Дело №а-3856/2020
23RS0№-69
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2020 года г. Новороссийск
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:
председательствующего Л.Н. Ивановой
при секретаре И.В. Луневой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Кайнара ФИО10, Кайнара ФИО11 к Администрации мо <адрес>, Управлению Архитектуры и градостроительства мо <адрес> об оспаривании приказа об отмене уведомления о планируемом строительстве,
УСТАНОВИЛ:
Кайнара ФИО12., Кайнара ФИО13. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования <адрес>, управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> (далее – Управление архитектуры) об оспаривании приказа №-в от ДД.ММ.ГГГГ Управления архитектуры об отмене уведомления о начале строительства № от ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование административного искового заявления указано, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, с кадастровым номером 23:47:0301023:271, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 732 кв.м. На указанном земельном участке в общей долевой собственности административных истцов находится также индивидуальный жилой дом, площадью 67,1 кв. м., кадастровый №, старой постройки. В целях улучшения жилищных условий административными истцами было принято решение о строительстве нового индивидуального жилого дома на указанном земельном участке. В соответствии с решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-2816/19 суд признал незаконным решение Управления архитектуры об отказе в выдаче Кайнара ФИО14., Кайнара ФИО15 уведомления о начале строительства индивидуального жилого дома на указанном земельном участке и обязал выдать административным истцам уведомление на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 732 кв.м, с кадастровым номером 23:47:0301023:271, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу <адрес>, в установленный законом срок. На основании указанного решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением архитектуры ДД.ММ.ГГГГ административным истцам выдано «Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке» № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (далее – Уведомление о соответствии строительства). После получения уведомления о соответствии строительства от ДД.ММ.ГГГГ административные истцы начали строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке. Однако, ДД.ММ.ГГГГ Кайнара ФИО16 в Управлении архитектуры был вручен приказ №-в от ДД.ММ.ГГГГ начальника Управления архитектуры ФИО6 об отмене уведомления о начале строительства № от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для которого послужил акт №-Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ осмотра земельного участка управлением муниципального контроля, по результатам которого выявлены нарушения градостроительных норм строительства.
Административные истцы считают, что приказ начальника Управления архитектуры №-в от ДД.ММ.ГГГГ об отмене уведомления о начале строительства является незаконным, создает препятствия в осуществлении прав административных истцов на строительство объекта недвижимости, использование земельного участка и нарушает положения Градостроительного кодекса РФ, а также вступившее в законную силу решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-2816/19, которым суд обязал Управление архитектуры выдать Кайнара ФИО17. и Кайнара ФИО18. уведомление на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0301023:271, по <адрес>.
Просят суд признать незаконным приказ №-в от ДД.ММ.ГГГГ Управления архитектуры об отмене уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство объекта: индивидуальный жилой дом, на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0301023:271, расположенном по адресу: <адрес>.
В судебном заседании Кайнара ФИО20., а также представитель административных истцов по доверенности ФИО1 ФИО19 поддержали заявленные требования, а также пояснили суду, что данное уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства № от ДД.ММ.ГГГГ выдано административным истцам сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, на основании судебного акта. Действующим законодательством не предусмотрена отмена уведомления о планируемом строительстве в административном порядке, путем издания приказа начальником управления архитектуры и градостроительства. Каких либо нарушений градостроительных норм строительства административные истцы не допускали. Жилой дом возводится в соответствии с требованиями действующего законодательства. Оснований для издания указанного приказа административным истцам не пояснили.В соответствии с п. 5 ч. 19 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный орган направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Отмена уже выданного уполномоченным органом уведомления о планируемом строительстве, нормами действующего Градостроительного кодекса РФ не предусмотрена, а в случае наличия каких либо несоответствий уже построенного объекта, и только после направления заявителем в уполномоченный орган уведомления об окончании строительства и проведения соответствующей уполномоченным органом проверки на соответствие построенного объекта действующим градостроительным нормам и параметрам, заявленным в уведомлении о планируемом строительстве, уполномоченный орган, руководствуясь ч. 20 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ вправе направить заявителю, только в случаях прямо указанных в данной норме, уведомление о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.Таким образом, принятие приказа об отмене Уведомления о соответствии строительства является преждевременным и не предусмотрено законом.
