ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-352/2018 от 08.06.2018 Дивногорского городского суда (Красноярский край)

а-352/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2018 года Дивногорский городской суд Красноярского края в городе Дивногорске в составе:

председательствующего – судьи Вишняковой С.А.,

с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности 24 от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика администрации г. Дивногорска – ФИО3,, действующей на основании доверенности пр от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре – Угрюмовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации г. Дивногорска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и возложении обязанности по утверждении схемы расположения земельного участка на кадастром плане территории,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации г.Дивногорска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и возложении обязанности по утверждении схемы расположения земельного участка на кадастром плане территории (с учетом уточнений), мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ она, являясь многодетным гражданином, обратилась в администрацию г. Дивногорска с двумя заявлениями о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для ведения садоводства с указанием его предполагаемых размеров от <данные изъяты> до <данные изъяты>.м., в зоне жилой усадебной застройки (Ж-1), их местоположение согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории. К заявлению были приложены все необходимые документы, в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Администрация г. Дивногорска в ответе от ДД.ММ.ГГГГ отказала в предоставлении земельного участка, в связи с тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Дивногорск, испрашиваемые земельные участки в кадастровом квартале расположены на землях лесного фонда и не могут использоваться для садоводства и огородничества. Считает, что ответ администрации г. Дивногорска не законен, поскольку представленные схемы расположения земельного участка не нарушают требования ст. 11.9 Земельного кодекса РФ. Также указанным ответом администрация г. Дивногорска нарушила требования п. 2 ст. 29.6 Закона Красноярского края « О регулировании земельных отношений в Красноярском крае». 11 земельных участков в кадастровом квартале и в кадастровом квартале по данным публичной кадастровой карты не состоят на учете и следовательно свободны от прав третьих лиц, данные схемы были ею приложены к заявлению. Просит признать незаконным ответ администрации г. Дивногорска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и возложить обязанность в течение пятнадцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, принять и выдать решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес>, в кадастровом квартале <данные изъяты> с координатами поворотных точек границ земельного участка: <данные изъяты> для ведения садоводства по ранее поданному заявлению.

Административный истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явилась, однако его неявка в силу п.6 ст.226 КАС РФ не является препятствием для рассмотрения административного дела.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании административный иск поддержала по основаниям, аналогичным изложенным в нем.

Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании административный иск не признал по основаниям, изложенным в возражениях на административный иск.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п.1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п.3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что ФИО1 в лице представителя Пак К.Н. обратилась в администрацию г. Дивногорска с двумя заявлениями (вх. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью от <данные изъяты> кв.м. до <данные изъяты> кв.м., расположенного на территории муниципального образования г. Дивногорск, в <адрес> с разрешенным использованием «для ведения садоводства» как льготная категория граждан «многодетная семья». К заявлениям были приложены схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровых кварталах ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ответом главы города Дивногорска ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении испрашиваемых земельных участков в кадастровом квартале отказано в связи с невозможностью их использования для целей садоводства и огородничества, так как относятся по целевому назначению к защитным лесам и являются городскими лесами. В утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказано по п.п.3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. Также в ответе указано, что срок рассмотрения заявления ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 24 продлен на 30 дней, так как направлены запросы о наличии (отсутствии) обременения в Министерство лесного хозяйства Красноярского края.

Пунктом 6 ст. 39.5 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Такой порядок установлен ст. ст. 29.4, 29.5 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», которыми предусмотрен порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, как прошедших, так и не прошедших государственный кадастровый учет.

Так, ст. 29. 4 названного закона установлено, что при поступлении от гражданина, относящегося к указанной категории, заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в названном месте может быть образован только один участок, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Если в названном месте может быть образовано несколько земельных участков, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в двухмесячный срок со дня поступления заявления утверждает схемы в количестве, соответствующему количеству заявлений о предоставлении земельных участков в указанном месте, поступивших в месячный срок со дня поступления первого заявления.

Как установлено ст. 29.5 названного закона, при поступлении заявления о предоставлении земельного участка в границах земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в двухмесячный срок со дня поступления заявления принимает и направляет заявителю решение об утверждении схемы в случае, если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в границах указанного земельного участка от многодетных граждан не поступили.

Статьей 39.16 ЗК РФ, а также п. 2 ст. 29.6 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 определены основания для отказа в предоставлении земельного участка, согласно которым в предоставлении земельного участка может быть отказано, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (п.14 данной статьи ЗК РФ); в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо (п. 22).

