Дело №а-3803/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2020 года <адрес>
Дзержинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Байбаковой А.Н.,
помощника судьи ФИО2,
при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО3,
с участием представителя административного истца ФИО4,
представителя ответчика ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МИФНС России по <адрес> о признании недействительным решения, незаконными действий, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по <адрес> о признании недействительным решения № от ДД.ММ.ГГГГ, о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, о признании незаконными действий по внесению в ЕГРЮЛ записи от ДД.ММ.ГГГГ№.03400322871 об исключении из ЕГРЮЛ ООО «КХ ФИО1», возложении обязанности исключить сведения о прекращении деятельности ООО «КХ ФИО1» в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
Свои требования мотивирует следующим. ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России по <адрес> было принято решение № о предстоящем исключении ООО «КХ ФИО1» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица в соответствии с п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией была внесена запись за государственным регистрационным номером 2203400322871 об исключении из ЕГРЮЛ ООО «КХ ФИО1» как недействующего юридического лица.
О факте принятия оспариваемого решения административному истцу стало известно после получения выписки из ЕГРЮЛ №ЮЭ№ от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом подана жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> об отмене принятого решения, в удовлетворении жалобы было отказано.
Считает, что принятое Административным ответчиком решение об исключении ООО «КX ФИО1» из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица незаконно, по следующим основаниям.
ООО «КХ ФИО1», создано в 1999 году и зарегистрировано <адрес>ДД.ММ.ГГГГ№ регистрационный номер, присвоенный до ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией ФНС России № по <адрес> в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном до ДД.ММ.ГГГГ и присвоен ОГРН №.
С момента регистрации и по настоящее время ООО «КХ ФИО1» осуществляло предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством по налогам и сборам, обрабатывало земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, находящийся в обществе на праве аренды на основании Договора № от ДД.ММ.ГГГГ аренды земель сельскохозяйственного назначения, своевременно оплачивало арендную плату и т.д.
В том числе организация сдавала налоговые декларации по единому сельскохозяйственному налогу, а также декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
Кроме того, организация в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ оплачивала единый сельскохозяйственный налог, а так же отвечала на письменные запросы (требования) Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес>.
Налоговые органы до последнего момента принимали установленные законодательством Российской Федерации, документы отчетности, а также вели переписку с ООО «КХ ФИО1» как с действующей организацией.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ ООО «КХ ФИО1» исключено Межрайонной ИФНС России по <адрес> из ЕГРЮЛ в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
С указанным решением Межрайонной ИФНС России по <адрес> административный истец не согласна, так как данное решение нарушает её права в сфере предпринимательской деятельности как участника ООО «КХ ФИО1», в том числе право на извлечение доходов от использования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, находящегося во владении ООО «КХ ФИО1» на праве аренды, который засеян под урожай 2020 года озимой пшеницей.
В соответствии со ст. 21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимыми условиями для принятия решения в отношении юридического лица о признании его фактически прекратившим свою деятельность и исключении из единого государственного реестра юридических лиц являются: не представление данным юридическим лицом в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения документов отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; не осуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.
Исходя из конституционно-правового смысла положений ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ лишь по формальным основаниям, указанным в п. 1 названной нормы. Наличие данных признаков императивно влечет исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности.
В порядке ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ из ЕГРЮЛ может быть исключено только фактически недействующее юридическое лицо.
Сам по себе факт отсутствия расчетов по расчетным счетам, не представление налоговой отчетности не может однозначно свидетельствовать о прекращении Обществом деятельности. Материалами подтверждается, что ООО «КХ ФИО1» на момент исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц свою деятельность фактически не прекратило, о чем свидетельствует переписка между сторонами спора.
Таким образом, оспариваемые действия налогового органа не соответствуют требованиям п. 1 и 2 ст. 21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и иным нормативно-правовым актам.
ООО «КХ ФИО1» является действующей организацией и признаки недействующего юридического лица отсутствуют, следовательно, прекращение его правоспособности в силу п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности, также нарушаются права и законные интересы ее учредителей, которым ФИО1 являлась до момента исключения из ЕГРЮЛ. Отсутствие ООО «КХ ФИО1» по месту своей регистрации, выявленное Межрайонной инспекцией ФНС России № по <адрес>, не может служить достаточным доказательством об отсутствии данного юридического лица по указанному адресу в момент его регистрации и для его дальнейшей принудительной ликвидации. Судебная практика арбитражных судов исходит из того, что отсутствие юридического лица по адресу, указанному в его учредительных документах, не может служить основанием для его ликвидации, так как носит устранимый характер, поскольку у общества имеется возможность внести в учредительные документы изменения относительно адреса места нахождения.
Согласно пункту 1 статьи 64.2 ГК РФ, пунктам 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц при наличии одновременно всех признаков - недействующего юридического лица, к которым отнесены: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету; такое юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из Единого дарственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом. Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 ст. 64.2 ГК РФ).