Доводы административных ответчиков, указанные в акте №- Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ осмотра земельного участка о том, что возводимый капитальный объект незавершенного строительства имеет признаки коммерческого назначения,являются надуманными и ничем не подтверждаются.Какие либо доказательства, подтверждающие, что незавершенный строительством жилой дом является или будет являться по своему назначению коммерческим объектом отсутствуют. На земельном участке возводится индивидуальный жилой дом в соответствии с проектной документацией на жилой дом и направленным в администрацию уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома. Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ г.о выявленных нарушениях, на который ссылается представитель администрации, датирован ДД.ММ.ГГГГ и не мог быть положен в основание оспариваемого приказа №-в от ДД.ММ.ГГГГ
Также пояснили, что действительно, в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 23:47:0301023:271,принадлежащий административным истцам, имеет вид разрешенного использования «гостиницы, апарт-отели, мотели, доходные, гостевые дома, иное временное жилье», а не «для индивидуального жилищного строительства», однако собственники земельного участка вид разрешенного использования не изменяли, узнали о таком изменении из иска администрации о сносе объекта капитального строительства. Кем произведено изменение вида разрешенного использования земельного участка с «для индивидуального жилищного строительства» на вид «гостиницы, апарт-отели, мотели, доходные, гостевые дома, иное временное жилье» - административным истцам неизвестно. В настоящее время административными истцами оспариваются действия сотрудников МФЦ, так в производстве Октябрьского районного суда <адрес> находится административное дело по иску Кайнара ФИО21., Кайнара ФИО22 о признании незаконными действий филиала ГАУ КК «МФЦ КК» в <адрес> по формированиюзапроса № об изменении вида разрешенного использования (кадастровом учете), принадлежащего административным истцам земельного участка с кадастровым номером 23:47:0301023:271, с «для индивидуального жилищного строительства» на «гостиницы, апарт-отели, мотели, доходные, гостевые дома, иное временное жилье», а также действия по направлению указанного запроса в Новороссийский отдел Управления Росреестра по КК.
Кроме того, по факту подделки подписей Кайнара ФИО23., Кайнара ФИО24. в декларации и иных документах на изменение вида разрешенного использования земельного участка, возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 327 УК РФ, в рамках которого проведены почерковедческие экспертизы, установившие, что подписи от имени Кайнара ФИО25., ФИО3в указанных документах на изменение вида разрешенного использования выполнены другим лицом. ФИО2, ФИО3 не имели намерений и не были инициаторами изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:47:0301023:271, с «для индивидуального жилищного строительства» на «гостиницы, апарт-отели, мотели, доходные, гостевые дома, иное временное жилье», так как длительное время сами инициировали процедуру для внесения в территориальную зону, в которой расположен принадлежащий им земельный участок, указанного вида разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства».Наличие обжалуемого приказа №-в от ДД.ММ.ГГГГ создает препятствия административным истцам в получении по окончании строительства индивидуального жилого дома - уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, предусмотренного п. 5 ч. 19 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, и регистрации на основании указанного уведомления права собственности на вновь возведенный объект. Уполномоченныйорган вправе выдать уведомление о несоответствии построенного объекта по окончании строительства, в случае если по окончании строительства выявит нарушения градостроительных требований, однако самовольно отменять выданное на основании федерального закона и судебного акта Уведомление о соответствии не вправе.
