ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-349/2022 от 29.03.2022 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Дело а-349/2022

УИД 83RS0-64

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес> 29 марта 2022 г.

Нарьян-Марский городской суд <адрес> в составе председательствующего Волковой О.Н.,

при секретаре Ярмухаметовой Э.И.,

с участием истца Яковлева В.А.,

представителя ответчика Петрова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яковлева Владимира Александровича к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании первоочередного права расселения дома,

установил:

Яковлев В.А. обратился в суд с иском к администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (далее по тексту - Администрация), о признании первоочередного права расселения дома, расположенного по адресу: НАО, г. Нарьян-Мар, ул. Авиаторов, д. 10.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником <адрес> в <адрес>, который распоряжением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ-р признан аварийным и подлежащим сносу, с установлением срока расселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку состояние дома в настоящий момент ухудшилось и имеется угроза его обрушения, что было установлено по результатам его обследования, истец обратилась к ответчику с заявлением, в котором просил расселить жильцов дома в первоочередном порядке из-за угрозы внезапного обрушения всего здания и его части. Вместе с тем, письмом Администрации от ДД.ММ.ГГГГ истцу было разъяснено, что администрации не имеет возможности расселить жильцов дома в первоочередном порядке в связи с отсутствием правовых оснований. В связи с чем, просит признать первоочередное право расселения дома, расположенного по адресу: НАО, <адрес>.

В судебном заседании Яковлев В.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Петров Ю.А. с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Указал, что у Администрации отсутствуют полномочия по изменению сроков расселения домов включенных в региональную адресную программу. Также полагает, что истцом не представлено доказательств наличия угрозы обрушения дома.

Заинтересованное лицо Департамент строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта НАО в судебное заседание своего представителя не направило, извещено о времени и месте его проведения надлежащим образом. Согласно направленного отзыва указывает, что без решения органа местного самоуправления внесение изменений в срок расселения многоквартирного дома невозможно.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Судом установлено, что Яковлев Владимир Александрович является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: НАО, <адрес>.

Распоряжением администрации МО «<адрес> «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-р многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу

Указанным распоряжением определен срок выселения граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях в данном доме в срок до ДД.ММ.ГГГГ; предписано организовать с собственниками жилых помещений работу по их участию в сносе дома до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации НАО от 14.11.2013 № 415-п утверждена государственная программа Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе».

Государственная программа является основным инструментом реализации в Ненецком автономном округе государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Задачи и цели государственной программы определены в соответствии с приоритетами, установленными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегией социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года.

Реализация государственной программы будет осуществляться в рамках отдельных мероприятий и подпрограмм, в том числе Подпрограмме 2 - Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа.

Как следует из паспорта Подпрограммы 2, ее целью является: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, снижение доли аварийного жилья в жилищном фонде Ненецкого автономного округа; задачами являются: расселение ветхого и/или аварийного жилищного фонда, снос многоквартирных домов, признанных непригодными для проживания и/или с высоким уровнем износа, создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда; ответственным исполнителем подпрограммы (соисполнитель подпрограммы) является Департамент строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта НАО,

В целях включения в окружной реестр первого этапа подпрограммы 2 (Приложение 1 к подпрограмме 2) под непригодными для проживания понимаются: многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, до 1 января 2012 года; многоквартирные жилые дома с физическим износом 65% и свыше, который подтвержден данными технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства по состоянию на 1 января 2011 года; сборно-щитовые, каркасно-засыпные многоквартирные жилые дома и дома блокированной застройки, введенные в эксплуатацию до 1985 года.

В окружной реестр второго этапа подпрограммы 2 (Приложение 2 к подпрограмме 2) включены: многоквартирные дома, признанные в период с 1 января 2012 года по 1 января 2016 года аварийными и подлежащие сносу; многоквартирные жилые дома с физическим износом 65% и свыше, который подтвержден данными технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства по состоянию на 1 января 2016 года, не включенные в реестр первого этапа; сборно-щитовые, каркасно-засыпные многоквартирные жилые дома и дома блокированной застройки, введенные в эксплуатацию до 1 января 1991 года, не включенные в реестр первого этапа, износ которых составляет 50% и более; многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых по состоянию на 1 января 2016 года превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость строительства, определенную нормативным правовым актом Администрации Ненецкого автономного округа для домов из монолитных и кирпичных конструкций; многоквартирные жилые дома, в случае их непредвиденного разрушения, в результате которого проживание и реконструкция не возможны.

