Дело №а-340/2020 26 февраля 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сестрорецкий районный суд Санкт - Петербурга в составе председательствующего судьи Максимовой А.В.,
При секретаре ФИО2,
С участием представителя административного истца ФИО3,
Представителя административного ответчика ФИО4,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт – Петербурга о признании распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ незаконным
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт – Петербурга о признании распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, мотивируя свое обращение тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлял предпринимательскую деятельность по развитию и функционированию детского центра интенсивного развития «Точка роста» на <адрес>, корпус 2, пом. 4-Н, СПб, с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ между сторонами был заключен договор №/<адрес> предоставлении субсидии из бюджета Санкт – Петербурга на возмещение затрат в соответствии со специальной программой «Субсидирование затрат малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста», в 2017 году истцом для получения субсидии были предоставлены необходимые документы, став победителем конкурсного отбора, истец получил от ответчика субсидию в размере 400 000 руб. на возмещение уже произведенных затрат на развитие группы дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста, ДД.ММ.ГГГГ истцом была предоставлена отчетность об использовании субсидии с приложением подтверждающих документов, что средства субсидии были направлены на оплату аренды помещения для детского центра за ноябрь и декабрь 2017 года, за январь 2018 года, ДД.ММ.ГГГГ истцом предоставлялся отчет о достижении целевых показателей эффективного использования субсидии за 2018 год, после прекращения предпринимательской деятельности истцом ответчиком было издано распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ о возврате ФИО1 субсидий в бюджет Санкт – Петербурга, которое истец считает незаконным, поскольку истребование у истца субсидии не будет соответствовать целям ее выдачи, поскольку цель договора достигнута, при этом ФИО1 условий предоставления субсидий не нарушал, бюджетные средства истрачены им по целевому назначению, при этом истец достиг целевых показателей эффективности, установленных порядком предоставления субсидий, которые были им предоставлены и приняты ответчиком без замечаний (л.д.3-10).
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о рассмотрении дела судом.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО3 в судебное заседание явилась, поддержала заявленные исковые требования.
Представитель административного ответчика Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт – Петербурга ФИО4 в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала в полном объеме, против удовлетворения иска возражала.
ВРФ «О статусе военнослужащих не распространяется на заявителя.
ВАВыслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им соответствующего решения ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25).
Распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт – Петербурга №-р от ДД.ММ.ГГГГ утверждена специальная программа «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста».
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт – Петербурга (далее – Комитет) и ИП ФИО1 (получатель субсидий) был заключен договор №/<адрес> предоставлении субсидии на создание групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста, по условиям которого Комитет обеспечивает безвозмездное и безвозвратное перечисление средств бюджета Санкт – Петербурга в целях финансового обеспечения (возмещения) произведенных и документально подтвержденных затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с п. 3 специальной программы «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста», утвержденной распоряжением Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№-р и перечнем затрат, подлежащих возмещению в соответствующем финансовом году за счет субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства по Специальной программе, утверждаемым Комитетом, а получатель субсидии обязуется выполнить все условия, предусмотренные настоящим договором.
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом и ИП ФИО1 подписан акт №/<адрес> об исполнении обязательств получателя субсидий по договору, который является основанием для перечисления бюджетных средств получателю субсидий в размере 964 615 руб. 91 коп. Субсидия в размере 964 615 руб. 91 коп. была перечислена ИП ФИО1 Комитетом на основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом и ИП ФИО1 было заключено соглашение №/<адрес> об обеспечении функционирования групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста, по условиям которого получатель субсидии обязуется создать и обеспечить функционирование групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста в течение не менее трех лет с момента получения субсидий на создание Центра времяпрепровождения детей (п. 1.1 соглашения).
