ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-343/20 от 03.01.2019 Анапского городского суда (Краснодарский край)

К делу а-343/2020

УИД: 23RS0003-01-2019-008412-76

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 февраля 2020 года г-к Анапа

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Кравцовой Е.Н.,

при секретаре Грищенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Анапский отдел) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Анапский отдел) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на жилое помещение.

В обосновании заявленных административных исковых требований указали, что на основании решения Анапского городского суда Краснодарского края от 14 февраля 2019 года (дело № 2-31/2019г.) за административными истцами было признано право собственности на жилые помещения: за ФИО1 жилое помещение № la. 1 этаж, общей площадью 47,7 кв.м., состоящее из следующих помещений: - помещение № 1 площадью 6,6 кв.м, коридор; помещение № 2 площадью 16,4 кв.м, жилая; помещение № 3 площадью 6,7 кв.м, сан узел; помещение № 4 площадью 7,3 кв.м, столовая: помещения № 5 площадью 10,7 кв.м, кухня, общей площадью 47,7 кв.м., в том чисчле жилой 16,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. За ФИО2 жилое помещение №1,1 этаж, общей площадью 44, 3 кв.м., состоящее из следующих помещений: - помещение № 1 площадью 2,4 кв.м, коридор; помещение № 2 площадью 8,8 кв.м, кухня-ниша; помещение № 3 площадью 5,5 кв.м, сан узел; помещение № 4 площадью 20,6 кв.м, комната-студия; помещения № 5 площадью 7,0 кв.м, кабинет, общей площадью 44,3 кв.м., в том чисчле жилой 27,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>

17.06.2019 года административные истцы обратились в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Анапский отдел) с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права вновь образованных объектов, предоставив вместе с заявлением решение суда от 14.02.2019 года, технический план. Однако, зарегистрировать указанное право собственности административные истцы не смогли, в связи с отказом Управления Росреестра по КК от 17.09.2019 года, что и послужило поводом для обращения в суд с данным административным исковым заявлением. Отказом Управления Росреестра по КК было рекомендовано изменить назначение здания с «жилого дома» на «многоквартирный дом» и изменить разрешенное использование земельного участка (на котором расположено здание), на разрешенное использование, предусматривающего размещение за земельном участке многоквартирного дома.

Административные истцы просят суд признать незаконным отказ Управления Росреестра по КК (Анапский отдел) в государственной регистрации права собственности ФИО1 на жилое помещение №1а, общей площадью 47,7 кв.м., ФИО2 на жилое помещение №1, общей площадью 43,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>; обязать Управление Росреестра по КК (Анапский отдел) устранить нарушение прав административных истцов путем регистрации права собственности ФИО1, ФИО2 на вышеуказанные жилые помещения.

Административные истцы ФИО1 и ФИО2 в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела телеграммой по месту их жительства, отказались от получения телеграмм, что суд оценивает как надлежащее уведомление, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, суд считает причины неявки неуважительными и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных истцов.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по КК, уведомленный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не явился, представил возражения относительно заявленных требований, просил отказать в их удовлетворении.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела усматривается, что 13.06.2019г. административные истцы ФИО1, ФИО2 обратились в Управление Росреестра по КК с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в отношении помещений, расположенных по адресу: <адрес>.

Одновременно с этим, с указанными заявлениями административными истцами ФИО1, ФИО2 в Управление Росреестра по КК представлены следующие технический план помещения № б/н от 31.05.2019 г.; решение суда № б/н от 14.02.2019 г.; доверенность № 6929149 от 07.06.2019 г.; доверенность № 5549790 от 05.06.2019 г.

Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено Федеральным законом от 13.07.2015 № 218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в случае если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Пунктом 19 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в случае если: объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из Уведомлений Росреестра по КК усматривается, что 17.06.2019г. и 20.06.2019г. осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права в отношение помещений, расположенных по адресу: <адрес> были приостановлены, в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Кроме того, объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с Федеральным закона от 13.07.2015 № 218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановленияосуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, административным истцам ФИО1, ФИО2 рекомендовано предварительного изменить назначение здания (в котором расположено помещение) с«жилой дом» на «многоквартирный дом» и изменить разрешенное использованиеземельного участка (на котором расположено здание), на разрешенное использование,предусматривающее размещение на земельном участке многоквартирного дома, в установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Поскольку, в течение срока приостановления, административными истцами не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решением государственного регистратора прав в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права в отношении жилых помещений расположенных по адресу: <адрес>

Как усматривается из материалов дела, решением Анапского городского суда КК от 14.02.2019 года прекращено право общей долевой собственности между ФИО1 и ФИО2, в отношении жилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 93,1 кв.м., этаж 1, расположенного по адресу: <адрес>

В собственность ФИО1 выделено жилое помещение № 1а, 1 этаж, общей площадью 47,7 кв.м., состоящее из следующих помещений: помещение №1 площадью 6,6 кв.м. – коридор; помещение №2 площадью 16,4 кв.м. – жилая; помещение №3 площадью 6,7 кв.м. – сан. узел; помещение №4 площадью 7,3 кв.м., в том числе жилой 16,4 кв.м.

