ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3521/20 от 12.10.2020 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело а-3521/2020

42RS0-16

копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего: Сташковой Ю. С.

при секретаре: Будловой К.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>

12 октября 2020г.

дело по административному исковому заявлению Прокурора <адрес> в интересах Черепнева Р.В.. к Администрации <адрес>, Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес>, Управлению опеки и попечительства при Администрации <адрес>, Председателю межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес>, заместителю Главы <адрес> по жилищно-коммунальному хозяйству в 2017 году Буцуку Е.В.

о признании незаконными действий заместителя Главы <адрес> по жилищно-коммунальному хозяйству, являющегося председателем межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> по возврату заявлений Черепнева Р.В.: заявления от 22.05.2017г., зарегистрированного в администрации <адрес> за №Ч16/1861 и заявления от 25.03.2019г., зарегистрированного в администрации <адрес> за , и прилагаемых к ним документов,

незаконным ответа Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части признания правомерными действий Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> по возврату заявлений Черепнева Р.В.: заявления от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в администрации <адрес> за №Ч16/1861 и заявления от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в администрации <адрес> за , и прилагаемых к ним документов,

обязании Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> рассмотреть заявление Черепнева Р.В. от 25.03.2019г., зарегистрированное в администрации <адрес> за , и прилагаемые к нему документы в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в срок не более 45 дней с момента вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Черепнёва Р.В. к Администрации <адрес>, Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес>, Управлению опеки и попечительства при Администрации <адрес>, Председателю межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес>, заместителю Главы <адрес> по жилищно-коммунальному хозяйству в 2017 году Буцуку Е.В. о признании незаконными действий заместителя Главы <адрес> по жилищно-коммунальному хозяйству, являющегося председателем межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> по возврату заявлений Черепнева Р.В.: заявления от 22.05.2017г., зарегистрированного в администрации <адрес> за №Ч16/1861 и заявления от 25.03.2019г., зарегистрированного в администрации <адрес> за , и прилагаемых к ним документов, незаконным ответа Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части признания правомерными действий Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> по возврату заявлений Черепнёва Р.В.: заявления от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в администрации <адрес> за №Ч16/1861 и заявления от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в администрации <адрес> за , и прилагаемых к ним документов,

обязании Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> рассмотреть заявление Черепнёва Р.В. от 25.03.2019г., зарегистрированное в администрации <адрес> за , и прилагаемые к нему документы в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в срок не более 45 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что в июне 2020 года прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Черепнёва Р.В., ДД.ММ.ГГГГ. по факту нарушения его прав на обеспечение жилым помещением, как лица, оставшегося без попечения родителей, в части не включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – Список).

Проверкой установлено, что Черепнёв Р.В. является собственником ? доли (12,5 кв.м) жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>.

Согласно данным Росреестра, указанное жилое помещение зарегистрировано в ЕГРП за от ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, находится в общей долевой собственности у Черепнёва Р.В. – ? доля в праве; Черепнёвой О.М. – ? доля в праве (умерла ДД.ММ.ГГГГ, тетя Черепнёва Р.В.); Черепнёвой Н.Ф. – ? доля в праве (умерла ДД.ММ.ГГГГ, бабушка Черепнёва Р.В.); Черепнёвой А.М. – ? доля в праве (мать Черепнёва Р.В.), в отношении которой имеется решение Кузнецкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску прокурора <адрес> о признании Черепнёвой А.М. безвестно отсутствующей.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на включение Черепнёва Р.В. в Список возникает в случае установления факта невозможности проживания его в жилом помещении по адресу: <адрес>, где он является собственником ? доли (12,15 кв.м) от общей площади жилого помещения (48,6 кв.м) на основании заключения межведомственной комиссии, образованной в соответствии с положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение ), о признании в порядке, установленном указанным Положением, жилого помещения, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма или собственником которого является гражданин, непригодным для постоянного проживания (при наличии).