Таким образом, по условиям указанного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, Центр времяпрепровождения детей должен был функционировать как минимум по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт – Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке предоставления в 2017 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт – Петербурге», распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт – Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О реализации постановления Правительства Санкт – Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№», на основании решения конкурсной комиссии на право получения в 2017 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт – Петербурге от ДД.ММ.ГГГГ№, распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт – Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№-р, ИП ФИО1 была предоставлена субсидия в размере 400 000 руб. на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательстве в Санкт – Петербурге в целях возмещения затрат в соответствии со специальной программой «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста», утвержденной распоряжением Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт – Петербурга и ИП ФИО1 (получатель субсидии) был заключен договор №/<адрес> предоставлении субсидии из бюджета Санкт – Петербурга на возмещение затрат в соответствии со специальной программой «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста», предметом которого является предоставление из бюджета Санкт – Петербурга в 2017 году ИП ФИО1 субсидии в целях возмещения затрат в соответствии с перечнем затрат, подлежащих возмещению в 2017 году за счет субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, и предельного объема из возмещения, являющегося приложением к Порядку предоставления субсидий, по специальной программе «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возврата», утвержденной распоряжением Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№-р, в размере 400 000 руб.
Согласно п. 2 договора №/<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, субсидия предоставляется при условии согласия получателя субсидии на осуществление Комитетом и Комитетом государственного финансового контроля Санкт – Петербурга обязательных проверок соблюдения получателем субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидии; соблюдение получателем субсидии иных условий, установленных п. 2.2 Порядка предоставления субсидии (л.д.13-16).
Субсидия в размере 400 000 руб. была перечислена ИП ФИО1 Комитетом на основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом и ИП ФИО1 заключено дополнительное соглашение к договору от ДД.ММ.ГГГГ№/<адрес>, в соответствии с п. 5 которого договор №/<адрес> дополнен пунктом 6.8, согласно которому получатель субсидии (ИП ФИО1) обязан уведомить Комитет в трехдневный срок о возникновении обстоятельств, не позволяющих выполнить условия настоящего договора, в том числе о начале процедуры ликвидации (банкротства) получателя субсидии, и осуществить возврат в бюджет Санкт – Петербурга субсидии в порядке и сроки, установленные настоящим договором (л.д.17-18).
Согласно п.п. 1,2 и 7 постановления Правительства Санкт – Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по совершенствованию управления в сфере промышленной политики, инноваций и торговли в Санкт – Петербурге», Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт – Петербурга создан в результате реорганизации Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт – Петербурга путем присоединения с нему Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт – Петербурга. Правовые акты Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт – Петербурга действуют до признания их утратившими силу в соответствии с правовыми актами Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт – Петербурга.
Таким образом, Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт – Петербурга с ДД.ММ.ГГГГ является правопреемником Комитата по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт – Петербурга.
Распоряжением Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт – Петербурга №-р от ДД.ММ.ГГГГ постановлено провести проверку в отношении ИП ФИО1 с целью принятия (не принятия) решения о возврате субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт – Петербурга в рамках реализации специальной программы «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста».
Задачами проверки являются установление наличия (отсутствия) нарушений получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии, условий договора о предоставлении субсидии из бюджета Санкт – Петербурга на возмещение затрат в соответствии со специальной программой от ДД.ММ.ГГГГ№/<адрес>, а также оценка достижения (недостижения) получателем субсидии целевых показателей эффективности использования субсидии путем проверки предоставленной получателем субсидии отчетности о достижении показателей эффективного использования субсидии.
По результатам указанной проверки специалистами Комитета был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что получателем субсидии ИП ФИО1 предоставлена отчетность об использовании субсидии, предоставлен отчет о достижении целевых показателей, достигнуты целевые показатели эффективности использования субсидии, однако выявлены нарушения условий договора о предоставлении субсидии, а именно: в нарушение п. 5 дополнительного соглашения к договору от ДД.ММ.ГГГГ№/<адрес> получатель субсидии не уведомил Комитет в трехдневный срок о начале процедуры ликвидации (банкротства) и не осуществил возврат субсидии в бюджет Санкт – Петербурга.
ФИО1 Комитетом было направлено по почте уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ о нарушении условий договора о предоставлении субсидии, установленных п. 5 дополнительного соглашения к договору. ФИО1 Комитетом было предложено исправить выявленные нарушения до ДД.ММ.ГГГГ, в случае не устранения нарушений в установленные в уведомлении сроки Комитет в течение пяти рабочих дней со дня истечения указанных сроков принимает решение о возврате в бюджет Санкт – Петербурга субсидий, полученных ФИО1 Также ФИО1 Комитетом по почте был направлен акт проверки (л.д.20).
