Дело №а-3647/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2023 года г. Севастополь
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе суда:
председательствующего судьи Степанова Ю. С.
при секретаре судебного заседания Мартьяновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Метелевой Е.А., Слукина Д.Г. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просили признать незаконным бездействие Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в непредоставлении государственной услуги «перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь и земельных участков, находящихся в частной собственности» в установленный законом срок; обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя устранить допущенные нарушения путем издания распоряжения о даче согласия на заключение соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной и частной собственности.
Заявление мотивировано тем, что 16.02.2023г. административные истцы обратились в Департамент по имущественными земельным отношениям Севастополя с вышеуказанным заявлением. Однако испрашиваемая государственная услуга ответчиком в установленные сроки не оказана.
Административные истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Административный ответчик в судебное заседание не явился о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. До начала судебного заседания представил ответ на запрос, согласно которого заявление Метелевой Е.А. и Слукина Д.Г. от 16.02.2023 № (вх. № от 17.02.2023) находится на рассмотрении в отделе оказания государственных услуг Департамента.
Суд, с учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, приступает к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.
Судом установлено, что 16.02.2023г. административные истцы Слукин Д.Г. и Метелева Е.А. через МФЦ обратились в Департамент по имущественными земельным отношениям Севастополя с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь и земельных участков, находящихся в частной собственности, о чем в реестр входящих документов была сделана запись №.
На момент подачи настоящего административного иска у истцов отсутствовали сведения о рассмотрении заявления.
Кроме того, согласно ответа на запрос суда, заявление Метелевой Е.А. и Слукина Д.Г. от 16.02.2023 № (вх.№ от 17.02.2023) находится на рассмотрении в отделе оказания государственных услуг Департамента.
Приказом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 7 декабря 2021 г. N 9-АР утвержден административный регламент "Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности".
В соответствии с п. 1.2.2 Административного регламента государственная услуга предоставляется по заявлениям физических и юридических лиц, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Пунктом 2.2 Административного регламента установлено, что ответственным исполнительным органом государственной власти города Севастополя за предоставление государственной услуги является Департамент.
Срок предоставления государственной услуги составляет 30 календарных дней с момента поступления в адрес Департамента заявления и всех необходимых документов, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего Административного регламента, за исключением документов, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного взаимодействия (п. 2.4.1).
Указанный срок также предусмотрен п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако в нарушении требований Административного регламента, Земельного кодекса Российской Федерации как на момент подачи административного иска (19.09.2023), так и на момент рассмотрения настоящего административного дела, заявление административных истцов не рассмотрено.
Таким образом, судом установлено, что в рассматриваемом случае административным ответчиком государственная услуга в установленный срок не оказана, при этом ответчик не доказал по каким причинам истцам не предоставлена в срок государственная услуга.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
С целью соблюдения и восстановления прав административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административных истцов в части признания незаконным бездействие Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в непредоставлении Метелевой Е.А. и Слукину Д.Г. государственной услуги – "Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности" на основании их заявления от 16.02.2023г. №, с возложением обязанности на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя рассмотреть заявление истцов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом суд не находит оснований о возложении обязанности на административного ответчика издать распоряжение о даче согласия на заключение соглашения о перераспределении земель, поскольку решение указанных вопросов относится к распорядительным полномочиям соответствующего органа и не может осуществляться судом.
В силу части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Таким образом, суд полагает необходимым возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить о его исполнении, направив соответствующее уведомление в суд и административным истцам
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Метелевой Е.А., Слукина Д.Г. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в непредоставлении Метелевой Е.А., Слукина Д.Г. государственной услуги – "Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности" на основании заявления № от 16.02.2023г.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя рассмотреть заявление Метелевой Е.А., Слукина Д.Г.№ от 16.02.2023 о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в течение 30 календарных дней со дня вступления решения в законную силу сообщить о его исполнении, направив соответствующее уведомление в суд и административным истцам.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд города Севастополя.
Решение в окончательной форме изготовлено 05 декабря 2023 года.
Председательствующий Ю.С. Степанова