Дело №а-3620/2021
54RS0№-48
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июля 2021 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес>
в с о с т а в е:
Председательствующего судьи Александровой Е.А.
при секретаре Федоровой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Территориальному органу Росздравнадзора по <адрес> о признании незаконным бездействия, выраженное в не вынесении процессуального решения в порядке КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, просит признать бездействие Территориального органа Росздравнадзора по <адрес>, выразившееся в не вынесении процессуального решения в порядке КоАП РФ по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на ответчика обязанность по вынесению процессуального решения по заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с нарушением прав и законных интересов административного истца оспариваемым бездействием и несоответствии принятого административным ответчиком решения нормам действующего законодательства.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дал соответствующие пояснения.
Представитель административного ответчика Территориального органа Росздравнадзора по <адрес> - ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, пояснила, что проверку провести не смогли, так как оснований для проведения проверки не было, в связи с отсутствием угрозы жизни здоровья граждан, вынесение отказа в форме ответа не нарушает права заявителя.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований на основании следующего.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном указанным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судебным разбирательством установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Территориальный орган поступила жалоба гражданина ФИО1, в котором указано об отсутствии работающих филиалов, указанных в лицензии на медицинскую деятельность, выданную ООО «ФИО3 М.», а также в обращении было указано, что у директора отсутствует профильное медицинское образование. На основании изложенного, предлагал привлечь юридическое лицо к административной ответственности по статье 14.1 КоАП РФ (л.д. 6).
Обращение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ и рассмотрено в порядке Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", о чем дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-8).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 1. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения", федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития являются:
а) организация и осуществление контроля и надзора в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, в том числе за медицинской деятельностью, деятельностью в сфере обращения лекарственных средств, деятельностью по оказанию протезно-ортопедической помощи;
б) осуществление контроля качества лекарственных средств, медицинской и реабилитационной техники и изделий медицинского назначения, а также контроля за оказанием медико-социальной помощи населению и медико-социальной реабилитации инвалидов;
в) осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией Службы;
г) осуществление государственной регистрации лекарственных средств, медицинской и реабилитационной техники и изделий медицинского назначения;
д) аккредитация медицинских организаций, организаций социального обслуживания, санаторно-курортных организаций.
Исходя из буквального толкования обращения ФИО1, последний просит Территориальный орган Росздравнадзора по <адрес> провести проверку указанных в обращении нарушений и привлечь ООО «ФИО3 М.» к административной ответственности по статье 14.1 КоАП РФ.
В ответе на обращение от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком сообщено, что в соответствии с частью 14 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 1 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании, Закон № 99-ФЗ) лицензиаты, имеющие намерение прекратить лицензируемый вид деятельности, обязаны представлять (направлять) в лицензирующий орган заявление о прекращении деятельности не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности. Согласно п. 1, п. 8, статьи 18 Закона о лицензировании, прекращение деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления является основанием для переоформления лицензии. При этом, лицензиат представляет (направляет) в лицензирующий орган заявление о прекращении деятельности по собственной инициативе.
Дополнительно сообщено, что в поступивших обращениях указаны признаки нарушения ООО «ФИО3 М.» обязательных требований, при этом отсутствует информация об угрозе причинения вреда жизни и здоровью, соответственно у Территориального органа Росздравнадзора по <адрес> в настоящий момент отсутствуют основания для проведения внеплановой проверки.
Согласно приказу Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения», Территориальный орган Росздравнадзора по <адрес> осуществляет функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и является уполномоченным органом на проведение государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности посредством проведения проверок.
Организация и проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется с применением положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с п.5 ст. 8.2. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Территориальным органом Росздравнадзора по <адрес> на основании выявленных признаков нарушений обязательных требований, руководству общества с ограниченной ответственностью «ФИО3 М.» выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, срок исполнения которого не истек и остается на контроле у Территориального органа Росздравнадзора по <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);
4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1, 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие событие административного правонарушения.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ).
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях (часть 4 статьи 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что в полномочия Территориального органа Росздравнадзора по <адрес>, при проверке сообщений и заявлений физических лиц, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, входит возбуждение дела об административном правонарушении.