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4, действующий на основании доверенности, на удовлетворении административного иска настаивал. Полагал, что при рассмотрении вопроса об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ ответчиком не были учтены положения приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для проведения дополнительной проверки в части недостоверности сведений является получение государственным органом заявления от кого-либо. Поскольку такового заявления не поступало, о чем указывает в своих возражениях налоговый орган, считает, что проверка была проведана необоснованно, соответственно, принятое решение также является необоснованным. Запись о недостоверности сведений, содержащихся в государственном реестре, не обжаловалась, так как такое обжалование было нецелесообразно. Ни в материалах проверки, ни в переписке, Инспекция не указала о наличии оснований для проведения проверки о недостоверности сведений.
Представитель административного ответчика ФИО5 в судебном заседании административные исковые требования не признал. Процедура внесения записи о недостоверности сведений, и процедура исключения из ЕГРЮЛ – это две абсолютно отдельные процедуры, которые регламентируются отдельными нормами, подлежащими применению. Запись о недостоверности сведений вносится на основании п. 5 ст. 11 ФЗ N 129-ФЗ, а организация исключается на основании ст. 21.1 указанного закона. Соответственно, все заинтересованные лица, включая заявителя, который является единственным учредителем и руководителем данной организации, могли обжаловать запись о недостоверности сведений, внесенную в ЕГРЮЛ. Заявителем в установленный законом трехмесячный срок запись не обжалована. Соответственно, указанная запись никем не оспорена, и является законной, на основании которой организация была исключена из ЕГРЮЛ. Пункт 5 статьи 11 ФЗ N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» говорит о том, что регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц. По факту поданного заявления проводится проверка и рассматривается вопрос о внесении записи о недостоверности сведений в части учредителя или руководителя, но не в части адреса. Проверка достоверности сведений в части адреса юридического лица проводится на основании п. 6 ст. 11 ФЗ N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» контрольным налоговым органом по месту учета организации. Проверка недостоверности сведений, содержащихся в государственном реестре, может быть получена, в том числе, в ходе осуществления мероприятий налогового контроля налоговым органом по месту учета организации.
Выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"(далее - Закон N 129-ФЗ).
Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ которым установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц.
Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (ст. 2 Закона N 129-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (пп. "д", п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).
Согласно п. 5 ст. 11 Закона N 129-ФЗ регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Положения об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа предусмотрены ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ.
Порядок государственной регистрации при исключении юридического лица из ЕГРЮЛ определен в ст. 22 Закона № 129-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в п. 6 ст. 9 Закона № 129-ФЗ. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.
В соответствии с Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 8001), в целях реализации положений Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в части обеспечения публикации сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, установлено, что сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются исключительно в журнале "Вестник государственной регистрации".
Журнал «Вестник государственной регистрации» зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) свидетельство ПИ №ФС77-45807 от ДД.ММ.ГГГГ, территория распространения журнала - Российская Федерация. Как следует из выходных данных указанного журнала, существуют электронная и печатная его версии.
Порядок и сроки направления возражений установлены Законом № 129-ФЗ и одинаковы для всех.
Установленный Законом № 129-ФЗ порядок является общим для всех решений регистрирующих органов по всем субъектам Российской Федерации.
Таким образом, указанные сведения публикуются в каждом номере журнала один раз для всех юридических лиц.
С учетом изложенного, опубликование сведений о предстоящем исключении юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации» является надлежащим уведомлением юридического лица, неограниченного круга кредиторов и заинтересованных лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 143- О-О, пункты 1-3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (Приказ Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ N САЭ-3-09/355@), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Согласно п. 7 ст. 22 Закона №129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
В соответствии с п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:
- невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) (пп. «а»);
- наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (пп. «б»).
Таким образом, статья 21.1 Закона № 129-ФЗ предусматривает 3 (три) самостоятельных основания для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ:
Не представление юридическим лицом документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществление операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо) (п. 1);
Невозможность ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможность возложить эти расходы на его учредителей (участников) (пп. «а» п. 5);
Наличие в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (пп. «б» п. 5).
В соответствии с пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона №129-ФЗ, в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
По результатам проверки достоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице ООО "КХ ФИО1" ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органов в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2193443258644 о недостоверности сведений о юридическом лице ООО "КХ ФИО1", в части адреса (места нахождения).
При этом место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение, поскольку им определяются место исполнения обязательств, уплаты налогов, подсудность споров.
После внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица презюмируется, что оно там находится.
Пунктом 2 ст. 51 ГК РФ определено, что лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
Следовательно, юридическое лицо в лице его постоянно действующего исполнительного органа, иного законного представителя должно фактически находиться по указанному в ЕГРЮЛ адресу. В противном случае, нарушаются права неограниченного круга лиц, в том числе на получение достоверной информации, содержащейся в ЕГРЮЛ как в федеральном информационном ресурсе.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органом в соответствии с пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице ООО "КХ ФИО1", в отношении которых внесена запись об их недостоверности и с момента внесения такой записи прошло более шести месяцев принято решение № о предстоящем исключении данного юридического лица из ЕГРЮЛ с внесением ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ записи ГРН 2193443584541.
