Дело №а-336/2022 копия
40RS0№-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 01 июня 2022 года
Малоярославецкий районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Мартыновой Н.Н.
при секретаре Ерминой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рослова Владимира Ильича к Межрайонной инспекции налоговой службы № по <адрес> о признании незаконными действий по начислению налогов,
установил:
Рослов В.И., действуя через представителя по доверенности Халилову Н.С., ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с административным исковым заявлением о признании действий Межрайонной инспекции налоговой службы № по <адрес> (далее – МИФНС № по <адрес>) по начислению налогов на имущество незаконными. В обоснование административных исковых требований указано, что административный истец является собственником 29 земельных участков, расположенных на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ МИФНС № по <адрес> направило административному истцу уведомление на уплату налогов за 2020 год, из которого он узнал, что в отношении ряда земельных участков применена повышенная налоговая ставка в размере 1,5%, с чем административный истец не согласен, поскольку данные земельные участки расположены на землях населенных пунктов и предназначены для индивидуального жилищного строительства, их коммерческое использование невозможно, данные участки приобретены административным истцом для семейных нужд с целью вложения и сохранения денежных средств. Кроме того, излишне вменен налог на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, поскольку он снят с кадастрового учета в результате раздела на три земельных участка с кадастровыми номерами №. Вышестоящий орган УФНС по <адрес> на жалобу административного истца выдал заключение о необоснованности его жалобы. Отказ мотивирован тем, что в разные годы административный истец часть земельных участков продал, а также тем, что участки не застроены. С данными доводами истец также не согласен, поскольку участки он продавал в рамках осуществления полномочий по распоряжению имуществом, продавая которые нес налоговое бремя. Административный истец является индивидуальным предпринимателем, однако владение и пользование земельными участками для индивидуального жилищного строительства не связано с осуществлением предпринимательской деятельностью. Административный истец просит признать незаконными действия МИФНС № по <адрес> по исчислению налогов на земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, не используемые в предпринимательской деятельности, с применением повышенных ставок и коэффициентов, отраженных в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать МИФНС № по <адрес> привести расчет земельного налога на перечисленные в налоговом уведомлении объекты в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной налоговой службы РФ по <адрес>, Рослова Наталья Егоровна, Молчанов Юрий Анатольевич.
Административный истец Рослов В.И. и его представитель по доверенности Халилова Н.С. в суде административные исковые требования поддержали и просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика ИФНС № по <адрес> по доверенности Кривцова Н.В. в суде возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной налоговой службы РФ по <адрес>, будучи надлежаще извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил, руководитель Управления Ламакин А.Ю. письменным отзывом в адрес суда просил отказать в удовлетворении исковых требований, дело рассмотреть в отсутствие представителя Управления.
Заинтересованное лицо Рослова Н.Е. в суде административные исковые требования полагала подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо Молчанов Ю.А., будучи надлежаще извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что административный истец является собственником недвижимого имущества, земельных участков, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, в том числе: с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>; ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (собственником другой ? доли является Молчанов Ю.А.).
Также административный истец является собственником на праве общей совместной собственности с Рословой Н.Е. земельных участков с кадастровым номером №, с кадастровым номером №, с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
МИФНС № по <адрес> в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика Рослова В.И. передано налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в срок до ДД.ММ.ГГГГ Рослову В.И. необходимо уплатить транспортный и земельный налоги, налог на имущество физических лиц.
Согласно данному налоговому уведомлению в отношении принадлежащих административному истцу Рослову В.И. земельных участков с кадастровыми номерами №, за 2020 год применена налоговая ставка 1,50%. Аналогичная ставка применена в отношении ? доли в праве собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №. А также за три месяца владения в 2020 году по такой же ставке произведен расчет земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению №, согласно которому в отношении земельного участка, принадлежащего Рослову В.И. с кадастровым номером № (<адрес>) исключено применение повышающего коэффициента; в отношении принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами № (<адрес>) изменена налоговая ставка с 1,5% на 0,2%; в отношении земельного участка с кадастровым номером № применена льгота, изменена сумма исчисленного налога с 18 811 рублей на 7 066 рублей.
В силу п. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 2 ст. 387 Налогового кодекса РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительный орган федеральной территории "Сириус") определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.
На основании п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки (п. 2 ст. 391 НК РФ).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (п. 4 ст. 391 НК РФ).
В силу положений ст. 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Постановлением Городской Думы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на момент вынесения оспариваемого налогового уведомления) «Об утверждении Положения «О земельном налоге на территории муниципального образования городское поселение «<адрес>» установлены размеры налоговых ставок в следующих размерах:
- 0,2 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 1,5 процента в отношении: прочих земельных участков; земель, используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Решением Сельской Думы МО СП «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в решение Сельской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования сельского поселения «<адрес>», распространяющимся на правоотношения с ДД.ММ.ГГГГ, установлены налоговые ставки в следующих размерах от кадастровой стоимости земли:
- 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Решением Сельской Думы СП «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О земельном налоге на территории сельского поселения «<адрес>» установлены налоговые ставки в следующих размерах:
- 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 0,1 процента в отношении земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Рослов В.И. обратился в МИФНС № по <адрес> с жалобой на налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, заключением № начальника МИФНС № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ доводы Рослова В.И. о неправильном применении повышенной налоговой ставки и неверном исчислении земельного налога, излишнего вменения земельного налога на земельный участок с кадастровым номером №, неверном указании кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, в удовлетворении жалобы отказано.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Рослова В.И. о признании незаконными действий МИФНС № по <адрес> по начислению земельного налога Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> признаны действия МИФНС № по <адрес> незаконными в части расчета на земельный налог с кадастровым номером № исходя из неверного указания кадастровой стоимости земельного участка (364900 рублей вместо 336188 рублей), на МИФНС № по <адрес> возложена обязанность произвести перерасчет суммы налога, в остальном жалобы Рослова В.И. оставлена без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Рослова В.И. МИФНС № по <адрес> сообщено, что в базу данных налогового органа внесена корректировка кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 336 188 рублей, в связи с чем произведен перерасчет земельного налога.