В связи с нарушением Порядка предоставления в 2017 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт – Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт – Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№, условий договора о предоставлении субсидий из бюджета Санкт – Петербурга на возмещение затрат в соответствии со специальной программой от ДД.ММ.ГГГГ№/<адрес>, Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт – Петербурга было издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-Р, которым ИП ФИО1 предписано осуществить возврат в бюджет Санкт – Петербурга субсидии в размере 400 000 руб. (л.д.11-12). Указанное распоряжение оспаривается ФИО1
ДД.ММ.ГГГГФИО1 Комитетом направлено требование о возврате субсидии в размере 400 000 руб. из бюджета Санкт – Петербурга. ДД.ММ.ГГГГ указанное требование было вручено ФИО1 (л.д.21-22).
В обоснование своей правовой позиции о признании незаконным оспариваемого распоряжения, сторона административного истца ссылается на те обстоятельства, что п. 5 дополнительного соглашения, предписывающий получателю субсидии (ИП ФИО1) обязанность уведомлять Комитет в трехдневный срок о возникновении обстоятельств, не позволяющих выполнить условия настоящего договора, в том числе о начале процедуры ликвидации (банкротства) получателя субсидии, и осуществление возврата в бюджет Санкт – Петербурга субсидии в порядке и сроки, установленные настоящим договором, не установлен типовой формой договора, что является нарушением законодательства и нарушением прав и законных интересов административного истца, функционирование центра времяпрепровождения детей в течение не менее трех лет является одним из условий предоставления субсидии, однако данное условие в рамках договора №/<адрес> не применяется к ФИО1 в связи с получением последним субсидии на возмещение понесенных затрат на развитие детского центра, при этом порядок и сроки возврата субсидии, установленные договором, обязывают возвращать субсидию не в полном объеме, а в зависимости от недостигнутых результатов.
Вместе с тем, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации). При таких обстоятельствах, ссылка стороны административного истца на незаконность включения в текст дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ положений п. 5, предписывающих получателю субсидии (ИП ФИО1) обязанность уведомлять Комитет в трехдневный срок о возникновении обстоятельств, не позволяющих выполнить условия настоящего договора, в том числе о начале процедуры ликвидации (банкротства) получателя субсидии, и осуществить возврат в бюджет Санкт – Петербурга субсидии в порядке и сроки, установленные настоящим договором, не может быть принята судом во внимание, поскольку дополнительное соглашение было подписано сторонами добровольно, его условия согласованы сторонами и ими не оспаривались.
Кроме того, по условиям соглашения №/<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, получатель субсидии (ИП ФИО1) обязуется создать и обеспечить функционирование групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возврата в течение не менее трех лет с момента получения субсидии на создание Центра времяпрепровождения детей.
Следовательно, Центр времяпрепровождения детей, созданный ИП ФИО1, должен был функционировать как минимум по ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы стороны административного истца о неприменении данного положения соглашения №/<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках договора №/<адрес>ФИО1 в связи с получением последним субсидии в размере 400 000 руб. на возмещение понесенных затрат на развитие детского центра, нельзя признать состоятельными в силу условий заключенных между сторонами соглашений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и условий предоставления субсидии ФИО1 В данном случае, в нарушение требований соглашения №/<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, договора №/<адрес> дополнительного соглашения к нему, ФИО1 не обеспечено функционирование Центра времяпрепровождения детей в установленный срок.
При этом обязанность возврата субсидии в размере 400 000 руб. в полном объеме установлена соглашением сторон в дополнительном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в рамках предоставленной компетенции Комитет осуществил все требуемые действия, связанные с разрешением постановленного вопроса, действовал в рамках предоставленных полномочий, при соблюдении требований действующего законодательства, форма и порядок вынесения распоряжения были соблюдены. Каких – либо нарушений со стороны административного ответчика из материалов дела не следует.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным распоряжения Комитета №-р от ДД.ММ.ГГГГ, суд не усматривает.
Следовательно, исковые требования административного истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Комитету по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт – Петербурга о признании распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ незаконным - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт - Петербургский городской суд через Сестрорецкий районный суд Санкт – Петербурга в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В.Максимова
Дата принятия решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.