ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3697/20 от 10.12.2020 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

а-3697/2020

64RS0-05

решение

Именем Российской Федерации

10 декабря 2020 г. г. Саратов

Волжский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Агарковой С.Н.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО5, действующей на основании доверенности и ордера от 12 апреля 2018 года, представителя ответчика Министерства образования Саратовской области ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству образования Саратовской области о признании незаконным протокола заседания Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность, в целях установления квалификационной категории, от 30 января 2018 года № 1 в части отказа в установлении высшей квалификационной категории по должности "учитель", возложении обязанности установить высшую квалификационную категорию с 30 марта 2017 года,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Министерству образования Саратовской области о признании незаконным протокола заседания Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность, в целях установления квалификационной категории, от 30 января 2018 года № 1 в части отказа в установлении высшей квалификационной категории по должности "учитель", возложении обязанности установить высшую квалификационную категорию с 30 марта 2017 года, в обоснование которого указала, что с 1 сентября 2005 года по настоящее время она работает учителем химии муниципального казенного образовательного учреждения "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 35" Ленинского района г. Саратова, осуществляющим образовательную деятельность на территории Федерального казенного учреждения Исправительная колония-33 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области. 22 декабря 2016 года с целью подтверждения высшей квалификационной категории ею было подано заявление в отдел аттестации педагогических работников государственного казенного учреждения Саратовской области "Региональный центр оценки качества образования" (далее по тексту ГАУ СО "РЦОКО") и было получено уведомление о дате проведения заседания аттестационной комиссии с указанием срока предоставления на экспертизу портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, рекомендованным для установления соответствия уровня квалификации требованиям высшей квалификационной категории. 23 января 2017 года ею было представлено на экспертизу портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников для установления соответствия высшей квалификационной категории по должности "учитель". 30.01.2017 года была проведена всесторонняя экспертиза представленного портфолио и заключением (экспертная оценка портфолио 46 баллов) экспертной группы признан уровень профессиональной ее квалификации соответствующим требованиям высшей квалификационной категории. Все требования, предъявляемые к аттестуемому, были выполнены, сроки соблюдены. В ходе проведения заседания Аттестационной комиссии Саратовской области от 30 марта 2017 года решение в отношении нее принято не было. Решением Аттестационной комиссии от 27 апреля 2017 года № 4 в установлении вышей квалификационной категории по должности "учитель" ей было отказано по тем основаниям, что отсутствует необходимое количество баллов на высшую квалификационную категорию. Не согласившись с данным решением, она обратилась в суд. Решением Волжского районного суда г. Саратова от 19 июля 2017 года в удовлетворении требований ей было отказано. Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 9 ноября 2017 года данное решение было отменено, принято новое решение, которым признаны незаконными протоколы заседания Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории от 30 марта 2017 года № 3, от 27 апреля 2017 года № 4, в части решений, принятых в отношении нее, на Министерство образования Саратовской области возложена обязанность организовать в отношении нее в установленном законом порядке рассмотрение ее заявления от 22 декабря 2016 года о прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию. Основанием для принятия вышеуказанного решения Судебной коллегией по административным делам Саратовского областного суда явилось нарушение процедуры Регламента, сроков принятия решения, предусмотренных Порядком аттестации. Руководствуясь указанным апелляционным определением, Министерство образования Саратовской области уведомило ее о дате заседания Аттестационной комиссии 30 января 2018 года, сроках прохождения тестирования не позднее 28 января 2018 года, сроках сдачи портфолио не позднее 29 января 2018 года. Решением Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность, в целях установления квалификационной категории, от 30 января 2018 года № 1, ей было отказано в установлении высшей квалификационной категории по должности "учитель". В протоколе указано, что она профессиональное тестирование не проходила, в связи с чем, результатов оценки профессиональной деятельности не имеется. Она не согласна с данным решением, поскольку Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 276, не содержит требование о предъявлении результатов тестирования и прохождения аттестации. Просила признать незаконным протокол заседания Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность, в целях установления квалификационной категории, от 30 января 2018 года № 1 в части отказа установления ей высшей квалификационной категории по должности «учитель», обязать Министерство образования Саратовской области установить ей высшую квалификационную категорию по должности учитель с 30 марта 2017 года.

