Дело №а-3734/20 18 марта 2020 года
47RS0№-07
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дмитриевой Д.Е.,
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Мо Куйвозовское сельское поселение о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ
Административный истец обратился в суд с административным иском к администрации Мо Куйвозовское сельское поселение по непринятию мер к обеспечению доступа к водному объекту общего пользования – <адрес> вблизи земельных участков с кадастровыми номерами №№, 47:07:0201014:18, 47:07:0201014:13, 47:07:0201014:19, 47:07:0201014:10, 47:07:0201014:16, 47:07:0201014:46, 47:07:0201014:6, 47:07:0201014:30, 47:07:0201014:42 незаконным, обязать принять меры по обеспечению доступа к водному объекту общего пользования – <адрес> вблизи земельных участков с кадастровыми номерами №№, 47:07:0201014:18, 47:07:0201014:13, 47:07:0201014:19, 47:07:0201014:10, 47:07:0201014:16, 47:07:0201014:46, 47:07:0201014:6, 47:07:0201014:30, 47:07:0201014:42.
В обоснование требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 47:07:0155004:266, в ходе проверки установлено, что земельный участок огорожен металлическим сетчатым забором, который ограничивает доступ к северной части земельного участка с кадастровым номером 47:07:0155004:162 и береговой полосе реке Грузинки.
Обследован северный берег, от земельного участка с кадастровым номером 47:07:0201014:15, расположенного по адресу: <адрес>, Куйвозовская волость, д. Васкелово, <адрес>, до земельного участка с кадастровым номером 47:07:0201014:42, расположенного по адресу: <адрес>, уч. №. Между данными земельными участками, на протяжении всего берега разлива реки Грузинки, ограничен доступ к береговой полосе.
При обследовании земельных участков, установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами №№, 47:07:0201014:18, 47:07:0201014:13, 47:07:0201014:19, 47:07:0201014:10, 47:07:0201014:16, 47:07:0201014:46, 47:07:0201014:6, 47:07:0201014:30, 47:07:0201014:42 эксплуатируются за установленными границами в соответствии с земельным законодательством, а именно в береговой полосе водного объекта – <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации внесено представление об устранении нарушений закона по вопросу ограничения доступа к береговой полосе <адрес>.
По результатам рассмотрения представления ДД.ММ.ГГГГ№ глава МО «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района проинформировал, что полномочия по проведению проверочных мероприятий по названному вопросу переданы в администрацию муниципального образования «Всеволожский муниципальный район».
ДД.ММ.ГГГГ в природоохранную прокуратуру поступило обращение ФИО4 по вопросу ограничения доступа к береговой полосе <адрес>.
Актом планового (рейдового) осмотра от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» установлено, что указанные нарушения не устранены, доступ к береговой полосе ограничен.
ДД.ММ.ГГГГ природоохранным прокурором в адрес главы Администрации направлено требование о проведении рейдовой проверки, однако в ответ на указанное требование ДД.ММ.ГГГГ№ Администрацией указано, что полномочия по проведению проверочных мероприятий по названному вопросу переданы в администрацию муниципального образования «Всеволожский муниципальный район».
В настоящее время доступ к береговой полосе <адрес>, ограничен.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание не представил, об отложении не просил. О слушании по делу уведомлен надлежащим образом.
Изучив и оценив материалы административного дела, заслушав объяснения представителя административного истца, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ч. 2 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Под защитой законных интересов неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, когда состав потенциальных истцов (заявителей) не поддается точному установлению не только до начала судебного разбирательства, но и после его окончания, а также существует тождество предмета и основания иска для всех истцов, общий способ защиты права, общий для всех лиц ответчик, то есть устанавливается факт массового нарушения прав неопределенного круга лиц.
Материалами административного дела установлено, что природоохранной прокуратурой проведена плановая проверка администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район», при осуществлении возложенных на работников администрации полномочий по вопросу соблюдения федерального и регионального законодательства по обеспечению свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
ДД.ММ.ГГГГ природоохранной прокуратурой проведено обследование земельных участков, расположенных во Всеволожском муниципальном районе <адрес> на предмет обеспечения свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
По результатам проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 47:07:0155004:266, расположенный по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, д. Васкелово, огорожен металлическим сетчатым забором, который ограничивает доступ к северной части земельного участка с кадастровым номером 47:07:0155004:162 и береговой полосе реке Грузинки.
Также при обследовании береговой полосы <адрес> установлено, что на протяжении всего берега разлива реки Грузинки, ограничен доступ к береговой полосе. Земельные участки с кадастровыми номерами №№, 47:07:0201014:18, 47:07:0201014:13, 47:07:0201014:19, 47:07:0201014:10, 47:07:0201014:16, 47:07:0201014:46, 47:07:0201014:6, 47:07:0201014:30, 47:07:0201014:42, расположены на территории администрации Мо «Куйвозовское сельское поселение» ЛО, эксплуатируются за установленными границами в соответствии с земельным законодательством, а именно в береговой полосе водного объекта – <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются представленной в материалы дела фототаблицей.
Обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа, к которой, возложена на администрацию МО «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>.
Природоохранным прокурором, с целью устранения выявленного нарушения ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации внесено представление об устранении нарушений закона по вопросу ограничения доступа к береговой полосе <адрес>. Однако, в своем ответе глава административного ответчика указал, что полномочия по проведению проверочных мероприятий по названному вопросу переданы в администрацию муниципального образования «Всеволожский муниципальный район».
ДД.ММ.ГГГГ в природоохранную прокуратуру поступило обращение ФИО4 по вопросу ограничения доступа к береговой полосе <адрес>.
Актом планового (рейдового) осмотра от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» установлено, что указанные нарушения не устранены, доступ к береговой полосе ограничен.
ДД.ММ.ГГГГ природоохранным прокурором в адрес главы Администрации направлено требование о проведении рейдовой проверки в ходе которой, необходимо организовать проведение рейдовой выездной проверки, направленную на обеспечение доступа к водному объекту общего пользования – <адрес> вблизи земельных участков с кадастровыми номерами №№, 47:07:0201014:18, 47:07:0201014:13, 47:07:0201014:19, 47:07:0201014:10, 47:07:0201014:16, 47:07:0201014:46, 47:07:0201014:6, 47:07:0201014:30, 47:07:0201014:42.
В ответ на указанное требование ДД.ММ.ГГГГ№ Администрацией указано, что полномочия по проведению проверочных мероприятий по названному вопросу переданы в администрацию муниципального образования «Всеволожский муниципальный район».
В соответствии с требованием ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
В силу положений ч.ч 1, 2, 6, 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В соответствии с ч.1 ст.27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
Полномочия в области водных отношений, установленные ч.2 ст.27 Водного кодекса РФ, реализуются органами местного самоуправления сельского поселения в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района.
В соответствии со ст.1 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений <адрес>» за сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения, предусмотренные п.п. 15 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
В силу положений ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений, является самовольной постройкой, и подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет. При этом право собственности на самовольную постройку не может быть признано судом за осуществившим ее лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки, в течение семи дней со дня принятия такого решения обязан организовать распространении информации с целью установления собственника указного строения.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе такой постройки.
До настоящего времени должностными лицами Администрации не принято должных мер, что указывает на ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей, возложенных на них законом и является нарушением права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и свободный доступ к водному объекту и его береговой полосы, создает условия для нарушения конституционных права граждан.
Таким образом, суд приходит к выводу, что установлен факт бездействия администрацию МО «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа к водному объекту общего пользования – <адрес>.
В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч.2 указанной статьи обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Стороной административного ответчика не представлено доказательств невозможности устранения нарушений в виде принятия мер по обеспечению доступа к водному объекту общего пользования <адрес>.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 178 КАС РФ, при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить
Признать бездействие администрации Мо Куйвозовское сельское поселение по непринятию мер к обеспечению доступа к водному объекту общего пользования – <адрес> вблизи земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:0201014:15, 47:07:0201014:18, 47:07:0201014:13, 47:07:0201014:19, 47:07:0201014:10, 47:07:0201014:16, 47:07:0201014:46, 47:07:0201014:6, 47:07:0201014:30, 47:07:0201014:42, незаконным.
Обязать администрацию Мо Куйвозовское сельское поселение принять меры по обеспечению доступа к водному объекту – <адрес> вблизи земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:0201014:15, 47:07:0201014:18, 47:07:0201014:13, 47:07:0201014:19, 47:07:0201014:10, 47:07:0201014:16, 47:07:0201014:46, 47:07:0201014:6, 47:07:0201014:30, 47:07:0201014:42.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 08.04.2020г.