В судебном заседании представитель административных ответчиков по доверенности ФИО4 ФИО26 возражала против удовлетворения требований административного иска. Представила в материалы дела возражения на административное исковое заявление. Считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Земельный участок с кадастровым номером 23:47:0301023:271, принадлежащий административным истцами имеет вид разрешенного использования «для размещения гостиниц». Схемой функционального зонирования генерального плана городского округа муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№, рассматриваемый земельный участок отнесен к зоне ОД-2 «общественного центра местного значения». Административным истцам на основании решения Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке ДД.ММ.ГГГГ№. Управлением муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес> осуществлен выезд на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0301023:271, площадью 732 кв.м. с видом разрешенного использования – «для размещения гостиниц», расположенный по адресу <адрес>, Акт №-Е.В. осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ В результате проведения осмотра (обследования) установлено, что на земельном участке расположенном по адресу: край Краснодарский, <адрес>, КН 23:47:0301023:271, площадью 732 кв.м. с видом разрешенного использования – «для размещения гостиниц» расположен капитальный объект незавершенного строительства с признаками коммерческого назначения. В реестре «отдела выдачи разрешений на строительство (реконструкцию) и ввод объектов в эксплуатацию» Управления архитектуры за 2006-2020 числится информация об уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО2, ФИО3 по адресу <адрес>, К/Н 23:47:0301023:271. В ходе проведения проверки установлено, что Единый государственный реестр недвижимости содержит информацию о зарегистрированном праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0301023:271, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения гостиниц, площадью 732 кв.м. (погрешность измерений 9 кв.м.), расположенному по адресу: Россия, <адрес> за Кайнарой ФИО27 Кайнарой ФИО28 В результате проведенной проверки земельный участок имеет вид разрешенного использования «для размещения гостиниц». На данном земельном участке ведутся строительные работы по возведению капитального объекта. Площадь застройки указанного объекта незавершенного строительства составляет 188 кв.м. В реестре отдела «Выдачи разрешений на строительство (реконструкцию) и ввод объектов в эксплуатацию» Управления архитектуры за 2006-2020 информация о выданном разрешении на строительство по адресу: <адрес> – отсутствует. В связи с чем, возводимый объект капитального строительства является объектом самовольного строительства. Согласно подготовленной специалистами МАУ «Управления по развитию новых и ранее застроенных территорий и инженерных коммуникаций» информационной схемы по земельному участку с КН23:47:0301023:271 установлено, что в части расположения объектов незавершенного строительства минимальный отступ со стороны проезжей части по <адрес> составляет 2,4 метра, со стороны смежного земельного участка с кадастровым номером 23:47:0301023:12 составляет 3,4 метра, со стороны смежного земельного участка с кадастровым номером 23:47:0301023:48 составляет 3 метра. Измерения произведены с помощью спутниковой геодезической аппаратуры, свидетельство о поверке № от ДД.ММ.ГГГГ, действительно до ДД.ММ.ГГГГ, знак поверки 18003409638. Вид разрешенного использования «для размещения гостиниц» относится к основным видам разрешенного использования земельных участков зоны ОД-2, для которых установлены предельные параметры разрешенного строительства, а именно для гостиниц, апарт-отелей, мотелей, доходных, гостевых домов, иного временного жилья в части минимальных отступов от границ участка – 3 м. Таким образом, объект самовольно возведенного незавершенного капитального строительства возведен с нарушением градостроительных норм и правил, в части нарушения обязательных минимальных отступов со стороны проезжей части по <адрес> образом, в действиях Кайнары ФИО29 и Кайнары ФИО30 при использовании земельного участка с кадастровым номером 23:47:0301023:271, усматриваются признаки нарушения обязательных требований земельного и градостроительного законодательства, предусмотренных ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Приказом Управлением архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ№-в отменено уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании акта осмотра земельного участка №-Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ. Нарушения земельного и градостроительного законодательства также были установлены и подтверждаются актом проверки управления муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, представитель административных ответчиков пояснила, что оспариваемый приказ об отмене уведомления о начале строительства принят Управлением архитектуры в порядке самоконтроля, предусмотренного действующим законодательством. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требования к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Так, получив в порядке межведомственного взаимодействия информацию о нарушениях градостроительных требований и несоответствии возводимого объекта требованиям законодательства, Управлением архитектуры в порядке самоконтроля, на основании части 1 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,был принят оспариваемый приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-в об отмене уведомления о начале строительства. Считает данный приказ законным. Просила в удовлетворении требований Кайнаре ФИО31. и Кайнаре ФИО32 отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Если суд признает решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, суд принимает решение об удовлетворении соответствующих административных исковых требований полностью или в части и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо об устранении допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца иным способом (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерациилица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-2816/19 суд признал незаконным решение Управления архитектуры об отказе в выдаче Кайнара ФИО33 Кайнара ФИО34 уведомления о начале строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0301023:271 и обязал выдать административным истцам уведомление на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 732 кв.м, с кадастровым номером 23:47:0301023:271, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу <адрес>, в установленный законом срок.