В судебном заседании административный истец, представитель административного истца поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в соответствии с пунктом 25 Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Порядок аттестации), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 276, действовавшим на период прохождения ФИО1 аттестации, в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций проведение аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится аттестационной комиссией Саратовской области по аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории (далее - Аттестационная комиссия) в соответствии с Порядком аттестации и Регламентом работы аттестационной комиссии Саратовской области по аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории (далее - Регламент), утвержденным приказом министерства образования Саратовской области от 29 сентября 2014 года № 2336, разработанным на основании п. 26 Порядка аттестации, также действовавшим на период проведения аттестатции ФИО1 Установление квалификационной категории осуществляется Аттестационной комиссией по результатам оценки профессиональной деятельности педагогических работников. Процедура всестороннего анализа профессиональной деятельности учителей, в том числе химии, претендующих на установление квалификационной категории, осуществлялась на основании вышеуказанных актов, которые не признаны незаконными и недействующими, в форме профессионального тестирования и аттестационной экспертизы портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, рекомендованным для установления соответствия уровня квалификации требованиям заявленной квалификационной категории. Принять решение об установлении ФИО1 высшей квалификационной категории без результатов профессионального тестирования, предусмотренных действовавшим на тот период Регламентом, не представлялась возможным. Оснований для установления ФИО1 высшей квалификационной категории не имелось. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель заинтересованного лица Государственного автономного учреждения Саратовской области "Региональный центр оценки качества образования" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав административного истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту- КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 работает в должности учителя химии муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 35" Ленинского района г. Саратова осуществляющим образовательную деятельность на территории Федерального казенного учреждения Исправительная колония-33 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области, что подтверждается справкой данного образовательного учреждения (л.д.15, т.1).

Также из материалов дела следует, что 22 декабря 2016 года с целью подтверждения высшей квалификационной категории ФИО1 было подано заявление в отдел аттестации педагогических работников ГАУ СО "РЦОКО" и было получено уведомление о дате проведения заседания аттестационной комиссии с указанием срока предоставления на экспертизу портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, рекомендованным для установления соответствия уровня квалификации требованиям высшей квалификационной категории. 23.01.2017 года административным истцом было представлено на экспертизу портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников для установления соответствия высшей квалификационной категории по должности "учитель". 30.01.2017 года была проведена экспертиза представленного портфолио, и экспертной группой признан уровень профессиональной квалификации ФИО1 соответствующим требованиям высшей квалификационной категории заключением с экспертной оценкой портфолио 46 баллов. В ходе проведения заседания Аттестационной комиссии Саратовской области от 30.03.2017 года решение в отношении ФИО1 принято не было. Решением Аттестационной комиссии от 27.04.2017 года № 4 в установлении вышей квалификационной категории по должности "учитель" ФИО1 было отказано по тем основаниям, что отсутствует необходимое количество баллов на высшую квалификационную категорию. Не согласившись с данным решением, ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о Порядке проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Решением Волжского районного суда г. Саратова от 19 июля 2017 года в удовлетворении требований ФИО1 было отказано (л.д.16-18, т.1).

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 9 ноября 2017 года данное решение было отменено, принято новое решение, которым признаны незаконными протоколы заседания Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории от 30 марта 2017 года № 3, от 27 апреля 2017 года № 4, в части решений, принятых в отношении нее, на Министерство образования Саратовской области возложена обязанность организовать в отношении нее в установленном законом порядке рассмотрение ее заявления от 22 декабря 2016 года о прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию. В удовлетворении остальных требований ФИО1 было отказано (л.д.19-28, т.1).

Также из материалов дела следует, что решением Волжского районного суда г. Саратова от 24.04.2018 г. в удовлетворении требований ФИО1 было отказано по основаниям соответствия действий ответчика требованиям Регламента работы аттестационной комиссии Саратовской области по аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории, утвержденного приказом министерства образования Саратовской области от 29 сентября 2014 года № 2336 (л.д.48-59, т.2).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 09.08.2018 года данное решение было оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1- без удовлетворения (л.д.111-119, т.2).