Таким образом, учитывая, что в обращении ФИО1 содержатся данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а также содержится требование о привлечении ООО «ФИО3 М.» к административной ответственности, а рассмотрение указанных обращений и возбуждение по таким обращениям дел об административных правонарушений входит в компетенцию Территориального органа Росздравнадзора по <адрес>, рассмотрение административным ответчиком обращения ФИО1 в порядке Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", нельзя признать правомочным.
Ссылки административного ответчика, в рассматриваемом случае, на то, что обращение граждан и организаций не являются безусловным основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности без подтверждения факта осуществления медицинской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией на осуществление медицинской детальности, а также на то, что в обращении гражданина ФИО1 не содержались сведения, доказывающие осуществление ООО «ФИО3 М.» медицинской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий, для подтверждения этих фактов необходимо провести проверку, оснований для которой в обращении не было в соответствии со статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", суд признает несостоятельными, поскольку заявление подлежало разрешению в порядке Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
Поскольку судом установлен факт несоответствия действий Территориального органа Росздравнадзора по <адрес> при рассмотрении обращения ФИО1 действующему законодательству, суд приходит к выводу о нарушении прав и законных интересов административного истца бездействием должностных лиц Территориального органа Росздравнадзора по <адрес>, выразившимся в невынесении соответствующего процессуального решения в порядке КоАП РФ.
При этом, ссылки представителя административного ответчика на Постановление Конституционного суда №-П, напротив подтверждают незаконность принятого решения по обращению истца.
В Постановлении Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ№-П указано, что при проверке содержащихся в обращении физического или юридического лица данных, указывающих на событие административного правонарушения, в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении может осуществляться путем проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» или иными нормативными актами, при наличии закрепленных в них оснований для контрольных мероприятий. Вместе с тем проведение контрольных мероприятий не меняет порядка рассмотрения обращений, предусмотренного этим Кодексом, предполагая в итоге принятие должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении. Однако этот порядок не распространяется на случаи, когда уполномоченное должностное лицо в ходе рассмотрения обращения установит, что в нем отсутствуют данные, указывающие на наличие события конкретного административного правонарушения (т.е. информация, которая объективно может свидетельствовать о событии административного правонарушения и может быть проверена), или обращение направлено должностному лицу, не уполномоченному возбуждать дела о соответствующем виде административных правонарушений. В таких случаях должностное лицо, рассмотревшее обращение, принимает по нему решение в пределах своей компетенции в соответствии с отраслевой природой обращения.
Учитывая, что в обращении истца содержались данные, указывающие на наличие события конкретного административного правонарушения, рассмотрение обращений и возбуждение по таким обращениям дел об административных правонарушений входит в компетенцию административного ответчика, уполномоченному должностному лицу необходимо вынести мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. При этом, КоАП РФ не предусматривает возможность отказа в возбуждении дела в иной форме, в том числе в форме письменного ответа, направляемого заявителю по правилам Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Таким образом, часть 5 статьи 28.1 КоАП Российской Федерации означает, что по обращению физического или юридического лица, содержащему данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением отдельных правонарушений, перечисленных в этом Кодексе), уполномоченное должностное лицо независимо от того, в каком порядке осуществлялась проверка изложенных в обращении фактов, по итогам которой сделан вывод о недостаточности данных для возбуждения дела об административном правонарушении, выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В качестве способа восстановления нарушенного права (пункт 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ) суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность вынести процессуальное решение по обращению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в порядке КоАП РФ.
Руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Территориальному органу Росздравнадзора по <адрес> о признании незаконным бездействия, выраженное в не вынесении процессуального решения в порядке КоАП РФ – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Территориального органа Росздравнадзора по <адрес>, выраженное в не вынесении процессуального решения в порядке Кодекса РФ об административных правонарушениях по заявлениям ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Территориальный орган Росздравнадзора по <адрес> обязанность вынести процессуальное решение по обращению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в порядке Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение
Мотивированное решение изготовлено «28» июля 2021 года
Судья Е.А. Александрова