Таким образом, решение № от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении юридического лица ООО "КХ ФИО1 " принималось не в соответствии с п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ (не при наличии признаков недействующего юридического лица), а в соответствии с пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ (при наличии в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности).
В соответствии с Законом № 129-ФЗ, у регистрирующего органа отсутствует обязанность направлять в чей - либо адрес решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона № 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными.
Согласно п. 8 ст. 6 Закона № 129-ФЗ сведения о государственной регистрации размещаются на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.
Заинтересованные лица считаются уведомленными о решении регистрирующего органа с даты опубликования сведений о предстоящем исключении в "Вестнике государственной регистрации".
Такой подход обусловливается тем, что публикация направлена для всеобщего сведения, следовательно, само юридическое лицо, кредиторы и иные заинтересованные лица должны знать о решении, которое принял регистрирующий орган с даты публикации сообщения.
ДД.ММ.ГГГГ в журнале «Вестник государственной регистрации» под № опубликовано решение о предстоящем исключении ООО "КХ ФИО1".
Одновременно с решением о предстоящем исключении опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, указан адрес, по которому могут быть направлены заявления.
Необходимо учитывать, что заинтересованное лицо, осуществляющее добросовестно свои права, предоставленные ему Законом № 129-ФЗ, не лишено возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Неблагоприятные последствия бездействия заинтересованных лиц не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ каких-либо нарушений.
Положения ст. 21.1 и 22 Закона № 129-ФЗ связывают возможность принятия окончательного решения об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц с фактом отсутствия возражений со стороны заинтересованных лиц.
ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии возражений заинтересованных лиц против исключения из ЕГРЮЛ ООО "КХ ФИО1" регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2203400322871 «Прекращение юридического лица» (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности).
Оспариваемые административным истцом решение и действия регистрирующего органа соответствуют законодательству Российской Федерации и направлены на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи является самостоятельным основанием для исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ в силу пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона №129-ФЗ, соответственно представление юридическим лицом документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и осуществление операций по банковскому счету (в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении), не имеет правового значения при исключении юридического лица на основании пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона №129-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 "Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 21-ФЗ (далее - КАС РФ), по результатам рассмотрения административного, дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу указанной нормы, для признания решения, действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух условий: их несоответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица оспаривающего данное решение, действие (бездействие).
Административный истец по настоящему делу, являясь лицом, заинтересованными в сохранении юридического лица (будучи директором и единственным учредителем ООО "КХ ФИО1"), имел возможность выполнить требования и. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган заявление против исключения ООО "КХ ФИО1" из единого государственного реестра юридических лиц, однако этого не сделал, хотя при разумной степени осмотрительности мог и должен был воспользоваться предоставленным законом правом - заявить возражения.
Следовательно, полагать, что исключением ООО "КХ ФИО1" из единого государственного реестра юридических лиц нарушены права административного истца, не воспользовавшегося своим правом заявить возражение против исключения из единого государственного реестра юридических лиц указанной организации, оснований не имеется.
При этом никаких доказательств того, что возможности подать соответствующее заявление в срок, установленный п. 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, по объективным, не зависящим от него причинам заявитель не имел, в административном заявлении не содержится.
Указанные обстоятельства, в силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
В силу п. 1, 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ, к обстоятельствам, обязанность доказывания которых возложена на административного истца, отнесены следующие:
- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, с учетом предусмотренной статьями 21, 22 Закона N 129-ФЗ процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ исключение регистрирующим органом такого лица из государственного реестра является самостоятельным действием, которое совершается им после принятия и опубликования решения о предстоящем исключении недействующей организации и истечения срока для направления кредиторами и иными заинтересованными лицами своих возражений.
Из материалов дела усматривается, что внесение в ЕГРЮЛ записи от ДД.ММ.ГГГГ№ об исключение из ЕГРЮЛ юридического лица ООО «КХ ФИО1» в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности) было обусловлено реализацией инспекцией полномочий, предусмотренных статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ.
В свою очередь внесение в ЕГРЮЛ записи от ДД.ММ.ГГГГ об исключении указанного юридического лица, было осуществлено по истечении трех месяцев после публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" N 48 (764) от ДД.ММ.ГГГГ сообщения о принятии решения № от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении данного общества как недействующего юридического лица.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия по внесению регистрационной записи о прекращении деятельности данного юридического лица были приняты и совершены при наличии к тому правовых оснований с соблюдением установленного законом порядка, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к МИФНС России по <адрес> о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ, о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, о признании незаконными действий по внесению в ЕГРЮЛ записи от ДД.ММ.ГГГГ№.03400322871 об исключении из ЕГРЮЛ ООО «КХ ФИО1», возложении обязанности исключить сведения о прекращении деятельности ООО «КХ ФИО1» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.Н.Байбакова