Согласно решению Дивногорского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие администрации г. Дивногорска, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - лесного фонда, не относящегося к государственному лесному фонду. На администрацию г. Дивногорска возложена обязанность совершить действия, направленные на проведение инвентаризации бесхозяйных земельных участков, покрытых лесными насаждениями, расположенные на территории муниципального образования г. Дивногорска, с указанием наименования и площади таких земель, не относящихся к государственному лесному фонду, в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу. Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Во исполнение указанного решения суда администрация г. Дивногорска постановлением -п от ДД.ММ.ГГГГ внесла изменения в постановление -п от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении муниципальной программы «Управление имуществом и земельными ресурсами муниципального образования город Дивногорск» в том числе в приложение и к муниципальной программе «Инвентаризация земель на территории муниципального образования город Дивногорск, которые изложены в новой редакции, предусматривающей бюджетные расходы на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков на 2018 год.

Из пояснений представителя административного ответчика ФИО3 судом установлено, что исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ началось в <данные изъяты> году с этапа включения в муниципальную программу «Управление имуществом и земельными ресурсами муниципального образования г. Дивногорск» земельных участков, в том числе земельного участка за границей <адрес> в кадастровом квартале , с целью получения бюджетных средств на инвентаризацию земель. Первые работы по инвентаризации земель (кадастровые работы) начались в <адрес>.

Распоряжением администрации г. Дивногорска р от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале со следующими характеристиками: площадь земельного участка 392062,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, район <адрес>, разрешенное использование - охрана природных территорий, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов.

В п. 9.1 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России №540 от 01.09.2014г., «охрана природных территорий» включает осуществление деятельности, связанной с сохранением отдельных естественных качеств окружающей среды путем ограничения хозяйственной деятельности в данной зоне, в частности: создание и уход за защитными лесами, в том числе городскими лесами и иная хозяйственная деятельность, разрешенная в защитных лесах, соблюдения режима использования природных ресурсов в заказниках, сохранение свойств земель, являющихся особо ценными.

Согласно п. 1 ст. 95 ЗК РФ и ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные заказники и природные парки относятся к землям особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с п. 2 ст.95 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

На основании п.п. 2, 5 ст. 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В соответствии с п.8 ч.1 ст. 1 ЗК РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Лесным кодексом Российской Федерации.

Леса, по правилам ст. 6 ЗК РФ, располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Согласно ч. 5.1 ст. 105 ЛК РФ в городских лесах запрещается, в том числе ведение сельского хозяйства.

В п.6 ст. 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу п.7 ст.11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Согласно ответу Министерства лесного хозяйства от <данные изъяты> года <данные изъяты>, выявлено пересечение границ образуемых земельных участков с границами лесного фонда, в том числе и испрашиваемого истцом земельного участка площадью 1500 кв.м. с условным номером расположенный в кадастровом квартале по адресу: <адрес>., который пересекает границы Красноярского лесничества в квартале 2 (части выдела 19) Усть-Манского участкового лесничества.

На основании полученного ответа из Министерства лесного хозяйства Красноярского края администрация г. Дивногорска в ответе от ДД.ММ.ГГГГ отказала ФИО1 в утверждении схемы расположения испрашиваемых земельных участков в кадастровом квартале , где расположен испрашиваемый земельный участок.

Следовательно, испрашиваемый истцом земельный участок пересекает границы Красноярского лесничества.

Вместе с тем, истцом оспаривается ответ администрации от ДД.ММ.ГГГГ, которым вопрос об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории не разрешался, так как рассмотрение его было продлено на 30 дней.

Ответ администрации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения, в том числе испрашиваемого земельного участка, на кадастровом плане территории, истцом не оспаривался.

В связи с чем доводы представителя истца ФИО2 о возможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории площадью, исключающей пересечение границ Красноярского лесничества не состоятельны.

Вместе с тем, истец ФИО1 продолжает состоять на учете в Единой краевой базе данных многодетных граждан, обратившихся за получением земельных участков и получивших земельные участки бесплатно в собственность и имеет право на однократное получение земельного участка бесплатно.

Согласно подп.1 п.2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В связи с чем в удовлетворении требований административного истца надлежит отказать за отсутствием правовой состоятельности.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации г. Дивногорска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и возложении обязанности по утверждении схемы расположения земельного участка на кадастром плане территории, - отказать

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение 01 (одного) месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья

СОГЛАСОВАНО: Судья ____________________________ С.А.Вишнякова