В связи с признанием недействующим Регламента работы аттестационной комиссии Саратовской области по аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории, утвержденного приказом министерства образования Саратовской области от 05.02.2019 года № 212, в части, и которым, в том числе Регламент, утвержденный от 29.09.2014 года № 2336, признан утратившим силу, административный истец полагала вышеуказанное обстоятельство новым, которое позволяет ей ставить вопрос об отмене решения Волжского районного суда г. Саратова от 24.04.2018 года по новым обстоятельствам.

Определением Волжского районного суда г. Саратова от 03.09.2019 года в удовлетворении заявления об отмене решения по вновь открывшимся обстоятельствам отказано (л.д.181-184, т.2).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда 31.10.2019 года определение от 03.09.2019 года отменено, заявление административного истца удовлетворено, решение Волжского районного суда г. Саратова от 24.04.2018 года отменено по новым обстоятельствам (л.д.211-213, т.2).

17.01.2020 года кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 31.10.2019 отменено, определение Волжского районного суда г. Саратова от 03.09.2019 оставлено без изменения (л.д.235-239, т.2).

14.09.2020 определением судьи Верховного суда Российской Федерации кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17.01.2020 отменено, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 31.10.2019 оставлено без изменения (л.д.257-264, т.2).

Также из материалов дела следует, что на основании Апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 09.11.2017 года Аттестационная комиссия 30.11.2017 года рассмотрела заявление ФИО1 о прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории от 22 декабря 2016 года № 1395В и ФИО1 была уведомлена о дате заседания Аттестационной комиссии по установлению ей высшей квалификационной категории- 30.01.2018 года, а также о сроке прохождения профессионального тестирования- не позднее 28.01.2018 года, сроке сдачи портфолио- не позднее 29.01.2018 года (л.д.29-30, т.1).

Согласно протоколу № 1 заседания Аттестационной комиссии Саратовской области по аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории от 30 января 2018 года ФИО1 отказано в установлении высшей квалификационной категории по должности "учитель" в связи с отсутствием результатов профессионального тестирования (л.д.31-32, 106-107, т.1).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Закон об образовании) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (п. 3).

Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Пунктом 1 ст. 48 Закона об образовании определено, что педагогические работники обязаны, в том числе осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; систематически повышать свой профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.

Согласно ст. 49 Закона об образовании Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.

Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 года N 276 (далее по тексту- Порядок аттестации).

В соответствии с п. 25 Порядка аттестации аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза (п.26 Порядка аттестации).

Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет» (п.27 Порядка аттестации).

В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию (п. 28 Порядка Аттестации).

Таким образом, в соответствии с пунктами 25 и 26 Порядка аттестации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать акты, регулирующие вопросы формирования аттестационных комиссий для проведения аттестации педагогических работников в целях установления квалификационных категорий; определения составов аттестационных комиссий с включением представителя соответствующего профессионального союза; регламента работы аттестационных комиссий; условий привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, которые могут предусматривать права и обязанности сторон в процессе осуществления специалистами всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

В соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

Согласно п. 37 Порядка аттестации высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 г. № 662;выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

В силу пункта 39 Порядка аттестации по результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория); отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).

На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети "Интернет" (пункт 44 Порядка аттестации).

Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 45 Порядка аттестации).

Приказом Министерства образования Саратовской области от 29 сентября 2014 года № 2336 в соответствии с частью 3 статьи 49 Закона об образовании, приказа Министерства образования Российской Федерации от 07.04.2014 года № 276 "Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" и полномочиями Министерства образования Саратовской области, определенными постановлением Правительства Саратовской области от 10.07.2007 года, был утвержден Регламент работы Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории, в который приказами полномочного органа N 638 от 01 марта 2016 года, N 2106 от 05 июля 2016 года, N 2905 от 14 сентября 2016 года, N 3758 от 25 ноября 2016 года были внесены соответствующие изменения.

