ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-337/2021 от 24.03.2021 Тукаевского районного суда (Республика Татарстан)

дело а-337/2021

УИД: 16RS0031-01-2021-000515-83

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 марта 2021 года город Набережные Челны

Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Зверевой О.П., секретаре Габдуллиной Э.Н.,

с участием представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 ФИО7 к межмуниципальному отделу по г. Набережные Челны и Тукаевскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконным ответа межмуниципального отдела по г. Набережные Челны и Тукаевскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем исключения из ЕГРН сведений о границах земельного участка,

установил:

ФИО6 обратился в суд с иском к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, межмуниципальному отделу по г. Набережные Челны и Тукаевскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконным ответа межмуниципального отдела по г. Набережные Челны и Тукаевскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем исключения из ЕГРН сведений о границах земельного участка.

В обоснование своих требований указал, что ФИО4 является членом СНТ «Ассорти» и пользуется земельным участком , площадью <данные изъяты> кв.м, из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории, установлен вид разрешенного использования. В целях постановки на кадастровый учет административный истец обратился к кадастровому инженеру. В ходе выполнения работ, кадастровым инженером было установлено наложение его земельного участка на земельный участок с кадастровым номером , кроме того установлено, что у данного земельного участка отсутствует правообладатель. Фактически земельный участок на местности не существуют.

Определением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу по административному исковом заявлению к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в связи с поступившим от представителя административного истца ФИО4 – ФИО2 отказом от административного иска к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным ответа межмуниципального отдела по г. Набережные Челны и Тукаевскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем исключения из ЕГРН сведений о границах земельного участка.

В судебное заседание административный истец ФИО4 не явился, извещен, обеспечил явку своего представителя – ФИО2 который уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Тукаевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО3 просила в удовлетворении административного иска отказать, доводы, изложенные в письменном отзыве поддержала. Суду пояснила, что ответ отдела от ДД.ММ.ГГГГ подготовлен и направлен в порядке рассмотрения заявления ФИО4 в лице ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ вх. -з об исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка. Обращения и заявления о снятии с государственного кадастрового учета вышеуказанного земельного участка в отдел не поступали. Таким образом, данный ответ не является процессуальным решением по осуществлению государственного кадастрового учета, а именно отказом в осуществлении государственного кадастрового учета, а лишь разъясняет порядок исключения сведений из ЕГРН.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Из системного толкования положений статьей 218, 226 и 227 КАС РФ следует, что для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействие) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.

С 01 января 2017 года государственный кадастровый учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», частями 2 и 3 статьи 41 которого предусмотрено, что в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков.

Земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 года в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях (часть 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ).

Порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года № 943), в зависимости от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРП сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.

Данная норма применяется при отсутствии правового интереса землепользователей в оформлении прав на землю, чего в данном случае не усматривается, требует обращения в органы кадастрового учета, а также соблюдения процедуры, установленной пунктом 181 Порядка ведения ЕГРН, чего произведено также не было.

Таким образом, предусмотренная в пункте 181 Порядка ведение ЕГРН обязанность органа государственного кадастрового учета направить информацию о таких земельных участках указанным лицам и организациям установлена с целью обеспечения прав и законных интересов лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены снятием с государственного кадастрового учета земельного участка.

Данная норма позволяет собственнику расположенного на таком земельном участке недвижимого имущества на основании пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающего его исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду, реализовать свое право на приобретение земельного участка под зданием в собственность и, следовательно, направлена на недопущение ущемления его прав.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровым плане территории из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Установлен вид разрешенного использования земельному участку расположенному по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Комсомольское сельское поселение, СНТ «Ассорти», участок , для ведения садоводства.

Из заключения кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе спутниковых геодезических измерений земельного участка расположенного по адресу: <адрес> было выявлено наложение на земельный участок с кадастровым номером . По сведениям ГКН и по фактическому забору координаты земельного участка отличаются. У земельного участка с кадастровым номером имеется реестровая ошибка. Из-за реестровой ошибки невозможно поставить на кадастровый и регистрационный учет земельный участок с номером <данные изъяты> который на основании постановления Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района выделен ФИО4

ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет Тукаевского муниципального комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в своем ответе отказал в удовлетворении заявления, мотивировав свой отказ тем, что ведение ЕГРН осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, ведения ЕГРН, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Рекомендовано обратиться в Управление Росреестра Республики Татарстан.

Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеет статус «актуальные, ранее учтенные».

ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО1ФИО5 обратился в территориальный отдел Управления федеральной службы, кадастра и картографии по Тукаевскому району Республики Татарстан с заявлением (вх. -з) об исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком заявителю дан письменный ответ за на его обращение с разъяснением порядка исключения сведений из ЕГРН.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО4 с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером не обращался.

Суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не содержит данных о нарушении прав истца, имеется только ссылка на закон, заявление рассмотрено в установленные законом сроки, ответ дан уполномоченным органом.

Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Как видно из материалов дела заявитель к Управлению Росреестра ранее по вопросу снятия земельного участка с кадастрового учета не обращался.

Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от дата № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.

В настоящее время, в связи с вступлением в силу с 01 января 2017 года Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости (далее - Закон N 218-ФЗ) установлено, что сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Федеральным законом сведений, является Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), а не государственный кадастр недвижимости.

Согласно части 3 статьи 61 Закона № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке (часть 9 статьи 61 Закона № 218-ФЗ).

Поскольку предусмотренной ст. 227 КАС РФ совокупности условий для признания оспариваемого ответа незаконным не установлена, суд приходит к выводу об отказе ФИО4 в административных исковых требованиях в полном объеме.

Административный истец не лишен права обратиться в суд с требованиями об исключении из ЕГРН сведений о границах земельных участков, исправлении реестровой ошибки в исковом порядке. Либо обратиться с заявлением к Управлению Росреестра по вопросу снятия земельного участка с кадастрового учета.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО4 ФИО8 к межмуниципальному отделу по г. Набережные Челны и Тукаевскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконным ответа межмуниципального отдела по г. Набережные Челны и Тукаевскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем исключения из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером , оставить без удовлетворения полностью.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через Тукаевский районный суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение составлено 06 апреля 2021 года.