В Новокузнецком городском округе действует межведомственная комиссия по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес>, созданная на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> (далее МВК, Комиссия, Постановление ).

Черепнёв Р.В. дважды обращался в МВК с заявлениями о признании жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания, которые адресованы председателю МВК: первое зарегистрировано в администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за № Ч16/1861, второе – от ДД.ММ.ГГГГ.

В нарушение требований законодательства указанные заявления Черепнева Р.В. в установленном порядке Комиссией рассмотрены не были. Председателем МВК в обоих случаях заявления были возвращены вместе с приложенными документами со ссылкой на пункт 46 Положения с сопроводительными письмами от ДД.ММ.ГГГГ № Ч16/21681, от ДД.ММ.ГГГГ-МВК по причине предоставления неполного пакета документов, а именно: не представления Черепнёвым Р.В. заявлений от остальных собственников жилого помещения; заключения проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.

Положением не предусмотрено предоставление заявлений всех собственников для признания жилого помещения непригодным для проживания, в пункте 42 которого идёт речь о собственнике жилого помещения в единственном числе.

В силу подпункта «д» третьего абзаца пункта 44, пункта 45 Положения , предоставление заключения специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкции жилого помещения требуется только в случае, если комиссией данный документ определен в качестве дополнительного документа, необходимого для принятия комиссией решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям. Определение дополнительных документов осуществляется комиссией на очередном этапе процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям. Председателю комиссии не предоставлено право единолично определять необходимость представления дополнительных документов.

В ходе проверки не установлен факт определения Комиссией необходимости предоставления указанного дополнительного документа.

Заявителю незаконно были дважды возвращены заявления с прилагаемыми документами, ввиду предоставления неполного пакета документов без рассмотрения Комиссией в порядке, установленном Положением и Постановлением

Указанное, противоречит требованиям статей 2,14,15 Жилищного кодекса РФ, согласно которым, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе признают в установленном порядке жилые помещения муниципального и частного жилищного фонта непригодными для проживания по основаниям и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой <адрес>, в адрес Главы <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства, направленного на защиту прав лиц из числа, оставшихся без попечения родителей.

По результатам рассмотрения указанного представления Главой <адрес> дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ исх. отклоняющего характера в указанной части, фактически представление в части неправомерных действий МВК признано необоснованным.

Право Черепнёва Р.В., как одного из собственников жилого дома, на обращение с заявлением о признании его непригодным для проживания прямо предусмотрено п. 42 Положения .

Согласно п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, прием и рассмотрение заявления и прилагаемым к нему обоснованных документов. Пункт 45 Положения содержит исчерпывающий перечень документов, которые заявитель обязан представить для начала процедуры оценки соответствия помещения установленным настоящим Положением требованиям.

Возврат заявлений и прилагаемых к ним документов Комиссией в лице заместителя Главы города по жилищно-коммунальному хозяйству, являющегося председателем МВК без рассмотрения в порядке, установленном Положением по причине отсутствия заявления других собственников, а также заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения является незаконным.

Отсутствие волеизъявления иных собственников жилого помещения и заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения на стадии подачи заявления не может являться препятствием для получения Черепневым Р.В. гарантированных государством мер по обследованию и решению вопроса о пригодности для проживания жилого помещения, одним из собственников которого является.

Просит суд признать незаконными действия заместителя Главы <адрес> по жилищно-коммунальному хозяйству, являющегося председателем межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> по возврату заявлений Черепнева Р.В.: заявления от 22.05.2017г., зарегистрированного в администрации <адрес> за №Ч16/1861 и заявления от 25.03.2019г., зарегистрированного в администрации <адрес> за , и прилагаемых к ним документов.

Признать незаконным ответ Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части признания правомерными действий Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> по возврату заявлений Черепнёва Р.В.: заявления от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в администрации <адрес> за №Ч16/1861 и заявления от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в администрации <адрес> за , и прилагаемых к ним документов.