Утвержденный Регламент определяет последовательность действий Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории.

Согласно пункту 4.2 Регламента процедура всестороннего анализа профессиональной деятельности учителей русского языка, литературы, иностранного языка, математики, физики, химии, биологии, географии, претендующих на установление квалификационной категории, осуществляется в следующих формах (в редакции, действующий на момент возникновения спорных правоотношений): 1) профессиональное тестирование; 2) аттестационная экспертиза портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, рекомендованным для установления соответствия уровня квалификации требованиям заявленной квалификационной категории (пункт 4.2.1 Регламента).

Профессиональное тестирование проводится в предметной области; количество баллов, определяющих успешное прохождение тестирования, не может быть менее 90 баллов на высшую категорию; учителя - предметники, не набравшие необходимого количества баллов по профессиональному тестированию, указанных в пункте 4.3.2 Регламента, не допускаются к аттестационной экспертизе портфолио профессиональных достижений (пункты 4.3, 4.3.2, 4.4 Регламента); аттестационная экспертиза портфолио осуществляется привлеченными специалистами в составе экспертной группы в соответствии с рекомендованными критериями результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников, соответствие которым подтверждается документами и материалами, представленными в портфолио; привлеченные специалисты по результатам аттестационной экспертизы портфолио оформляют и подписывают выводы в протоколе экспертной группы (пункты 4.5, 4.6 Регламента).

Разделом 5 указанного выше Регламента определен порядок работы Аттестационной комиссии. Согласно пункту 5.1 Регламента основанием для проведения аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории является заявление педагогического работника, которое может подаваться непосредственно педагогическим работником в аттестационную комиссию, либо иным способом определенным пунктом 5.2 раздела.

Анализ профессиональной деятельности педагогического работника в целях установления квалификационной категории осуществляется Аттестационной комиссией на основе отчетов о профессиональном тестировании и протоколов экспертной группы о результатах оценки портфолио (пункт 5.3 Регламента).

Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании Аттестационной комиссии, о чем письменно уведомляет Аттестационную комиссию. При неявке педагогического работника на заседание Аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие (пункт 5.5 Регламента).

В силу положений пунктов 5.8, 5.9, 5.10 Регламента по результатам аттестации Аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: установить первую (высшую) квалификационную категорию либо отказать в ее установлении. Решение Аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителями председателя, секретарем и членами Аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании; на основании решения Аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников Министерство издает приказ об установлении квалификационной категории педагогическим работникам.

Как установлено пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно статье 1 Федерального закона от 29.12.2012 года
№ 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Педагогическим работником признаётся физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (статья 2).

В соответствии с частями 1, 4, 7 статьи 4 Федерального закона
№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

Как установлено пунктом 4 статьи 49 Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года № 466, Министерством образования и науки Российской Федерации издан приказ от 07 апреля 2014 года № 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (далее – Порядок аттестации).

Порядок аттестации определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организаций (пункт 1).

Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории (пункт 3).

Основными задачами проведения аттестации являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста; определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; повышение эффективности и качества педагогической деятельности; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; учёт требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций; обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы (пункт 4).

Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию.

По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.

Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит (пункт 24).

Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 25).

При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза (пункт 26).

Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования; выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности; личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации (пункт 36).

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования; выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах (пункт 37).

Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 08-1993, Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации № 505 от 03 декабря 2014 года даны разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе разрабатывать и принимать свои положения об аттестации педагогических работников на основе Порядка аттестации, поскольку статья 49 Федерального закона № 273-ФЗ, а также Порядок аттестации не предусматривают возможность иного регулирования порядка аттестации педагогических работников, в том числе путем принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации положения об аттестации педагогических работников.

Также в письме указано, что в соответствии с пунктами 25 и 26 Порядка аттестации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать акты, регулирующие следующие вопросы: формирование аттестационных комиссий для проведения аттестации педагогических работников в целях установления квалификационных категорий; определение составов аттестационных комиссий с включением представителя соответствующего профессионального союза; регламент работы аттестационных комиссий; условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, которые, к примеру, могут предусматривать права и обязанности сторон в процессе осуществления специалистами всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников. Перечисленные акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральному законодательству, в том числе Порядку аттестации.

В соответствии с постановлением правительства Саратовской области от
10.07.2007 года № 267-П "Вопросы министерства образования Саратовской области" министерство образования Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, наделённым полномочиями и осуществляющим функции управления в сфере образования, осуществляющим взаимодействие по указанным направлениям с иными органами исполнительной власти Саратовской области, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно - правовых форм, а также с органами местного самоуправления Саратовской области.

Согласно подпункту 11 пункта 6 указанного постановления в полномочия министерства образования Саратовской области входит формирование аттестационной комиссии для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников подведомственных учреждений, муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Разделом 4 Регламента определена организация процедуры всестороннего анализа профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников, при этом для учителей русского языка, литературы, иностранного языка, математики, физики, химии, биологии, географии, истории, обществознания, информатики (далее – учителя-предметники) аттестация проводилась в двух формах:

1) предметное тестирование;

2) аттестационная экспертиза портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, рекомендованным для установления соответствия уровня квалификации требованиям заявленной квалификационной категории (пункт 4.2.1).

Для иных категорий педагогических работников аттестация проводилась только в форме аттестационной экспертизы портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, рекомендованным для установления соответствия уровня квалификации требованиям заявленной квалификационной категории (пункт 4.2.2).

Предметное тестирование проводилось в предметной области.

Согласно п. 4.3.2. Регламента контрольно-измерительные материалы (далее – КИМ) для проведения предметного тестирования разрабатываются на основе учебно-тренировочных материалов для подготовки обучающихся к единому государственному экзамену.

КИМ проходят экспертную оценку в профессионально-экспертном сообществе (пункт 4.3.3).

Структура КИМ соответствует структуре контрольно-измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по русскому языку, литературе, иностранному языку, математике, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, информатике.

Демоверсии КИМ по предметам размещаются на официальном сайте Министерства и государственного автономного учреждения Саратовской области "Региональный центр оценки качества образования" (далее – ГАУ СО "РЦОКО") (пункт 4.3.4).

Система оценивания тестовых заданий указана в инструкции к тесту
(пункт 4.3.5).

Предметное тестирование проводится на бумажных носителях (пункт 4.3.6).

На выполнение предметного тестирования аттестуемым отводится 2 астрономических часа (120 минут) (пункт 4.3.7).

Проверка тестовых заданий по предметам проводится ответственными специалистами ГАУ СО "РЦОКО" (пункт 4.3.8).

Количество процентов, определяющих успешное прохождение тестирования, не может быть менее: на первую категорию – 80 %; высшую категорию – 90 %. (пункт 4.3.9)

Результат предметного тестирования оценивается в процентном отношении баллов за положительно выполненные задания теста к максимально возможному количеству баллов за тест (пункт 4.3.10).

Педагогические работники, прошедшие предметное тестирование, получившие результат на 5 и менее процентов ниже минимального количества процентов, определяющих успешное прохождение тестирования, указанного в пункте 4.3.9 настоящего Регламента, имеют право пройти предметное тестирование повторно в установленном порядке (пункт 4.3.11).

Результаты предметного тестирования учителей-предметников представляются в Аттестационную комиссию в виде протокола, за подписью специалиста ГАУ СО "РЦОКО", ответственного за его формирование (пункт 4.3.12).

Педагогическим работникам предоставляется право отозвать заявление на проведение аттестации до прохождения профессионального тестирования (пункт 4.4).

Учителя-предметники, не набравшие необходимого количества процентов по профессиональному тестированию, указанных в пункте 4.3.9. настоящего Регламента, не допускаются к аттестационной экспертизе портфолио профессиональных достижений (далее – портфолио) (приложение № 2) (пункт 4.5).

Процедура всестороннего анализа профессиональной деятельности учителей-предметников, претендующих на установление первой квалификационной категории, осуществляется или в форме профессионального тестирования или аттестационной экспертизы портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, рекомендованным для установления соответствия уровня квалификации требованиям заявленной квалификационной категории (пункт 4.6).

В соответствии с приведёнными выше положениями Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Порядка аттестации, аттестация педагогических работников в целях присвоения первой и высшей квалификационных категорий проводится на основе оценки профессиональной деятельности педагогических работников, выражающейся в стабильных положительных результатах освоения обучающимися образовательных программ, развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также личном вкладе в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания. То есть основным критерием является проверка уровня обучения – организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, развитию способностей и формированию мотивации получения образования. При этом, Порядок аттестации не предусматривает такого условия присвоения первой и высшей квалификационных категорий, как положительное прохождение тестирования уровня знаний самого педагога. Кроме того, Порядок аттестации не предусматривает возможности разделения педагогических работников на учителей-предметников и иных категорий и установления для них различных требований при проведении аттестации. Напротив, Порядок аттестации прямо запрещает какую-либо дискриминацию педагогов.

Вместе с тем, министерство образования Саратовской области, при реализации своих полномочий по формированию аттестационной комиссии и определению регламента её работы, фактически установило порядок проведения аттестации отличный от Порядка аттестации, утверждённого Министерством образования и науки Российской Федерации, заключающийся в установлении различных требований при проведении аттестации к учителям-предметникам и педагогическим работникам иных категорий, а также обязательном прохождении учителями-предметниками предметного тестирования аналогичного единому государственному экзамену.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Регламент работы аттестационной комиссии в части установления в разделе 4 «Организация процедуры всестороннего анализа профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников» разделения педагогических работников на учителей-предметников и иные категории, предметного тестирования педагогических работников, претендующих на установление квалификационной категории противоречит положениям статьи 49 Федерального закона № 273-ФЗ и Порядка аттестации, утверждённого Министерством образования и науки Российской Федерации.

Аналогичная позиция изложена в решении Саратовского областного суда от 26 февраля 2019 года, вступившем в законную силу, которым признан не действующим со дня принятия Регламент от 05 февраля 2019 года в части установления в разделе 4 разделения педагогических работников на учителей-предметников и иные категории, а также предметного тестирования педагогических работников, претендующих на установление квалификационной категории.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении данного иска следует руководствоваться нормами законодательства, имеющими высшую юридическую силу, которые не предполагают такую Форму проведения аттестации педагогических работников как "тестирование". При этом, решение Саратовского областного суда от 26 февраля 2019 года, вступившее в законную силу, которым признан не действующим со дня принятия Регламент от 05 февраля 2019 года в части установления в разделе 4 разделения педагогических работников на учителей-предметников и иные категории, а также предметного тестирования педагогических работников, претендующих на установление квалификационной категории, является новым обстоятельством, свидетельствующим о том, что указанным решением недействующими признаны фактически те же самые положения, содержащиеся в Регламенте от 29.09.2014 года, и неприменение данных положений является фактическим отказом ФИО1 в судебной защите (Определение судьи Верховного суда Российской Федерации от 14.09.2020 года № 32-КАД20-2-К1).

Таким образом, требование прохождения ФИО1 профессионального тестирования при прохождении аттестации на установление высшей квалификационной категории по должности "учитель" является незаконным. Решение на установление ФИО1 квалификационной категории должно быть принято на основании представленных ею заявления и документов. В связи с чем, протокол заседания Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность, в целях установления квалификационной категории, от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа ФИО1 в установлении высшей квалификационной категории по должности "учитель" по причине не прохождения тестирования подлежит признанию незаконным.

На Министерство образования Саратовской области следует возложить обязанность организовать в установленном порядке рассмотрение заявления ФИО1 о прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию на основании представленных документов и заявления от 22.12.2016 г.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать незаконным протокол заседания Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность, в целях установления квалификационной категории, от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа ФИО1 в установлении высшей квалификационной категории по должности "учитель".

Обязать Министерство образования Саратовской области организовать в установленном порядке рассмотрение заявления ФИО1 о прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию от 22.12.2016 г.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волжский районный суд г.Саратова.

Судья Агаркова С.Н.