).
Статья 429 Гражданского кодекса РФ, регламентируя вопросы о предварительном договоре, не устанавливает случаи, когда его заключение обязательно, определяет его содержание, как основание для возникновения обязанности заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором, а также указывает на заключение предварительного договора в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме, несоблюдение которой влечет ничтожность предварительного договора (пункты 1 и 2).
Отказывая в выдаче предварительного разрешения на указанном выше основании, Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» фактически возлагает обязанность заключить предварительный договор не только на лицо, обращающееся за получением государственной услуги, но и определяет поведение другой стороны по предполагаемой сделке, в то время, как обязанность по получению предварительного разрешения на совершение сделки действующим законодательством возложена исключительно на опекуна (попечителя, родителей).
Совокупность сведений, подлежащих указанию в заявлении, а также документальное их подтверждение, свидетельствует о том, что основные (существенные) условия предполагаемой сделки, которые аналогичны условиям предварительного договора, сообщаются органу опеки и попечительства и достаточны для принятия соответствующего решения независимо от заключения предварительного договора (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 14.02.2018 №-АПГ17-31).
В заявлениях Г. и ФИО3, и прилагаемых документах подробно указаны сведения о предполагаемой сделке, технические характеристики отчуждаемого имущества, оценка рыночной стоимости объекта, сведения о счете несовершеннолетней, на который будет произведено перечисление денежных средств, полученных при продаже, обязательства о предоставлении не позднее 6 месяцев с момента выдачи разрешения представить в орган опеки и попечительства документы, подтверждающие совершение в соответствии с действующим законодательством указанного в заявлении действия с имуществом несовершеннолетнего.
При таких обстоятельствах у Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» отсутствовали основания для непредоставления государственной услуги по выдаче предварительного разрешения на отчуждение имущества, принадлежащего несовершеннолетней Г.
На основании изложенного заявленные административным истцом требования являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать отказ Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» №-оп от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» устранить препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов Г. путем выдачи соответствующего предварительного разрешения на продажу машино-места, принадлежащего несовершеннолетней Г., расположенного по адресу: <адрес> по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд города Читы.
Судья Шестаков Д.А.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