Судом установлено, что основанием для применения ставки 1,5% при расчете земельного налога за 2020 год административному истцу послужило использование им земельных участков с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» в предпринимательской деятельности.
Согласно Письму ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N БС-4-21/6245@ «Об исчислении земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», используемых в предпринимательской деятельности», Письму Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об исчислении земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», используемых в предпринимательской деятельности», Письму Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№ по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли для индивидуального жилищного строительства (Определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 301-КГ18-7425); применение индивидуальным предпринимателем, целью экономической деятельности которого является извлечение прибыли, пониженной ставки земельного налога недопустимо (Определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 305-КГ17-20424); необходимость использования земельных участков по целевому назначению для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, была отмечена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-КГ18-20670 по делу № А66-16992/2017 и от ДД.ММ.ГГГГ№-КГ18-16987 по делу № А41-80451/2017.
Таким образом, для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного использования земельного участка, необходимо также учитывать целевой характер использования указанных земельных участков.
Учитывая изложенное, исчисление земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», используемых в предпринимательской деятельности и предназначенных для дальнейшей перепродажи, осуществляется с учетом налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса.
Поскольку налоговая ставка 0,3 % по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования земель по их прямому назначению, наличие оснований для ее применения должен обосновать налогоплательщик.
Согласно выписке из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ Рослов В.И. является индивидуальным предпринимателем, основным видом деятельности которого является торговля оптовая скобяными изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием и принадлежностями, дополнительными видами являются, в том числе: аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, аренда и управление собственным или арендованным жилым недвижимым имуществом, аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
МИФНС № по <адрес> в целях установления соответствия использования Рословым В.И. земельных участков их разрешенному использованию ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос в администрацию МО МР «<адрес>» о проведении осмотра принадлежащих Рослову В.И. земельных участков, расположенных на территории <адрес>, с кадастровыми номерами №.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО МР «<адрес>» сообщила, что в результате осмотра земельных участков с кадастровыми номерами 40№ каких-либо построек на них не обнаружено, данные земельные участки не огорожены, осмотреть земельные участки с кадастровыми номерами № осмотреть не представилось возможным в связи с погодными условиями.
Также установлено, что Рословым В.И. за период с 2012 года по 2018 год Рословым В.И. реализовано по договорам купли-продажи с физическими лицами 11 земельных участков, что подтверждается материалами дела и не оспаривается административным истцом.
Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О указывает, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства. Согласно Земельному кодексу Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования, это обязывает собственников земельных участков использовать их с учетом целевого назначения, что соответствует одному из принципов земельного законодательства о делении земель по целевому назначению на категории, при этом разрешенное использование земельных участков как инструмент земельного права дополняет и уточняет понятие категории земель для обеспечения целевого и рационального их использования, оказывает влияние на стоимость земельного участка, а также способствует реализации принципа платности землепользования (подпункты 7 и 8 пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 7, статья 42 и пункт 1 статьи 65). Данное регулирование, исходя из находящихся в системной связи положений указанных федеральных законов, предполагает, что налогоплательщик должен использовать принадлежащий ему земельный участок в соответствии с тем видом разрешенного использования, который в установленном порядке определен в отношении земельного участка с отражением сведений о нем в Едином государственном реестре недвижимости. В ином случае с учетом принципа экономического основания налога создавались бы препятствия для определения объективных показателей элементов налогообложения, в том числе размера налоговой ставки, для целей исчисления и уплаты земельного налога. Кроме того, как ранее отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, при оценке возможности применения пониженной ставки земельного налога не может не учитываться целевое назначение земельного участка, являющегося объектом налогообложения (Определение от ДД.ММ.ГГГГ№-О).
Исходя из установленных судом обстоятельств суд приходит к выводу о том, что использование административным истцом земельных участков в предпринимательской деятельности исключает возможность применения к ним пониженной налоговой ставки в размере 0,3 процента.
Доказательств обратного, а также использования земельных участков, в отношении которых налоговым органом применена повышенная ставка в размере 1,5 %, в соответствии с их целевым назначением – для индивидуального жилищного строительства, административным истцом суду не представлено.
Суд также приходит к выводу о том, что МИФНС № верно произведен расчет земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером № за три месяца 2020 года, поскольку согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ право собственности Рослова В.И. на земельный участок прекращено ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Рослову Владимиру Ильичу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Малоярославецкий районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись Н.Н. Мартынова
Копия верна. Судья Н.Н. Мартынова