Дело №а-3404/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 17 мая 2022 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
судьи Фоменко С.В.,
при секретаре Михайловой Е.Ю.,
с участием административного истца Прокопишина В.П.,
представителя административного истца Шевченко Ю.Н.,
представителя административного ответчика Русовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокопишина Виталия Петровича о признании незаконными действий начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю Чалой Татьяны Кирилловны, выразившихся в проведении камеральной проверки действий генерального директора ООО "Луч" Прокопишина В.П., анализа, искажающего действительность, отраженного в рапорте об обнаружении в действиях Прокопишина В.П. признаков преступления, предусмотренного ст.322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов
УСТАНОВИЛ:
Прокопишин В.П. обратилсяь в суд с административным о признании незаконными действий начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю Чалой Татьяны Кирилловны, выразившихся в проведении камеральной проверки действий генерального директора ООО "Луч" Прокопишина В.П., анализа, искажающего действительность, отраженного в рапорте об обнаружении в действиях Прокопишина В.П. признаков преступления, предусмотренного ст.322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов.
В обоснование указав, что ООО "Луч" на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Общества является оказание гражданам услуг по предоставлению временного проживания. Ставя под сомнение порядок постановки на учет по месту пребывания, предусмотренный действующим законодательством Российской Федерации, врио начальника УВМ УМВД России по Камчатскому краю подполковник полиции Чалая Т.К. провела незаконную камеральную проверку, как в отношении ООО "Луч", так и в отношении генерального директора ООО "Луч" Прокопишина В.П. По результатам проведенной поверки составила рапорт на имя начальника УМВД России по Камчатскому краю ФИО6 об обнаружении в действиях Прокопишина В.П. признаков преступления, предусмотренного ст.322.2 УК РФ. Указанные действия Чалой Т.К. повлекли инициирование доследственной проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ, в связи с чем составлен КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако у Чалой Т.К. отсутствовали предпосылки и правовые основания для проведения камеральной проверки, анализа действий как Прокопишина В.П., так и ООО "Луч", которые в конечном итоге повлекли незаконное составление рапорта. Из материала КУСП № следует, что рапорт передан в отдел организации дознания. ДД.ММ.ГГГГ старшим дознавателем ОД УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому ФИО7 возбуждено уголовное дело № по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ, в отношении ФИО8, согласно соответствующему постановлению о возбуждении уголовного дела, поводом и основанием для возбуждения уголовного дела послужили оспариваемые действия административного ответчика, отразившиеся в рапорте. Кроме того, рапорт об обнаружении признаков преступления начальник УВМ УМВД России по Камчатскому краю Чалая Т.К. составила, не имея статуса дознавателя, следователя на основании анализа, которым фактически искажает действительное содержание сведений информационных систем МВД России. Не ясны положения законодательства РФ, на основании которых Чалая Т.К. вправе осуществлять какую-либо камеральную проверку, делать анализ сведений, искажая фактическое содержание информационных систем МВД России. Административный истец считает, что Чалая Т.К. не имела предусмотренных законом прав на проведение камеральной проверки.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечено в качестве административного ответчика УМВД России по Камчатскому краю, заинтересованное лицо ООО "Луч".
Административный истец Прокопишин В.П., действующий за себя и как представитель заинтересованного лица ООО "Луч" и представитель административного истца Шевченко Ю.Н. в судебном заседании поддержали требования административного искового заявления по основаниям, в нем изложенным.
Представитель административного ответчика УМВД России по Камчатскому краю Русова Т.В. заявленные исковые требования полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению, дополнительно пояснила, что УМВД проводились проверочные мероприятия в соответствии с Законом о полиции по сведениям, имеющимся в базах данных УВМ.
Административный ответчик начальник Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю Чалая Т.К., извещенная судом о месте и времени судебного заседания, участия в нем не принимала.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно п. 14 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее-Регламент) лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, приведшие к нарушению их прав и свобод, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации или в суд.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 699 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с которым одними из основных задач МВД России являются обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел (пункт 2 Положения). МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением (пункт 3 Положения).
Как следует из содержания и смысла положений статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции", основными направлениями деятельности полиции являются: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах.
Права полиции, предоставленные для выполнения возложенных на нее обязанностей, определены статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции".
Пунктом 10 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возложена обязанность по осуществлению оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом.
Функция федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции как на это указано в п. 33 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" реализуется органами полиции и заключается в контроле за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации.
В системе МВД России исполнение государственной функции осуществляется должностными лицами подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, а также иными подразделениями, выполняющими задачи по защите личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, производству по делам об административных правонарушениях, исполнению административных наказаний, обеспечению правопорядка в общественных местах (п. 44 Регламента).
Действия сотрудников по установлению наличия события административного правонарушения, лица, совершившего противоправные действия (бездействие), виновности лица в совершении административного правонарушения, а также по выявлению иных обстоятельств нарушения гражданином или должностным лицом Правил регистрации, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" (п. 47 Регламента).
В соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Положениями частей 1, 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением - для проживания.
В силу ст. 3 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - база данных), содержащий в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих в соответствии со статьей 5 настоящего Закона регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы вправе осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в базе данных, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.
