ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-358/2022 от 03.08.2022 Приютненского районного суда (Республика Калмыкия)

дело а-358/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 августа 2022 года

Приютненский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Барашова А.Ф.,

при секретаре судебного заседания Маливановой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Республики Калмыкия к администрации Нартинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о признании бездействия по непринятию мер по обеспечению возможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг,

у с т а н о в и л:

Республики Калмыкия, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным иском о признании бездействия по непринятию мер по обеспечению возможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг, мотивируя следующим. проведена проверка в рамках проведения проверки исполнения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика». Проверкой установлено, что на сайте предоставления государственных (муниципальных) услуг по адресу: https://pgu.rk08.ru администрацией Нартинского СМО РК в нарушение действующих положений закона не обеспечена в полной мере возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с перечнем следующих муниципальных услуг в электронной форме: «выдача решений о переводе жилого помещения в нежилое, нежилого помещения в жилое либо об отказе в переводе», « постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», «присвоение, изменение, аннулирование адресов объектам адресации», «выдача документов (выписки из лицевого счета, справок о составе семьи, выписки из похозяйственной книги, справок с места жительства и иных документов)», «предоставление сведений об объектах имущества, включенных в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», «организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством РФ срок», «совершение нотариальных действий на территории Нартинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия», «выдача разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», «осуществление администрацией Нартинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия муниципального контроля в области торговой деятельности», реестр которых утвержден постановлением администрации Нартинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия от .

По данному факту прокуратурой района в адрес администрации Нартинского СМО внесено представление об устранении нарушений законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг, однако до настоящего времени изложенные в представлении требования не исполнены.

Указанные нарушения препятствуют обеспечению возможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронном виде. Просит признать бездействие администрации Нартинского СМО по непринятию мер по обеспечению получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронном виде незаконным и обязать ответчика устранить допущенные нарушения.

В судебное заседание прокурор Республики Калмыкия Гаряев Б.В., извещенный о рассмотрении дела, не явился, представив заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие и указав о необходимости предоставления административному ответчику шестимесячного срока со дня вступления решения в законную силу для устранения указанных нарушений.

Представитель административного ответчика – глава администрации Нартинского СМО РК Бамбаев А.Ч. в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 3 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ следует, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг (часть 1 статьи 11 Федерального закона N 210-ФЗ).

Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией (часть 7 статьи 11 Федерального закона N 210-ФЗ).

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении Конституционного Суда РФ от N 138-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав положениями частей 1 - 8 статьи 26 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" гражданам и иным установленным Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" лицам гарантируется по их выбору получение государственных и муниципальных услуг как в электронной, так и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 5 названного Федерального закона). Такое регулирование направлено на обеспечение выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления своих обязанностей, связанных с предоставлением гражданам государственных (муниципальных) услуг, на защиту прав и интересов лиц, нуждающихся в получении государственных (муниципальных) услуг, предусматривает выбор получателем государственных и муниципальных услуг способа их предоставления.

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрена обязанность органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 29 Федерального закона N 210-ФЗ в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от N 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.

Пунктом 2 Требований предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 29 ФЗ РФ от N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Распоряжением Правительства N 1993-р от утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде. Приложение к распоряжению Правительства Российской Федерации от -р определены этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде.

Первый этап перехода предусматривает размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), установлен предельный срок его реализации до . Второй этап предусматривает размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде, предельный срок реализации данного этапа до . Третий этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), предельный срок реализации этапа до июля 2012 года. Четвертый этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции), предельный срок реализации до . Пятый этап с предельным сроком реализации до предусматривает обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации Нартинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия от утвержден перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Нартинского СМО РК.

проведен мониторинг официальных сайтов - порталов предоставления государственных и муниципальных услуг на предмет соблюдения органами местного самоуправления законодательства о предоставлении муниципальных услуг в электронной форме, в результате которой выявлены нарушения Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", выразившееся в необеспечении ответчиком возможности получения гражданами муниципальных услуг в электронном виде.

Согласно ответу администрации Нартинского сельского муниципального образования на представление прокурора, предоставление муниципальных услуг в электронном виде не осуществляется.

Таким образом, на основании представленных суду сведений, достоверно установлен факт невозможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с утвержденным перечнем предоставляемых услуг административным ответчиком.

Отсутствие возможности получения услуги в электронной форме нарушает законные права граждан на получение государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе право на электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. Бездействие административного ответчика противоречит требованиям действующего законодательства и может повлечь нарушение прав граждан на предоставление государственных и муниципальных услуг.

Учитывая положения указанного выше законодательства, регулирующего спорные правоотношения, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде является обязательным.

Поскольку указанное бездействие административного ответчика противоречит требованиям действующего законодательства и может повлечь нарушение прав граждан на предоставление государственных и муниципальных услуг в порядке, предусмотренном Федеральным Законом от N 210-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования о признании бездействия ответчика незаконным и о возложении на ответчика обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, а также то, что размещение муниципальных услуг в электронной форме требует значительного времени для их размещения, суд, с учетом позиции прокурора, просившего о предоставлении шестимесячного срока для устранения нарушений, полагает возможным определить срок исполнения обязательства административным ответчиком в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования прокурора Республики Калмыкия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Нартинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (ОГРН 1020800672155, дата внесения сведений в ЕГРЮЛ ), выразившееся в не обеспечении возможности для заявителей получения муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также официального сайта администрации Нартинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия.

Возложить на администрацию Нартинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия обязанность, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу данного решения суда, обеспечить доступ к сведениям о муниципальных услугах для заявителей посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", Государственной информационной системы Республики Калмыкия "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Калмыкия", а также официального сайта администрации Нартинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия и возможность получения в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде следующих муниципальных услуг: «выдача решений о переводе жилого помещения в нежилое, нежилого помещения в жилое либо об отказе в переводе», «постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», «присвоение, изменение, аннулирование адресов объектам адресации», «выдача документов (выписки из лицевого счета, справок о составе семьи, выписки из похозяйственной книги, справок с места жительства и иных документов)», «предоставление сведений об объектах имущества, включенных в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», «организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством РФ срок», «совершение нотариальных действий на территории Нартинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия», «выдача разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», «осуществление администрацией Нартинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия муниципального контроля в области торговой деятельности».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Приютненский районный суд Республики Калмыкия.

Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции – Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что сторонами была использована возможность апелляционного обжалования решения суда первой инстанции.

Председательствующий