Обязать Межведомственную комиссию по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> рассмотреть заявление Черепнёва Р.В. от 25.03.2019г., зарегистрированное в администрации <адрес> за , и прилагаемые к нему документы в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в срок не более 45 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Отдельным определением суда в качестве соответчиков привлечены: Управление опеки и попечительства при Администрации <адрес>; Председатель межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес>; заместитель Главы <адрес> по жилищно-коммунальному хозяйству в 2017 году Буцук Е.В.; Черемнов А.А.; заместитель Главы <адрес> по жилищно-коммунальному хозяйству, являющегося председателем межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> в 2019 году; в качестве заинтересованного лица: Ахмадьярова Н.Г., о чем вынесены определения.

Административный истец старший помощник прокурора <адрес>Федяева О.С. в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования, дополнительно пояснила, что в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проверки установлен факт нарушения прав Черепнева Р.В., и с этого времени, было вынесено представление и должен исчисляться шестимесячный срок давности, установленный КАС РФ, срок обращения с настоящим административным иском не является пропущенным.

Административный истец Черепнёв Р.В. в судебном заседании на требованиях настаивал.

Представитель Черепнёва Р.В. – Синякова Е.И., действующая на основании нотариальной доверенности, поддержала заявленные административные требования, представила копию уведомления главного специалиста Управления опеки и попечительства администрации <адрес>Недосековой О.И. о том, что <данные изъяты><данные изъяты> г.р. зарегистрированы по адресу: <адрес>, помещены в госучреждение, в связи с лишением родительских прав их одинокой матери Черепнёвой А.М. Кузнецким районным судом; данное жилое помещение находится под контролем Управления опеки и попечительства; копию приказа Управления опеки и попечительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об устройстве в учреждение» <данные изъяты><данные изъяты> в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение. Мать Черепнева Р.В.- Черепнева Р.В., которая ранее была признана безвестно отсутствующей, обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства в виде долей в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес> после смерти бабушки Черепнёвой Н.Ф. и тети Р. -Черепнёвой О.М. Таким образом, в настоящее время собственниками данного жилого дома могут быть действительно только Р. и его мать, однако он не обязан был на момент направления заявлений, которые были ему возвращены и сейчас подавать заявление только вместе со всеми собственниками, конкретно сейчас –приводить и свою маму тоже. Административными ответчиками даётся неверное трактование пункта 42 Положения , что препятствует Черепнева Р.В., в дальнейшем получить государственное жилье, поскольку дом по <адрес> полностью разрушен, безопасное проживание в нём просто невозможно, что видно из актов обследования, предоставленных представителем Управления опеки и попечительства. В настоящее время Черепнёв Р.В. временно проживает в общежитии, своего жилья не имеет, дом по <адрес> пришел в непригодное для жизни состояние не по его вине, он в это время ещё находится в детском доме, и не имел возможности каким либо образом участвовать в его ремонте и содержании.

Представитель административных ответчиков администрации <адрес>, Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес>Косарева Ж.В, действующая на основании доверенности, представившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании требования не признала, представила письменные возражения, пояснила, что заключение проектно-изыскательской организации в данном случае, является обязательным, без него заявление тоже принято не будет. Черепнев Р.В. и его мать, которая жива, заявила о принятии наследства после смерти его тети и бабушки, в связи с чем, Черепнёву Р.В. необходимо привести мать, которая тоже должна обратиться с подобным заявлением, поскольку это предусмотрено пунктом 42 Положения и должно пониматься как наличие заявлений от всех собственников, поскольку непригодным для проживания может быть признан только весь дом полностью, целиком, а не какая то его часть. Если поступит заявление только от Черепнёва Р.В., у которого только ? доли в праве, поскольку документ на право собственности по наследству матери ещё никем не выдан, то возникнет неразрешимый вопрос: в какой именно части дом признавать непригодным для проживания? А если признать весь дом непригодным для проживания, то возможно остальные собственники потом будут против этого, могут заявить о том, что они не просили признавать дом непригодным для проживания, что будет являться, в свою очередь, нарушением уже их прав. У Черепнева Р.В. есть право принять наследство после бабушки и вместе с мамой прийти и подать заявление снова, которое будет рассмотрено, то есть право Черепнева Р.В. теми действиями, о которых говорится в административном исковом заявлении не нарушено и нарушено быть не может. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, в том числе в связи с пропуском срока обращения в суд относительно требований, заявленный в первом пункте.