Согласно Приложению 2 к подпрограмме 2 жилой <адрес> в <адрес>, включен окружной реестр жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа, второго этапа реализации подпрограммы (2017-2023 г.г.).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Яковлев В.А. обратился в Администрацию с заявлением о расселении жильцов дома в первоочередном порядке из-за угрозы внезапного обрушения всего здания и его части, поскольку имеется угроза внезапного обрушения дома, что было установлено по результатам обследования дома проведенным АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

Письмом Администрации ДД.ММ.ГГГГ/-1-51 истцу разъяснено, что расселение жильцов <адрес> в <адрес> в первоочередном порядке администрация не имеет возможности в связи с отсутствием правовых оснований.

Согласно п.п. 6 и 8 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) (далее - государственный жилищный надзор или региональный государственный жилищный надзор) и муниципальный жилищный контроль.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Реализуя свои полномочия в сфере регулирования жилищных отношений, Правительство Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Положение, устанавливающее требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения не пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.

Абзац 2 п.49 Положения устанавливает обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления принять соответствующее решение в течение 30 дней со дня получения заключения комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания. Распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц издается в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, в силу указанных норм права определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является обязанностью органа местного самоуправления.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ.

Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 22 Постановления от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.

Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.

Реализация окружных реестров осуществляется последовательно. В рамках отдельного этапа определяющим фактором первоочередного расселения дома является дата признания его аварийным, а также наличие угрозы обрушения. Выбор первоочередности осуществляется органом местного самоуправления и зависит от технического состояния дома.

Таким образом, решение вопроса об изменения срока расселения дома в том числе и в первоочередном порядке при наличии угрозы обрушения дома в рамках отдельного этапа возложена на орган местного самоуправления.

При обращении к ответчику с заявлением об изменении срока расселения <адрес> в <адрес> истцом был представлен отчет по обследованию здания, выполненного АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ и согласно выводам которого: общее состояние здания оценивается как аварийное. Выполнение собственниками своих обязанностей по содержанию общедомового имущества и проведение косметических ремонтов не могут устранить причин деформаций, повреждения и гниения конструктивных элементов здания. Здание построено в 1971 году и дату обследования (ДД.ММ.ГГГГ) эксплуатируется 50 лет. По результатам износ здания оценивается в 73%, при этом износ стен, перекрытий и фундамента составляет 75%. Началось разрушение цокольного перекрытия, выявлено разрушение окладных венцов и столбов фундамента. Начавшееся разрушение конструктивных элементов локализовано в районе туалетов, то есть обусловлено постоянным воздействием канализационных стоков на конструктивные элементы здания. Дальнейшее увлажнение дома канализационными стоками приведет к прогрессированию гниения и дальнейшему разрушению конструкций здания, что создает угрозу внезапного обрушения всего здания или его части. Здание не пригодно для проживания.

Администрацией, располагавшей указанным отчетом на момент принятия оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ, указанные выводы специалистов АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» о наличии угрозы внезапного обрушения дома опровергнуты не были.

Учитывая, степень аварийности дома, наличие угрозы обрушения <адрес> в <адрес> суд приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае установленные срок расселения дома при установленных обстоятельствах не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительными и нарушают права истца.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное письмом является незаконным.

В порядке восстановления нарушенного права Яковлева В.А., суд приходит к выводу, что на ответчика следует возложить обязанность изменить срок расселения <адрес> в <адрес>, НАО определив первоочередное расселение дома в рамках 2 этапа расселения подпрограммы 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа» государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», утвержденной Постановлением администрации НАО от 14.11.2013 № 415-п.

Суд полагает необходимым также возложить на Администрацию обязанность сообщить суду и лицу, предъявившему административное заявление об исполнении настоящего решения в течении одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

На основании ч.1 ст. 111 КАС РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., уплаченная при подаче административного искового заявления в суд.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Яковлева Владимира Александровича к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании первоочередного права расселения дома удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» изменить срок расселения многоквартирного дома расположенного по адресу: НАО, <адрес>, определив первоочередное расселение дома в рамках 2 этапа расселения подпрограммы 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа» государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», утвержденной Постановлением администрации НАО от 14.11.2013 № 415-п.

Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» сообщить об исполнении настоящего решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04 апреля 2022 года.

Председательствующий О.Н.Волкова