ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-350/2022 от 15.08.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело а-350/2022

УИД 76OS0-35

Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль 15 августа 2022 года

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сингатулиной И.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Масловой С.В.,

с участием:

от административного истца – представитель Бузаджи М.Н. по доверенности от 13 апреля 2016 года,

иные лица, участвующие в деле, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Майорова Владимира Ильича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,

установил:

Майоров В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом исправления описки, просил установить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных по адресу: категория земель – земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования – для ведения дачного строительства, в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021, а именно:

-земельного участка с кадастровым номером , площадью 212 200 кв.м в размере 1 650 000 рублей;

-земельного участка с кадастровым , площадью 289 700 кв.м в размере 2 252 000 рублей;

-земельного участка с кадастровым номером , площадью 134 200 кв.м в размере 1 043 000 рублей.

В обоснование исковых требований в заявлении указано, что Майоров В.И. является собственником вышеуказанных земельных участков. Установленная в отношении данных объектов кадастровая стоимость значительно превышает их рыночную стоимость, определенную отчетом ООО «Яр-Оценка» №153/22 от 28.06.2022. Завышение кадастровой стоимости земельного участка влечет за собой пропорциональное увеличение земельного налога. Права и законные интересы административного истца в данном случае нарушены.

Административный истец Майоров В.И. в судебное заседание не явился, направил представителя по доверенности (л.д. 87, 92) Бузаджи М.Н., которая заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Дала объяснения по тексту искового заявления. Дополнительно пояснила, что, несмотря на разрешенное использование земельных участков – для ведения дачного строительства, они не пригодны для строительства. Земельные участки расположены в границах водоохраной зоны реки Волга, а также в границах особо охраняемой природной территории Ярославской области – государственный природный заказник «Левашовский». В отношении использования земельных участков установлены ограничения, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Из всех физически возможных и законодательно не запрещенных видов использования спорных земельных участков – сельскохозяйственное (без права застройки), например сенокос, выгул скота.

Административный ответчик департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области в письменном отзыве против удовлетворения административного иска возражал, ссылаясь на отсутствие в материалах дела достоверных доказательств размера рыночной стоимости объекта недвижимости, определенной на дату установления его кадастровой стоимости. Изложены замечания относительно отчета определения рыночной стоимости объекта недвижимости.

Заинтересованным лицом Управлением Росреестра по Ярославской области представлен письменный отзыв, в котором учреждение просит рассмотреть дело в отсутствии представителя. Также указано, что Управление не наделено полномочиями по оценке корректности результатов определения рыночной стоимости, в том числе делать выводы о качестве проведенной оценки, правильности выбранной методологии и обоснованности сделанных оценщиком выводов. Разрешение административного иска Управление оставило на усмотрение суда.

От заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Ярославской области поступил письменный отзыв, в котором учреждение просит рассмотреть дело без участия своего представителя, оставило разрешение административного иска на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо администрация сельского поселения Красный Профинтерн ходатайствовало о проведении судебного заседания без участия представителя.

Заинтересованное лицо ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежаще.

Судом на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено при имеющейся явке.

Заслушав представителя административного истца Бузаджи М.Н., исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245, статьи 248 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона от 03.06.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости помимо прочего, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами, дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса РФ).

Судом установлено, что административный истец является собственником вышеуказанных земельных участков, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.98-108).

Приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 06.10.2021 №48-н утверждена кадастровая стоимость, принадлежащих административному истцу земельных участков, по состоянию на 01.01.2021:

-с кадастровым номером - в размере 24 958 964 рублей,

-с кадастровым номером - в размере 34 074 514 рублей,

-с кадастровым номером - в размере 15 784 604 рублей (выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости – л.д.38 об., 39. 39 об.).

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения.

Правоотношения заявителя по определению земельного налога, являются публичными, вопрос определения земельного налога урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации (абзац 1 пункта 1 статьи 387, пункт 1 статьи 388, пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391, пункт 1 статьи 396), нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации (Решение муниципального Совета сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского муниципального района от 15.11.2019 №11 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Красный Профинтерн»). Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для заявителя возможно путем оспаривания кадастровой стоимости принадлежащего земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец в силу статьи 245 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона 03.06.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности.

Частью 5 статьи 247 КАС РФ установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Аналогичные разъяснения даны в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет ООО «Яр-Оценка» №153/2022 от 28.06.2022, согласно которому по состоянию на 01.01.2021 стоимость земельного участка составляет:

-с кадастровым номером - 1 650 000 рублей;

-с кадастровым номером - 2 252 000 рублей;

-с кадастровым номером - 1 043 000 рублей.

Исходя из статьи 59, части 2 статьи 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.

Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки закреплены в статье 11 Закона об оценочной деятельности.

В соответствии с положениями приведенной нормы отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Аналогичные требования к содержанию отчета установлены пунктом 5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 №299 (далее - ФСО №3).

Исследование отчета ООО «Яр-Оценка» по правилам статьи 84 КАС РФ с учетом дополнительных письменных пояснений оценщика Халиулиной С.В., дает основания суду для вывода о том, что отчет является допустимым доказательством.

Оценщик ФИО6 соответствует требованиям, предъявляемым к оценщикам, имеет специальное образование и квалификацию, является членом саморегулируемой организации «Национальная коллегия специалистов – оценщиков», ее ответственность застрахована в установленном законом порядке. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.

В возражениях административным ответчиком департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области приведены замечания относительно отчета ООО «Яр-Оценка». Указано на то, что объект оценки находится на первой линии р. Волга и предназначен для ведения дачного строительства. Однако, оценщик пришел к выводу о том, что это земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования. По мнению административного ответчика, оценщик ошибочно произвел оценку земельных участков исходя из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения и вида разрешенного использования – сельскохозяйственное производство, что привело к занижению рыночной стоимости.

Проверяя указанные доводы административного ответчика, суд учитывает следующее.

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 №226 «Об утверждении методических указаний государственной кадастровой оценке» (документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 14.01.2022 №11, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 18.02.2022) (далее по тексту - Методические указания) при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости.

Согласно пунктам 3, 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 №508 (далее - ФСО №4) под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

При определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне для целей проведения государственной кадастровой оценки, разбиваются на группы объектов оценки на основании анализа информации о рынке объектов оценки, обоснования модели оценки кадастровой стоимости, состава ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки для каждого исследуемого вида объектов оценки. В набор ценообразующих факторов должны быть включены только те факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость объектов оценки и могут быть достоверно определены и объективно измерены. Для проведения группировки обосновывается выбор показателей, значений или диапазона значений данных показателей для отнесения объектов оценки в соответствующие группы (пункт 16 ФСО № 4).

При применении методов массовой оценки кадастровая стоимость объекта оценки определяется путем подстановки значений ценообразующих факторов, соответствующих данному объекту оценки, в модель оценки, выбранной оценщиком (пункт 21 ФСО № 4).

В соответствии с пунктом 20 ФСО №4 при наличии достаточной и достоверной информации о ценах сделок и предложений по купле-продаже объектов оценки расчет кадастровой стоимости объекта оценки осуществляется преимущественно на основании сравнительного подхода.

В силу статьи 13 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» перечень объектов недвижимости, подлежащий государственной кадастровой оценке, формируется органами регистрации прав на основании решения о проведении государственной кадастровой оценке. В Перечень включаются сведения из Единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию на дату оценки. При формировании Перечня указывается количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки.

Пунктом 1.2 Методических указаний для целей названных указаний под видом использования объекта недвижимости понимается использование в соответствии с его фактическим разрешенным использованием (абзац третий).

Для целей данных указаний фактическое разрешенное использование объекта недвижимости - фактическое (текущее) использование объекта недвижимости, не противоречащее установленным требованиям к использованию объекта недвижимости (абзац четвертый).

В соответствии с пунктом 1.10. Методических указаний земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете. При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.

Отнесение земельного участка к одной из групп должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого.

Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка.

Согласно положениям статьи 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.

Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Из статьи 56.1 Земельного кодекса РФ следует, что предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 7 статьи 95 Земельного кодекса РФ на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются, в том числе предоставление земельных участков для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства за пределами населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий.

Исходя из положений пункта 1.11 Методических указаний, определение кадастровой стоимости осуществляется без учета обременений (ограничений) объекта недвижимости, за исключением ограничений прав на землю, возникающих в соответствии с законодательством (в связи с установлением зон с особыми условиями использования территории, иными ограничениями, установленными действующим законодательством Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 03.06.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» при определении кадастровой стоимости земельных участков обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения не только о местоположении земельного участка, но и о нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Из приведенных норм права следует, что в отношении земельных участков, которые попали в зону с особыми условиями использования территории, устанавливаются ограничения по их использованию, что лишает землепользователей таких земельных участков возможности использовать принадлежащие земельные участки в полном объеме. Следовательно, установление охраной зоны на территории земельных участков влияет на их стоимость.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пункту 10 ФСО №7 для определения стоимости недвижимости оценщик исследует рынок в тех его сегментах, к которым относятся фактическое использование оцениваемого объекта и другие виды использования, необходимые для определения его стоимости.

Последовательность анализа рынка недвижимости установлена пунктом 11 ФСО №7.