Представитель административного ответчика Управления опеки и попечительства Администрации <адрес>Понятовская Е.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании представила акты обследования недвижимого имущества-дома по адресу: <адрес> от 2006 г., 2009 г., 2010, 2012 г.; письмо Управления опеки и попечительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя Главы <адрес> по ЖКХ, председателю МВК Черемнову А.А. с просьбой рассмотреть заявление Черепнёва Р.В. с приложением пакета документов, необходимых для признания дома непригодным для проживания и документов, подтверждающих невозможность предоставления заявлений от Черепнёвой А.М., Черепнёвой Н.Ф., Черепнёвой О.М.

Административный ответчик Черемнов А.А., заместитель Главы <адрес> по жилищно-коммунальному хозяйству, являющийся председателем межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> в 2019 году в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснил, что пунктом 45 Постановления Правительства РФ утвержден необходимый пакет документов для рассмотрения вопроса пригодности (непригодности) помещения для проживания. Заявления Черепнёву Р.В. были возвращены обоснованно, поскольку не предоставлен полный пакет документов, предусмотренный п. 45 Постановления Правительства , а также заявления от остальных собственников.

Административный ответчик заместитель Главы <адрес> по жилищно-коммунальному хозяйству в 2017 году Буцук Е.В. о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не заявлено.

Свидетель Маркова М.В., по ст.ст.307-308 УК РФ предупреждена, суду пояснила, что является главным специалистом отдела по работе с населением МБУ «Дирекция ЖКХ» <адрес>, процедура оценки прописана в Постановлении , у них нет взаимодействия с опекой, работают по факту поступления заявления. Пункт 45 Постановления Правительства трактуют в том контексте, что если обратился один собственник, а их несколько, то заявление возвращают без рассмотрения уже на стадии принятия. Основанием для отказа в принятии заявления Черепнёва Р.В. к рассмотрению явился п. 2.4 Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О межведомственной комиссии». У Черепнёва Р.В. проблема не в том, что он не предоставил какие-то документы в полном объеме, а в том, что он, являясь собственником доли в праве, не собрал всех остальных собственников. Согласно выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка является Ахмадьярова Н.Г. с правом наследования. В случае принятия заявления только у одного Черепнёва Р.В. и признания данного жилого помещения непригодным для проживания, все остальные доли будут изъяты без согласия остальных собственников, что будет являться нарушением конституционного права остальных собственников на неприкосновенность жилища, поэтому Черепнёв Р.В. не имеет права подать заявление только от себя лично.

Заинтересованное лицо Ахмадьярова Н.Г. о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении не заявлено.

Рассмотрев административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Черепнёва Р.В., выслушав пояснения участников процесса, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (часть 1 статьи 4) гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Прокурор, в силу правового регулирования, закрепленного в части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, только в случае, если такие граждане по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Предъявление прокурором данного иска в интересах Черепнёва Р.В. обусловлено действующим законодательством, регулирующим деятельность прокуратуры.

Частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка доводов по обращению Черепнёва Р.В., ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. по факту нарушения его прав на обеспечение жилым помещением, как лица, оставшегося без попечения родителей, в части не включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по результатам которой установлено следующее.

Черепнёв Р.В. является собственником ? доли (12,5 кв.м) жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>.

