ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3471/2021 от 11.06.2021 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело а-3471/2021

УИД 55RS0-52

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ашуха В.М., с участием помощника судьи ФИО4, при секретаре судебного заседания ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к начальнику сектора надзора за соблюдением требований к жилым помещениям Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес>ФИО8, Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес> о признании незаконными требований от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к начальнику сектора надзора за соблюдением требований к жилым помещениям Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес>ФИО8 о признании незаконными требований от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование указал, что в марте 2021 г. при ознакомлении с материалами гражданского дела по иску Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес> к нему о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение узнал, что административный ответчик предъявлял административному истцу требования о предоставлении документов и доступа в <адрес>А в <адрес> в <адрес>, а именно два требования от ДД.ММ.ГГГГ и одно от ДД.ММ.ГГГГ Указанные требования являются, по мнению административного истца, незаконными и нарушающими его права. На основании изложенного ФИО2 просит признать незаконными требования начальника сектора надзора за соблюдением требований к жилым помещениям Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес>ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Государственная жилищная инспекция ФИО1<адрес>.

В судебном заседании ФИО2 административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Указал, что оспариваемые требования, не смотря на то, что установленный ими срок для предоставления документов и доступа в жилое помещение уже истек, продолжают нарушать его права, т.к. могут выступить основанием для привлечения административного истца к административной ответственности по ст. 19.4.1 КоАП РФ. Угроза быть привлеченным к административной ответственности по указанной статье нарушает права ФИО2

Представитель административного ответчика Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес> по доверенности ФИО6 в судебном заседании по административному иску возражала, представила письменные возражения, в которых указала на отсутствие оснований для удовлетворения административного иска: действия начальника сектора надзора за соблюдением требований к жилым помещениям Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес>ФИО8 по предъявлению ФИО2, как лицу, в отношении которого велась выездная внеплановая проверка соблюдения требований жилищного законодательства, требований о предоставлении документов, подтверждающих законность переустройства (перепланировки) либо ее отсутствие, а также доступа в жилое помещение не противоречат закону; права ФИО2 оспариваемые требования не нарушают. Пояснила, что ФИО2 не был привлечен к административной ответственности по ст. 19.4.1 КоАП РФ, поскольку первые требования он не получал, а требование от ДД.ММ.ГГГГ было им исполнено в части предоставления имеющихся технических документов. В настоящий момент оснований к привлечению его к административной ответственности по указанной статье также не имеется, поскольку решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО2 возложена обязанность предоставить доступ в жилое помещение.

Административный ответчик начальник сектора надзора за соблюдением требований к жилым помещениям Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес>ФИО8 в судебном заседании участия не принимал, распоряжением и.о. начальника Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес>-л/с от ДД.ММ.ГГГГ уволен с занимаемой должности по собственной инициативе.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (ч. 1). Пропущенный уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7).

Обжалуемые ФИО2 требования от ДД.ММ.ГГГГ, как указано в административном иске, стали известны ему лишь ДД.ММ.ГГГГ при ознакомлении с материалами дела Кировского районного суда <адрес> по иску Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес>. Доказательств получения ФИО2 требований от ДД.ММ.ГГГГ в пределах 3-месячного срока для их обжалования административным ответчиком в ходе судебного разбирательства представлено не было.

Поскольку предъявление настоящего административного иска имело место до истечения 3-месячного срока с момент получения ФИО2 сведений об оспариваемых требованиях (до ДД.ММ.ГГГГ), суд полагает возможным восстановить административному истцу пропущенный срок, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

Требование от ДД.ММ.ГГГГ, как установлено в судебном заседании, было получено ФИО2ДД.ММ.ГГГГ В тот же день административный истец в ответ на полученное требование проинформировал начальника сектора надзора за соблюдением требований к жилым помещениям Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес>ФИО8 об отсутствии возможности исполнить его (требование) в части предоставления доступа в жилое помещение ввиду позднего получения и сложившейся эпидемиологической обстановки из-за новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также направил копию технического паспорта жилого помещения. В указанной связи суд вынужден констатировать, что 3-месячный срок для обращения в суд с административным иском об оспаривании требования от ДД.ММ.ГГГГ истек для ФИО2ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, в обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с настоящим административным иском ФИО2 представлены больничные листы, выданные ему как лицу, осуществлявшему в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уход за несовершеннолетней ФИО7

При таких обстоятельствах дела, суд приходит к выводу о наличии у административного истца уважительных причин для пропуска срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, на 22 дня (период ухода за несовершеннолетней дочерью). Поскольку настоящий административный иск был направлен в суд посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ (на 22 день после ДД.ММ.ГГГГ), суд полагает возможным удовлетворить ходатайство ФИО2 о восстановлении пропущенного срока. Уважительность причин пропуска срока в ходе судебного следствия административным ответчиком опровергнута не была.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная, в частности, на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов РФ по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ.

В силу ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки являются среди прочего поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.

Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют в соответствии с ч. 5 ст. 20 ЖК РФ право, в том числе:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

2) с согласия собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования посещать такие помещения в многоквартирном доме и проводить их обследования.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о государственном жилищном надзоре, в п. 12 которого сказано, что содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного жилищного надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг».

Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес>, утв. ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение), Государственная жилищная инспекция ФИО1<адрес> является органом исполнительной власти ФИО1<адрес>, осуществляющим контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности на территории ФИО1<адрес> (п. 1). Государственная жилищная инспекция ФИО1<адрес> осуществляет контрольные функции в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством (п. 2).

Государственная жилищная инспекция ФИО1<адрес> осуществляет функции контроля за выполнением работ по ремонту, реконструкции, переоборудованию и перепланировке жилых зданий, жилых и нежилых помещений в жилых зданиях (пп. 16 п. 9 Положения).