В соответствии с Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденными Распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 №568-р, рыночная стоимость земельного участка определяется исходя из его наиболее эффективного использования, то есть наиболее вероятного использования земельного участка, являющегося физически возможным, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым и в результате которого расчетная величина стоимости земельного участка будет максимальной (принцип наиболее эффективного использования). Наиболее эффективное использование земельного участка определяется с учетом возможного обоснованного его разделения на отдельные части, отличающиеся формами, видом и характером использования. Наиболее эффективное использование может не совпадать с текущим использованием земельного участка.

При определении наиболее эффективного использования принимаются во внимание: целевое назначение и разрешенное использование; преобладающие способы землепользования в ближайшей окрестности оцениваемого земельного участка; перспективы развития района, в котором расположен земельный участок; ожидаемые изменения на рынке земли и иной недвижимости; текущее использование земельного участка.

Анализ на наиболее эффективное использование позволяет определить наиболее доходное и конкурентное использование объекта недвижимости - то использование, которому соответствует максимальная стоимость объекта. Наиболее эффективное использование объекта недвижимости должно отвечать четырем условиям. Оно должно быть: законодательно разрешенным, физически осуществимым, финансово обоснованным, обеспечивающим наивысшую стоимость или доходность недвижимости. Наиболее эффективное использование должно быть определено для земельного участка как бы свободного (незастроенного), а также для всего объекта недвижимости в целом.

Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами , , поставлены на кадастровый учет 03.08.2006, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения дачного строительства.

Кадастровые паспорта указанных земельных участков содержат указание на обременения: 1) ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ; 2) иные ограничения (обременения) прав; 3) ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Решением Думы Некрасовского муниципального района от 29.08.2019 №431 утверждены Правилами землепользования и застройки сельского поселения Некрасовское (далее – Правила землепользования и застройки).

Согласно статье 22 Правил землепользования и застройки зона сельскохозяйственных угодий (СХ-1) - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ на сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительный регламент не устанавливается.

Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Материалами дела подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами , , отнесены к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1). Виды разрешенного использования не установлены. Данные земельные участки расположены в зоне с особыми условиями использования территории: водоохранная зона «граница водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Горьковского водохранилища в пределах Некрасовского муниципального района Ярославской области». Ограничение в границах зоны установлены в соответствии со статьей 65 Водного кодекса РФ; в зоне особо охраняемой природной территории Ярославской области – государственный природный заказник «Левашовский».

По результатам анализа наиболее эффективного использования спорных земельных участков, с учетом исследованных документов, в том числе Публичной кадастровой карты, сведений Росреестра, градостроительных планов земельных участков, объявлений в отношении соседних земельных участков, оценщик исходил из наиболее эффективного их использования, месторасположения, физических характеристик и ситуации, которая сложилась на рынке земли, возможных функций использования земельного участка, и счел целесообразным определить рыночную стоимость этого земельного участка в соответствии с экономически оправданным и максимально эффективным возможным вариантом использования земельных участков определено – для сельскохозяйственного использования.

По заключению оценщика разрешенное использование по документам «для ведения дачного строительства» фактически не может быть осуществлено на законодательном уровне. Земельные участки не пригодны для строительства. Наличие, строительство каких-либо улучшений исключено. Наиболее эффективное использование – для сельскохозяйственного использования.

Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами , , категория земель: «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования: «для ведения дачного строительства» не подлежат застройке, в том числе дачной.

Согласно Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» земельный участок с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства (ведение сельского хозяйства, код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка - 1.0) включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

При проведении оценки оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральными стандартами оценки. Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчетам об оценке объекта недвижимости, содержит описание объектов оценки, объектов-аналогов, методику их отбора, сопоставления, аргументацию применения необходимых корректировок. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. В отчете имеются ссылки на источники используемой информации, содержащими все необходимые сведения, позволяющие сделать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.

В соответствии с частью 1 статьи 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Не соглашаясь с оценкой рыночной стоимости объектов оценки, установленной на основании отчета оценщика ООО «Яр-Оценка», административные ответчики и заинтересованные лица доказательств иной стоимости не представили, о назначении судебной экспертизы не ходатайствовали.

Нарушений при составлении отчета, которые могут существенно повлиять на размер рыночной стоимости объектов недвижимости, в судебном заседании не установлено, поэтому суд считает, что рыночная стоимость объектов оценки оценщиком ООО «Яр-Оценка» определена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При таком положении заявленные административным истцом требования суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с разъяснениями пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости является дата обращения административного истца с настоящим административным иском в суд – 30.06.2022.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Установить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных по адресу: категория земель – земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования – для ведения дачного строительства, в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года:

- с кадастровым номером , площадью 212 200 кв.м - 1 650 000 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 289 700 кв.м - 2 252 000 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 134 200 кв.м - 1 043 000 рублей.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 30 июня 2022 года.

Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.Г. Сингатулина