Согласно п. 1 и 3 Регламента МВД России и его территориальные органы осуществляют государственную функцию по контролю за соблюдением гражданами, нанимателями (собственниками) жилых помещений правил регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета.
Как следует из п.4,5 Регламента методическое обеспечение и координация деятельности по исполнению государственной функции в отношении территориальных органов МВД России осуществляется Главным управлением по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации. При исполнении государственной функции осуществляется взаимодействие с иными правоохранительными органами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями (в том числе подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями), а также должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.
Предметом контроля является соблюдение гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, Правил регистрации (п.7 Регламента).
В силу п.11 Регламента сотрудники, уполномоченные на исполнение государственной функции, имеют право: проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, являющихся предметом контроля. Требовать от руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя: документы и сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации в сфере регистрационного учета, подтверждающие надлежащее исполнение гражданами, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, Правил регистрации, иные документы и сведения, относящиеся к предмету проверки и необходимые для целей проверки. Запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки. Сотрудники, имеющие специальные звания полиции, при исполнении государственной функции реализуют права, закрепленные в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции".
Согласно п. 12 Регламента при исполнении государственной функции сотрудники обязаны выявлять причины административных правонарушений в сфере регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению. При выявлении в ходе проверки признаков состава преступления принимать решение в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации
В соответствии с п. 60 Регламента при установлении сотрудниками фактов нарушения Правил регистрации, за которые статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, материалы проверки, свидетельствующие о признаках фиктивной регистрации либо иных уголовно наказуемых деяний, представляются руководителю (начальнику) территориального органа МВД России для принятия решения о рассмотрении материалов в порядке, предусмотренном Инструкцией.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ врио начальника УВМ УМВД России по Камчатскому краю Чаловй Т.К. составлен рапорт об обнаружении признаков преступления и регистрации факта в КУСП УМВД России по Камчатскому краю. Как следует из рапорта, в ходе анализа сведений, содержащихся в федеральных и региональных информационных системах МВД России установлено, что в период с 2017 года по настоящее время генеральный директор ООО "Луч" Прокопишин В.П., выступая в качестве представителя юридического лица, за денежное вознаграждение осуществлял фиктивную регистрацию граждан РФ по месту пребывания в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности ООО "Луч", без намерения предоставить им эти помещения для фактического проживания, извлекая из указанной деятельности незаконный доход. На регистрационном учете в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, общей площадью 61,2 кв.м., зарегистрировано 634 человека; в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, общей площадью 230,1 кв.м., зарегистрировано 588 человека. В действиях Прокопишина В.П. усматриваются признаки преступления, предусмотренные статьей 322.2 УК РФ.
На основании указанного рапорта в КУСП ДД.ММ.ГГГГ внесена запись №.
Рапортом начальника ООД УМВД России по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ начальнику УМВД России по Камчатскому краю доложено о поручении проверки по материалу КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам органа дознания УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому.
В ответ на обращение генерального директора ООО "Луч" Прокопишина В.П. врио начальник УВМ УМВД России по Камчатскому краю ФИО11 сообщил ДД.ММ.ГГГГ, что поведенной по обращению проверкой установлено, мониторинг адресов с признаками массовой регистрации граждан осуществляется должностными лицами подразделений по вопросам миграции в рамках реализации возложенных на них полномочий. Мониторинг, связанный с вызовом граждан РФ, зарегистрированных в жилом помещении на основании заключенного договора найма с собственником этого жилого помещения, и проверка соответствия заключенного договора действующему законодательством начальником отделения ОВМ УМВД России по Камчатскому краю ФИО12 не проводился, граждане, заключившие договор найма жилого помещения по адресу г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> ООО "Луч", ею не опрашивались, нарушений в её действиях при выполнении должностных обязанностей не установлено, основания для проведения служебной проверки отсутствуют.
Довод административного истца о том, что действия административного ответчика свидетельствуют о необоснованном противозаконном ограничении прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения административного дела.
Сведений о проведении административным ответчиком Чалой Т.К. камеральной проверки в отношении административного истца в материалы дела не представлено, судом не установлено.
Составление рапорта начальником Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю Чалой Т.К., при исполнении служебных обязанностей не противоречит действующему законодательству.
Административный ответчик действовала в пределах своих полномочий, как должностное лицо, исполнение сотрудником полиции своих должностных обязанностей по выявлению фактов фиктивной регистрации не нарушает права административного истца.
Административное исковое заявление, каких-либо доводов, обосновывающих необходимость признать незаконными действия административного ответчика начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю Чалой Т.К., выразившихся в проведении камеральной проверки действий генерального директора ООО "Луч" Прокопишина В.П., анализа, искажающего действительность, отраженного в рапорте об обнаружении в действиях Прокопишина В.П. признаков преступления, предусмотренного ст.322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации не содержит и судом не установлено.
Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав, свобод или законных интересов, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного иска Прокопишина В.П.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного иска Прокопишина Виталия Петровича о признании незаконными действий начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю Чалой Татьяны Кирилловны, выразившихся в проведении камеральной проверки действий генерального директора ООО "Луч" Прокопишина В.П., анализа, искажающего действительность, отраженного в рапорте об обнаружении в действиях Прокопишина В.П. признаков преступления, предусмотренного ст.322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья