К делу №а-343-2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 19 апреля 2018 года
Калининский районный суд в составе председательствующего Чахова Г.Н., при секретаре Белоцерковской Л.В., с участием старшего помощника прокурора <адрес>Власенко А.Б., представителя административного ответчика - И.о. главы Бойкопонурского сельского поселения Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бойкопонурского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в Калининский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Бойкопонурского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия, в котором указано, что в преддверие празднования 73 годовщины Победы в Великой Отечественной Войне прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства при сохранении объектов муниципальной собственности (памятников истории и культуры), по результатам которой установлено, что администрацией Бойкопонурского сельского поселения ненадлежащим образом исполняются требования закона в данной сфере.
На основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования <адрес>, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием <адрес>, в состав которого они входят», Бойкопонурскому сельскому поселению передан обелиск воинам, государственный №, расположенный в <адрес>. Регистрация права муниципальной собственности на соответствующий земельный участок осуществлена в ЕГРН в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с п.13 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Согласно ч.1 ст.9 БК РФ, к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления относится составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета, установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования, и иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.34 БК РФ, принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу требований ч.1 ст.9, ч.1 ст.86 БК РФ, к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится, в том числе установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования, которые возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.
В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ), гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В силу п.8 ч.3 ст.47.3 Закона №73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязано не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Проверкой, проведенной прокуратурой района в феврале 2015 года, установлен факт ненадлежащего технического состояния объекта муниципальной собственности - обелиска воинам, государственный №, расположенного в <адрес>, в связи с чем, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации поселения внесено представление №.
Согласно информации главы администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ для сохранения указанного объекта культурного наследия осуществляется косметический ремонт.
Вместе с тем, проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района проверкой технического состояния вышеуказанного ансамбля установлено, что внешняя облицовка основной стелы обвалилась, конструктивные элементы «вечного огня» пришли в негодность, бордюры ансамбля и могилы воинов ВОВ находятся в аварийном состоянии, что подтверждается соответствующими фотоматериалами.
Основной причиной непроведения указанных мероприятий является ненадлежащая организация бюджетного процесса в сфере сохранения объектов муниципальной собственности.
Непроведение мероприятий по восстановлению конструктивной целостности объектов культурного наследия нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку бездействие в данной сфере не направлено на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности русского народа, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Указанные обстоятельства в соответствии со ст.218 КАС РФ, дают прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, прокурор <адрес> просит суд:
1) Признать незаконным бездействие администрации Бойкопонурского сельского поселения по непроведению капитальных ремонтных работ на обелиске воинам, государственный №, расположенном в <адрес>.
2) Обязать администрацию Бойкопонурское сельское поселение в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести капитальный ремонт обелиска воинам, государственный №, расположенного в <адрес> в том числе рассчитать и выделить на указанные цели соответствующие денежные средства.
В судебном заседании прокурора Власенко А.Б. поддержал доводы и требования указанные в административном исковом заявлении, дал объяснения аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика – И.о. главы администрации Бойкопонурского сельского поселения <адрес>Б. заявленные требования прокурора признал в полном объеме и не возражал против их удовлетворения.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства при сохранении объектов муниципальной собственности (памятников истории и культуры), по результатам которой установлено, что администрацией Бойкопонурского сельского поселения ненадлежащим образом исполняются требования закона в данной сфере, а именно в соответствии с положениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования <адрес>, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием <адрес>, в состав которого они входят», Бойкопонурскому сельскому поселению передан обелиск воинам, государственный №, расположенный в <адрес>. Регистрация права муниципальной собственности на соответствующий земельный участок осуществлена в ЕГРН в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который находится в ненадлежащем техническом состояния, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ главе администрации поселения внесено представление №.
В свою очередь, ссогласно информации главы администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, для сохранения вышеуказанного объекта культурного наследия осуществляется косметический ремонт, однако ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проведена повторная проверка технического состояния вышеуказанного ансамбля, в ходе которой установлено, что внешняя облицовка основной стелы обвалилась, конструктивные элементы «вечного огня» пришли в негодность, бордюры ансамбля и могилы воинов ВОВ находятся в аварийном состоянии, что подтверждается соответствующими фотоматериалами.
Согласно п.13 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Согласно ч.1 ст.9 БК РФ, к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления относится составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета, установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования, и иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст.34 БК РФ, принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно ч.1 ст.9, ч.1 ст.86 БК РФ, к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится, в том числе установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования, которые возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.
Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ), гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Согласно п.8 ч.3 ст.47.3 Закона №73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязано не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При указанных обстоятельствах, на администрацию Бойкопонурского сельского поселения <адрес> федеральным законодательством возложена обязанность по сохранению объектов – памятников муниципальной собственности, расположенных на территории Бойкопонурскогосельского поселения и в судебном заседании установлено, что на момент проведенной вышеуказанной проверки, обеспечение сохранения объектов – памятников муниципальной собственности ведется не в полном объеме, а именно административный ответчик бездействует в части проведения капитальных ремонтных работ на обелиске воинам, государственный №, расположенном в <адрес>.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, об удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227,228,298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1) Признать незаконным бездействие администрации Бойкопонурского сельского поселения по непроведению капитальных ремонтных работ на обелиске воинам, государственный №, расположенном в <адрес>.
2) Обязать администрацию Бойкопонурское сельское поселение в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести капитальный ремонт обелиска воинам, государственный №, расположенного в <адрес> в том числе рассчитать и выделить на указанные цели соответствующие денежные средства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.