ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-341/19 от 15.10.2019 Сюмсинского районного суда (Удмуртская Республика)

а-341/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 15 октября 2019 года

Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Пескишева Д.Н.,

при секретаре ФИО7,

с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействия Управления финансов Администрации муниципального образования «<адрес>»,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в Сюмсинский районный суд с иском к Управлению финансов Администрации муниципального образования «<адрес>» (далее – Управление) о признании незаконным бездействия Управления, выразившееся в отказе приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника – Администрации муниципального образования «Сюмсинское» (далее – Администрация) до момента устранения нарушений, то есть до исполнения исполнительного документа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ; понуждении Управления приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника – Администрации до момента устранения нарушений, то есть до исполнения исполнительного документа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ. Иск обоснован следующим. По утверждению истца, ДД.ММ.ГГГГ она направила для исполнения в Управление исполнительный документ серии ФС , выданный ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Администрации 2791440,50 рублей, равной стоимости жилого помещения общей площадью 74,5 кв.метров. ДД.ММ.ГГГГ она направила в Управление заявление сообщить о принятых мерах по исполнению судебного решения и приостановлены ли операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, на который ДД.ММ.ГГГГ получила ответ, что приостановление не произведено ввиду невозможности выполнения всех полномочий сельского поселения и может вызвать общественный резонанс. Истец считает бездействий Управления незаконным, нарушающим ее права. Правовое обоснование иска статьи 19,22,124-126 КАС РФ, статья 242.5 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ).

В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержала и пояснила, что считала, что Управление и Администрация исполняют решение суда по исполнительному листу. Позже ей сообщили представители этих органов, что денег на исполнение решения суда в отношении неё у них не имеется.

В судебное заседание от ДД.ММ.ГГГГ представители Управления, Администрации не явились, будучи извещенными о времени, дате и месте судебного разбирательства, согласно сведениям протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59), о причинах своей неявки суд не известили. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, согласно статье 150 КАС РФ.

В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53-54) представитель административного ответчика (Управления) ФИО2 возразил против иска, пояснив что исполнительный документ не исполнен с декабря 2018 года, истец не конкретизирует по каким счетам просит приостановить операции. Также представил возражения на иск (л.д. 25-26), из существа которых следует, что истцом пропущен трехмесячный срок на обращение в суд с заявленным требованием, поскольку ФИО8ДД.ММ.ГГГГ стало известно о нарушении ее прав, когда ее уведомили, что исполнительный документ не исполнен. Также возражает в связи с тем, что истцом не обоснована необходимость принятия мер по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации. По утверждению представителя ответчика, приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации приведет к прекращению абсолютно всех расходных операций по исполнению обязанностей по выполнению социально значимых функций и задач, нарушению баланса публичных интересов, ущемлению прав иных лиц, не являющихся должниками по исполнительному листу серии ФС .

В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53-54) представитель заинтересованного лица (Администрации) ФИО3 пояснил, что финансовую деятельность осуществляет Управление, если иск будет удовлетворен, будут парализованы все проекты.

Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что судебным постановлением Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ изменен способ исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО1, ФИО4, ФИО5 к Администрации, вместо «понуждения предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 74,5 кв.метров» на « взыскать с Администрации в пользу взыскателей 2791440,50 рублей» (л.д. 62-63).

В соответствии с вышеназванным определением суда ФИО1 выдан исполнительный лист серии ФС , представленный ею на исполнение в Управление ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34).

В ответе начальника Управления ДД.ММ.ГГГГ, направленного ФИО1 указано, что приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника – Администрации не представляется возможным ввиду того, что это приведет к невозможности выполнения всех полномочий сельского поселения, вызовет большой общественный резонанс (л.д. 18).

Представителем ответчика не оспаривается неисполнение вышеуказанного судебного постановления.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу пункта 2 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Администрация создана в форме муниципального казенного учреждения и действует на основании общих для организаций данного вида положений данного Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом РФ применительно к учреждениям.

Согласно пункту 3 статьи 239 БК РФ, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.

Пунктом 1 статьи 242.5 БК РФ установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

Решением Совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45 на обороте) утверждено Положение об Управлении (л.д. 41-45).

В соответствии с пунктом 1.4 положения Управление является юридическим лицом, созданным в форме муниципального бюджетного учреждения, имеет самостоятельный баланс, гербовую печать со своим наименованием и счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ. Управление может от своего имени осуществлять имущественные и неимущественные права.

Управление является органом, уполномоченным на ведение лицевого счета Администрации, соответственно, исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам Администрации, как муниципального казенного учреждения, осуществляется Управлением по правилам статьи 242.5 БК РФ.

Пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ предусмотрено, что должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года.

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 242.5 БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и(или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и(или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.

В силу пункта 5 статьи 242.5 БК РФ, орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и(или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Согласно пункту 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником требований исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения. Приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, что предусмотрено вышеуказанными положениями БК РФ.

Однако, Управление по истечении срока, предоставленного Администрации для исполнения исполнительного документа, не приостановило операции по расходованию средств на лицевом счете должника, а по истечении трехмесячного срока лишь уведомило ФИО1 о неисполнении должником требований исполнительного документа.

Управление не представило доказательств законности и обоснованности своих действий по отказу в приостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации, а также полноту принятия мер по исполнению судебного решения в установленный срок, что указывает о незаконности бездействия.

Доводы возражения представителя административного ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд, согласно статье 218 КАС РФ, и, как основание для отказа в удовлетворении исковых требований, суд отвергает, поскольку нарушение прав истца по настоящему делу неисполнением требований исполнительного документа носят длящийся характер, следовательно, поданное ФИО1 административное исковое заявление, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у Управления сохраняется обязанность совершить определенные действия, а также в течение 3 месяцев после прекращения такой обязанности.

Наравне с этим, суд учитывает, что приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника (Администрации) является временной ограничительной мерой, применяемой к нему в целях защиты прав и законных интересов взыскателя (ФИО1).

Таким образом, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконным бездействия Управления финансов Администрации муниципального образования «<адрес>» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления финансов Администрации муниципального образования «<адрес>», выразившееся в отказе приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника – Администрации муниципального образования «Сюмсинское» до момента устранения нарушений, то есть до исполнения исполнительного документа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление финансов Администрации муниципального образования «<адрес>» приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника – Администрации муниципального образования «Сюмсинское» до момента устранения нарушений, то есть до исполнения исполнительного документа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия решения суда в окончательной форме, через районный суд.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: судья Д.Н. Пескишев

Копия верна:

Председательствующий: судья Д.Н. Пескишев

Секретарь судебного заседания ФИО7