Государственная жилищная инспекция ФИО1<адрес> имеет право (п. 10 Положения): проводить плановые (в соответствии с графиками, утвержденными начальником Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес>) и внеплановые (в соответствии с законодательством) инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными настоящим Положением (пп. 1); проверять у субъектов правоотношений в жилищной сфере независимо от их организационно-правовых форм необходимые документы, требовать представления необходимых сведений, информации по вопросам, возникающим при проверках (пп. 2).

Приказом Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент проведения проверок при осуществлении регионального государственного жилищного надзора (далее – Регламент).

Согласно п.1.5.2 Регламента должностные лица Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес> при исполнении государственной функции имеют право: запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований (пп. 1); с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования (пп. 2).

В соответствии с разделом 3.1 Должностной инструкции начальника сектора надзора за соблюдением требований к жилым помещениям Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес>, утв. распоряжением начальника Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-О, лицо, замещающее указанную должность, вправе запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для осуществления возложенных на сектор надзора за соблюдением требований к жилым помещениям (задач и функций).

Судебным следствием установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Государственную жилищную инспекцию ФИО1<адрес> из Администрации КАО <адрес> поступило обращение Сергея Дубового следующего содержания: «Здравствуйте! Мы, жители <адрес> обеспокоены тем, что житель <адрес>А в этом же доме со слов соседей сделал самовольную перепланировку своей квартиры и перенес некоторые батареи. Данный житель на контакт не идет. Помогите нам. Жители дома по <адрес>», сопровождавшееся информацией органа местного самоуправления о том, что собственник указанного в обращении жилого помещения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме в <адрес> не обращался.

Установив на основании сведений ЕГРН собственника <адрес>А в <адрес> в <адрес> – ФИО3 (в настоящее время ФИО9) Д.В., начальником сектора надзора за соблюдением требований к жилым помещениям Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес>ФИО8 последнему (по адресу местонахождения спорного объекта недвижимости и по адресу, указанному в ЕГРН в качестве адрес места жительства) были направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в Государственную жилищную инспекцию ФИО1<адрес>: технического (кадастрового) паспорта <адрес>А в <адрес> в <адрес>; распоряжения Администрации КАО <адрес> о согласовании переустройства и(или) перепланировки указанного помещения; проекта на переустройство и(или) перепланировку указанного помещения. Также в требованиях указывалось на необходимость предоставления доступа должностным лицам Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес> в <адрес>А в <адрес> в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ с 14.00 до 17.00.

Данные требования ФИО2 получены и исполнены не были.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что не ДД.ММ.ГГГГ начальником Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес> было вынесено распоряжение о проведении в отношении ФИО2 внеплановой выездной проверки с целью надзора за соблюдением требований жилищного законодательства на основании информации о фактах перепланировки в <адрес>А в <адрес> в <адрес>.

Требованием от ДД.ММ.ГГГГ начальник сектор надзора за соблюдением требований к жилым помещениям Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес>ФИО8 вновь проинформировал ФИО2 (уже по адресу регистрации по месту жительства, установленному на основании сведений УВМ УМВД России по ФИО1<адрес>) о необходимости представления в Государственную жилищную инспекцию ФИО1<адрес>: технического (кадастрового) паспорта <адрес>А в <адрес> в <адрес>; распоряжения Администрации КАО <адрес> о согласовании переустройства и(или) перепланировки указанного помещения; проекта на переустройство и(или) перепланировку указанного помещения; а также доступа должностным лицам Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес> в <адрес>А в <адрес> в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ с 11.00 до 13.00.

В ответ на полученное ДД.ММ.ГГГГ требование от ДД.ММ.ГГГГФИО2 направил в адрес начальника сектора надзора за соблюдением требований к жилым помещениям Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес>ФИО8 копию технического паспорта спорного жилого помещения, а также проинформировал административного ответчика об отсутствии возможности исполнить требование в части предоставления доступа в жилое помещение ввиду позднего получения и сложившейся эпидемиологической обстановки из-за новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Проанализировав приведенные выше нормы права, материалы дела, суд не усматривает оснований для выводов о том, что установленных законом полномочий у должностного лица Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес> на направление ФИО2 требований от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не имелось. Право на истребование информации и документов, необходимых для проведения им проверки соблюдения, в том числе и физическим лицом, обязательных требований к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, предоставлено государственному жилищному инспектору и ст. 20 ЖК РФ, и Положением о Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес>, и Административным регламентом проведения проверок при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, и Должностной инструкцией начальника сектора надзора за соблюдением требований к жилым помещениям Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес>, как и обязанность истребовать у собственника жилого помещения в многоквартирном доме согласие на его обследование.

Доводы административного истца о нарушении его прав оспариваемыми требованиями Администрации КАО <адрес> также подлежат отклонению, поскольку негативные последствия в виде привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ не наступили и уже наступить не могут, поскольку установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ 3-месячный срок давности привлечения к административной ответственности за совершение предусмотренного указанной статьей административного правонарушения истек по требованиям от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 3 месяца), а по требованию от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 3 месяца). О том, что не предоставление ФИО2 во исполнение требований от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ доступа в свое жилое помещение не повлекло невозможности проведения и окончания проверки, начатой по распоряжению начальника Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается реализованной административным ответчиком возможностью получения доступа в указанное помещение по решению суда (дело Кировского районного суда <адрес>).

В этой связи оснований к удовлетворению административных исковых требований судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к начальнику сектора надзора за соблюдением требований к жилым помещениям Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес>ФИО8, Государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес> о признании незаконными требований от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение может быть обжаловано в ФИО1 областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.М. Ашуха

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья В.М. Ашуха