дело №а-3454/21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2021 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Теркулова Х.А.,
при секретаре Шведове Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Солнечногорского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о. Солнечногорск Московской области о признании бездействия незаконным, признании постановления недействующим,
УСТАНОВИЛ:
Солнечногорский городской прокурор Московской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации г.о. Солнечногорск Московской области о признании бездействия незаконным, признании недействующим постановления, в обоснование заявленных требований указав, что городской прокуратурой проведена проверка по обращению сенатора Российской Федерации ФИО1 в связи с заявлением жителей <адрес> Московской области по вопросам незаконной вырубки реликтовых деревьев, нарушении при строительстве торгового центра и другим доводам. Установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0080103:244 площадью 4601 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения торгово-развлекательного комплекса, расположенный по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, <адрес> и <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО2 Просит суд признать бездействие администрации г.о. Солнечногорск, выразившееся в непринятии мер по отмене постановления администрации г.о. Солнечногорск от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене проекта планировки территории микрорайона № в городе Солнечногорск, утвержденного постановлением администрации Солнечногорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проекта планировки территории микрорайона № в городе Солнечногорске Московской области» в части земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080103:244, расположенного по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, <адрес> и <адрес>». Признать недействующим постановление администрации г.о. Солнечногорск от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене проекта планировки территории микрорайона № в городе Солнечногорск, утвержденного постановлением администрации Солнечногорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проекта планировки территории микрорайона № в городе Солнечногорске Московской области» в части земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080103:244, расположенного по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, <адрес> и <адрес>».
В судебном заседании помощник прокурора настаивала на заявленных требованиях.
Представитель административного ответчика против удовлетворения иска возражала.
Представитель заинтересованного лица ФИО3 возражал против удовлетворения административного иска по доводам письменных возражений на административный иск и дополнительных возражений. Заявил о пропуске административным истцом срока на обращение в суд.
Изучив материалы административного дела, выслушав явившихся участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 2 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу статьи 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале общественных обсуждений;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;
4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;
5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале публичных слушаний;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;
4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;
5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;
6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Судом установлено, что Солнечногорской городской прокуратурой проведена проверка по обращению сенатора Российской Федерации ФИО1 в связи с заявлением жителей <адрес> Московской области по вопросам незаконной вырубки реликтовых деревьев, нарушении при строительстве торгового центра и другим доводам. Установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0080103:244 площадью 4601 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения торгово-развлекательного комплекса, расположенный по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, <адрес> и <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО2 на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№.
Заинтересованным лицом ФИО2 получено разрешение на строительство торгового-развлекательного комплекса от ДД.ММ.ГГГГ № RU№.
Постановлением администрации Солнечногорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден проект планировки территории микрорайона № в городе Солнечногорске Московской области, в который входит указанный земельный участок в составе участка № для размещения зеленых насаждений общего пользования.
При этом постановлением администрации Солнечногорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ в нарушение требований части 21 статьи 45 ГрК РФ внесены изменения в указанный проект планировки территории, предусматривающие исключение размещение зеленых насаждений общего пользования на вышеуказанном земельном участке.
Одновременно судом установлено, что действия администрации Солнечногорского муниципального района не основываются на нормативах градостроительного проектирования Московской области, предусмотренных постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ по озеленению территории, земельный участок из состава проекта планировки территории не исключался, иное его использование данным постановлением не предусматривалось.
Фактически оспариваемым постановлением администрации г.о. Солнечногорск от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в нормативный правовой акт большей юридической силы, что само по себе является недопустимым.
Решением Совета депутатов г.о. Солнечногорск от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены правила землепользования и застройки территории (части территории) г.о. Солнечногорск, согласно которым указанный земельный участок расположен в территориальной зоне «КУРТ-3» - зоне комплексного устойчивого развития территории.
Оспариваемым постановлением администрации г.о. Солнечногорск от ДД.ММ.ГГГГ№ вопреки требованиям статей 1, 45, 41.1 ГрК РФ, без проведения общественных слушаний, незаконно внесены изменения в соответствующий акт планировки территории, предусматривающий исключение из него земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080103:244 при его нахождении в составе зоны «КУРТ-3».
В результате для указанного земельного участка, который в соответствии с зоной «КУРТ-3», проектом планировки территории предусматривал размещение зеленых насаждений общего пользования, незаконно установлен режим, допускающий строительство торгового-развлекательного центра.
Кроме того, в результате указанных действий администрации г.о. Солнечногорск нарушены требования статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в результате которых без учета интересов местного населения на благоприятную окружающую среду, в нарушение предусмотренных проектом планировки территории, действующих правил землепользования и застройки территории (части территории) г.о. Солнечногорск, требований к озеленению территории выдан порубочный билет от ДД.ММ.ГГГГ№.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки городской прокуратурой главе г.о. Солнечногорск ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено, однако выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, меры, направленные на отмену незаконного правового акта, администрацией не приняты.
В этой связи административный истец просит суд признать бездействие администрации г.о. Солнечногорск, выразившееся в непринятии мер по отмене постановления администрации г.о. Солнечногорск от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене проекта планировки территории микрорайона № в городе Солнечногорск, утвержденного постановлением администрации Солнечногорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проекта планировки территории микрорайона № в городе Солнечногорске Московской области» в части земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080103:244, расположенного по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, <адрес> и <адрес>»., признать недействующим указанное постановление администрации г.о. Солнечногорск от ДД.ММ.ГГГГ№.
Суд находит доводы административного истца обоснованными и заслуживающими внимания на основании вышеизложенного. В нарушение статьи 62 КА РФ доводы административного истца стороной административного ответчика и заинтересованного лица предметно не оспорены.
Дав оценку указанным выше фактическим обстоятельствам дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку в ходе судебного разбирательства факт незаконности бездействия администрации г.о. Солнечногорск, выразившееся в непринятии мер по отмене постановления администрации г.о. Солнечногорск от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене проекта планировки территории микрорайона № в городе Солнечногорск, утвержденного постановлением администрации Солнечногорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проекта планировки территории микрорайона № в городе Солнечногорске Московской области» в части земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080103:244, расположенного по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, <адрес> и <адрес>», доказан, оспариваемое постановление подлежит признанию недействующим.
Административным ответчиком и заинтересованным лицом заявлено о пропуске административным истцом срока на обращение в суд.
В силу части 1 и 1.1 статьи 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
В силу статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Как следует из материалов дела, административный истец обратился с административным иском в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что административный ответчик в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязан был исполнить предписание административного истца об отмене оспариваемого постановления, а административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах трехмесячного срока, суд полагает, что срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Солнечногорского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Признать бездействие администрации городского округа Солнечногорск Московской области, выразившееся в непринятии мер по отмене постановления администрации городского округа Солнечногорск от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене проекта планировки территории микрорайона № в городе Солнечногорск, утвержденного Постановлением администрации Солнечногорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проекта планировки территории микрорайона № в городе Солнечногорске Московской области» в части земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080103:244, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, <адрес> и <адрес>» незаконным.
Признать недействующим постановление администрации городского округа Солнечногорск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене проекта планировки территории микрорайона № в городе Солнечногорск, утвержденного Постановлением администрации Солнечногорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проекта планировки территории микрорайона № в городе Солнечногорске Московской области» в части земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080103:244, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, <адрес> и <адрес>».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Х.А. Теркулов