В собственность ФИО2 выделено жилое помещение № 1, 1 этаж, общей площадью 44,3 кв.м., состоящее из следующих помещений: помещение №1 площадью 2,4 кв.м. – коридор; помещение №2 площадью 8,8 кв.м. – кухня-ниша; помещение №3 площадью 5,5 кв.м. – сан. узел; помещение №4 площадью 20,6 кв.м. – комната студия; помещение №5 площадью 7,0 кв.м. – кабинет, общей площадью 44,3 кв.м., в том числе жилой 27,6 кв.м.

Таким образом, административные истцы полагают, что в результате раздела жилого помещения, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> были образованы два самостоятельных объекта недвижимости – квартиры, права на которые и подлежат государственной регистрации.

В соответствии со ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната.

Пунктом 3 ст. 16 ЖК РФ определено, что квартирой признается структурно-обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме (пункт 6 Положения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, действие которого в силу прямого указания пункта 2 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации).

Между тем, из представленных в материалы дела документов усматривается, при проведении правовой экспертизы представленных документов на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, было установлено, что жилые помещения расположенные по адресу: <адрес>, расположены в жилом доме с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>

По сведениям ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером , является здание с назначением «жилой» дом», расположенном на земельном участке с видом разрешенного использования «для размещения объектов индивидуального жилищного строительства».

По смыслу предписаний, содержащихся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи (часть 3 статьи 48, пункт 1 части 2 статьи 49).

Согласно п.2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права жилых помещений, расположенные по адресу: <адрес>, в жилом доме с кадастровым номером влечет изменение правового статуса указанного жилого дома, поскольку он не относится к многоквартирным домам, а является индивидуальным жилым домом, расположенным на земельном участке, основным видом разрешенного использования которого является «для размещения объектов индивидуального жилищного строительства».

Кроме того, необходимо учитывать, что индивидуальные жилые дома могут располагаться на земельных участках, имеющих разрешенное использование «для размещения объектов индивидуального жилищного строительства».

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд принимает во внимание то обстоятельство, что раздел жилого помещения, расположенного в жилом доме, с образованием в результате такого раздела двух квартир, повлечет изменение назначения этого объекта, а именно образование многоквартирного жилого дома. Размещение на земельном участке, с видом разрешенного использования «для размещения объектов индивидуального жилищного строительства» многоквартирного жилого дома, будет противоречить разрешенному использованию такого земельного участка. Тем более, что правовой режим земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, имеет иное законодательное регулирование и регламентирован положениями жилищного законодательства РФ.

Таким образом, без изменения вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен индивидуальный жилой дом, невозможно изменение назначения расположенного на нем объекта недвижимости.

В силу предписаний, содержащихся в частях 3, 4 и 6 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов; в отличие от основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, выбираемых физическими лицами - правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства - самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется на основании соответствующего решения главы местной администрации с соблюдением процедур, предусмотренных статьей 39 ГрК РФ.

Приведенные выше нормы права подтверждают правильность вывода Управления Росреестра по КК (Анапский отдел) о том, что административные истцы, разделив жилое помещение, расположенное в здании с назначением «жилой» дом», которое расположено на земельном участке с разрешенным видом использования «для размещения объектов индивидуального жилищного строительства», на изолированные помещения, которые имеют признаки квартиры, установленные жилищным законодательством, фактически изменили правовой статус здания, уже состоящего на кадастровым учете, без соблюдения внесудебного порядка изменения вида разрешенного использования земельного участка, на котором находится это здание, установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Кроме того, следует учитывать, что согласно ч. 7 ст. 41 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении (предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") не допускается.

Таким образом, из приведенных норм права в их системном единстве с учетом фактических обстоятельств, следует, что у Управления Росреестра по КК (Анапский отдел) отсутствовали предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" необходимые документы для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права помещений № 1 и № 1а, как самостоятельных объектов недвижимости при наличии государственного кадастрового учета здания как индивидуального жилого дома, в котором находятся эти помещения, следовательно, государственный регистратор правомерно отказал в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении помещения № 1 и № 1а.

Одновременно с этим, судом принимается во внимание то обстоятельство, что в просительной части административного искового заявления содержится требование административных истцов об обязании Управления Росреестра по КК осуществить только государственную регистрации права собственности ФИО1, ФИО2 на жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>

Вместе с тем, из текста административного искового заявления усматривается, что административными истцами действия Управления Росреестра по КК (Анапский отдел) о приостановлении государственного кадастрового учета и отказе в государственном кадастровом учете в отношении жилых помещений, не обжалуются.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

На основании ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость).

В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

Таким образом, осуществить государственную регистрацию права в отношении помещений расположенных по адресу: <адрес>, не представляется возможным, поскольку указанные выше объекты недвижимости не определены в качестве индивидуально-определенной вещи в соответствии с Федеральным закона от 13.07.2015 № 218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу положений указанной нормы права для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными, необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из выше названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.

Таким образом, судом установлено, что решения Управления Росреестра по КК (Анапский отдел) об отказе в осуществлении государственной регистрации права приняты уполномоченным органом, в установленный срок, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, административными истцами не представлено суду доказательств нарушения их прав, свобод и законных интересов, создание препятствий Управлением Росреестра по КК (Анапский отдел) к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, незаконное возложение каких-либо обязанностей, что свидетельствует об отсутствии совокупности двух обязательных условий, необходимых для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствие законных оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Анапский отдел) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на жилое помещение – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Анапский городской суд Краснодарского края в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2020г.