Согласно данным Росреестра, указанное жилое помещение зарегистрировано в ЕГРП за от ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, находится в общей долевой собственности у Черепнёва Р.В. – ? доля в праве; Черепнёвой О.М. – ? доля в праве (умерла ДД.ММ.ГГГГ, тетя Черепнёва Р.В.); Черепнёвой Н.Ф. – ? доля в праве (умерла ДД.ММ.ГГГГ, бабушка Черепнёва Р.В.); Черепнёвой А.М. – ? доля в праве (мать Черепнёва Р.В.), в отношении которой имеется решение Кузнецкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску прокурора <адрес> о признании Черепнёвой А.М. безвестно отсутствующей.

В Новокузнецком городском округе действует межведомственная комиссия по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес>, созданная на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> (далее МВК, Комиссия, Постановление ).

Черепнёв Р.В. дважды обращался в МВК с заявлениями о признании жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания, которые адресованы председателю МВК: первое зарегистрировано в администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за № Ч16/1861, второе – от ДД.ММ.ГГГГ.

Проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства указанные заявления Черепнёва Р.В. в установленном порядке Комиссией рассмотрены не были. Председателем МВК в обоих случаях заявления были возвращены вместе с приложенными документами со ссылкой на пункт 46 Положения с сопроводительными письмами от ДД.ММ.ГГГГ № Ч16/21681, от ДД.ММ.ГГГГ-МВК по причине предоставления неполного пакета документов, а именно: не представления Черепнёвым Р.В. заявлений от остальных собственников жилого помещения; заключения проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.

В ходе проверки не установлен факт определения Комиссией необходимости предоставления указанного дополнительного документа.

Таким образом, заявителю Черепнёву Р.В. были дважды незаконно возвращены заявления с прилагаемыми документами, ввиду предоставления неполного пакета документов без рассмотрения Комиссией в порядке, установленном Положением и Постановлением .

Согласно части 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 ст. 15 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение).

Указанное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Пунктом 7 Положения определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Таким образом, Черепнев Р.В. являясь собственником 1/4доли в праве жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, вправе обратиться с заявлением о признании указанного жилого помещения непригодным для проживания, при этом право Черепнёва Р.В. на обращение с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия аналогичных заявлений от всех собственников жилого помещения.

Согласно пункту 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, приём и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обоснованных документов.

Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель в соответствии с пунктом 45 Положения предоставляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацами третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

Черепнёвым Р.В. было представлено заключение специалиста , выполненное ООО «Эксперт-Аналитик» на основании его заявления о производстве строительно-технической экспертизы от 29.09.2016г., при этом была проведена строительно-техническая экспертиза с целью определения повреждений строительно-технического характера, технического состояния, пригодности для дальнейшего проживания одноквартирного жилого <адрес> по состоянию на 29.09.2016г.. при этом специалистам были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.85 ГПК РФ, специалисты предупреждены об ответственности по ст.307 УК РФ за дачу ложного заключения.

Согласно ответа от 21.06.2017г. за подписью заместителя Главы города по ЖКХ, Председателя межведомственной комиссии Буцука Е.В. –представленное заключение специалиста ООО «Эксперт Аналитик» не является заключением проектно-изыскательной организации.

Вместе с тем, в ходе проверки, проведенной прокуратурой города при рассмотрении обращения Черепнева В.В. по факту нарушения его права на обеспечение жилым помещением, как лица, оставшегося без попечения родителей, не установлен факт определения Комиссией необходимости предоставления указанного дополнительного документа в принципе.

Согласно ответа на представление прокурора <адрес> об устранении нарушений законодательства, направленного на защиту прав лиц, оставшихся без попечения родителей от 08.07.2020г. и как следует из анализа Положения –данным Положением прямо не закреплено, что выполнение действий, определенных абзацами 3,4 п.44, относится к исключительной компетенции МВК, а также в связи с отсутствием в п.47 варианта решения МВК, вынесенного по результатам выполнения действий, указанных в абз.3,4 п.44, определение перечня дополнительных документов, состава привлекаемых экспертов решается секретарем и председателем МВК самостоятельно на этапе подготовки к заседанию межведомственной комиссии.

Данную позицию подтвердила в судебном заседании свидетель Маркова М.В., что также не может быть принято судом в качестве отсутствия факта нарушения прав Черепнёва Р.В., поскольку данные показания также свидетельствуют о субъективном подходе административных ответчиков в вопросе принятия и рассмотрения заявлений Черепнёва Р.В. о признании жилого помещения по адресу <адрес> непригодным для проживания, адресованных председателю МВК.

Распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019г. -р утвержден перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, в который включена услуга по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Доводы административных ответчиков, изложенные в ответе на представление прокурора <адрес> о том, что на момент подачи заявлений Черепнёва Р.В. административный регламент по признанию помещения жилым помещением, признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрацией <адрес> разработан не был, и, соответственно, данная муниципальная услуга в Сводный реестр муниципальных услуг (функций) Новокузнецкого городского округа, утвержденный распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не включена, в связи с чем, Межведомственная комиссия в своей деятельности руководствовалась и руководствуется требованиями Положения и Положения , в настоящее время планируется разработка административного регламента, нарушения прав Черепнёва Р.В. не исключают, поскольку также не признается его право на подачу заявления как от собственника доли в праве собственности на жилое помещение без соответствующих заявлений остальных собственников.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Согласно положений статей 2,14,15 Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе признают в установленном порядке жилые помещения муниципального и частного жилищного фонта непригодными для проживания по основаниям и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой <адрес>, в адрес Главы <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства, направленное на защиту прав лица из числа, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, 08.06.2020г. является датой, с которой начинается исчисление срока обращения с настоящими административными исковыми требованиями. Прокурор <адрес> обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный ч.1 ст.219 КАС РФ срок относительно всех пунктов просительной части административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора <адрес> в интересах Черепнева Р.В. к Администрации <адрес>, Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес>, Управлению опеки и попечительства при Администрации <адрес>, Председателю межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес>, заместителю Главы <адрес> по жилищно-коммунальному хозяйству в 2017 году Буцуку Е.В.

о признании незаконными действий заместителя Главы <адрес> по жилищно-коммунальному хозяйству, являющегося председателем межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> по возврату заявлений Черепнева Р.В.: заявления от 22.05.2017г., зарегистрированного в администрации <адрес> за №Ч16/1861 и заявления от 25.03.2019г., зарегистрированного в администрации <адрес> за , и прилагаемых к ним документов,

незаконным ответа Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части признания правомерными действий Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> по возврату заявлений Черепнева Р.В.: заявления от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в администрации <адрес> за №Ч16/1861 и заявления от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в администрации <адрес> за , и прилагаемых к ним документов,

обязании Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> рассмотреть заявление Черепнёва Р.В. от 25.03.2019г., зарегистрированное в администрации <адрес> за , и прилагаемые к нему документы в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в срок не более 45 дней с момента вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.

Признать незаконными действия заместителя Главы <адрес> по жилищно-коммунальному хозяйству, являющегося председателем межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> по возврату заявлений Черепнева Р.В.: заявления от 22.05.2017г., зарегистрированного в администрации <адрес> за №Ч16/1861 и заявления от 25.03.2019г., зарегистрированного в администрации <адрес> за , и прилагаемых к ним документов,

Признать незаконным ответ Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части признания правомерными действий Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> по возврату заявлений Черепнева Р.В.: заявления от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в администрации <адрес> за №Ч16/1861 и заявления от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в администрации <адрес> за , и прилагаемых к ним документов,

обязать Межведомственную комиссию по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> устранить нарушение прав Черепнева Р.В..

Решение может обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий (подпись) Ю. С. Сташкова

Копия верна

Подпись судьи____________

Секретарь с/з Будлова К.Н.

«16» октября 2020 г.

Подлинник документа подшит в деле а-3521/2020 Центрального районного суда <адрес>