Управлением архитектуры административным истцам выдано «Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке» № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-2816/19 было исполнено Управлением архитектурыв полном объеме.
В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-в начальника управления архитектуры ФИО6, на основании акта №-Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ осмотра земельного участка и выявленных Управлением муниципального контроля нарушений градостроительных норм строительства, уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0301023:271, расположенном по адресу <адрес> – отменено.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы о направлении уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на земельных участках, расположенных на территориях поселений относятся к вопросам местного значения городского, сельского поселения, однако регулируются специальными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии с частью 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Согласно части 13статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо ненаправление указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 16статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи.
В соответствии с частью 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства; проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения; проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве; проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию; направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
В соответствии с частью 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях: параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами; внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения; вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве; размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
Согласно части 21статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации копия уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется в срок, указанный в части 19 настоящей статьи, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в орган регистрации прав.
Судом установлено, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке Управлением архитектурыадминистративным истцам не направлялось.
Следовательно, в силу части 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объекта индивидуального жилищного строительства административными истцами считается согласованным и дает право застройщику осуществлять строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
При этом отмена уже выданного уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
Судом установлено, что на момент выдачи административным истцам уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство объекта: индивидуальный жилой дом, на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0301023:271, расположенном по адресу <адрес>, в территориальной зоне ОД-2 Зона общественного центра местного значения, в которой расположен принадлежащий административным истцам земельный участок с кадастровым номером 23:47:0301023:271, градостроительным регламентом предусмотрены, в том числе земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, со следующими параметрами разрешенного строительства и предельным размером: минимальная/максимальная площадь земельных участков – 300/1000 кв.м; минимальная ширина земельных участков вдоль фронта улицы (проезда) – 12 м., для существующих земельных участков – 8м; максимальное количество этажей зданий – 3 этажа (или 2 этажа с возможностью использования мансардного этажа); максимальная высота зданий от уровня земли до верха перекрытия последнего этажа (или конька кровли) – 12м; максимальный процент застройки в границах земельного участка – 40%, что подтверждается схемой градостроительного зонирования № от ДД.ММ.ГГГГ Управления архитектуры, выданной Кайнара ФИО35
В материалах дела отсутствуют доказательства нарушения на момент выдачи Управлением архитектуры уведомления о начале строительства № от ДД.ММ.ГГГГ указанных градостроительных регламентов.
Таким образом, доводы административных истцов о том, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-в Управления архитектуры не соответствует нормам действующего градостроительного законодательства следует признать обоснованными.
Содержание оспариваемого приказане соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из содержания указанной нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия законодательству (п. 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).
Между тем, административными ответчиками не представлено доказательств несоответствия или противоречия выданного административным истцам уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства № от ДД.ММ.ГГГГ требованиям действующего законодательства на момент выдачи такого уведомления.
В приказе Управления архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ№-в об отмене уведомления о начале строительства не указаны обстоятельства, свидетельствующие о допущенных при выдаче уведомления о планируемом строительстве нарушениях. Такие нарушения закона, допущенные при выдаче уведомления о планируемом строительстве,при рассмотрении настоящего дела также установлены не были.
Несоответствие вида разрешенного использования земельного участка, параметров объекта строительства, наличие нарушений градостроительным норм и требований к объекту строительства может являться основанием, в соответствии с частью 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для направления застройщику по окончании строительства уведомления о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, отмена уведомления о начале строительства лишает прав административных истцов на строительство объекта индивидуального жилищного строительства и создает препятствия на получение административными истцами по окончании строительства предусмотренного Градостроительным кодексом Российской Федерации решения (уведомления).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Кайнара ФИО36, Кайнара ФИО37 к администрации муниципального образования <адрес>, управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> - удовлетворить.
Признать незаконным приказ №-в от ДД.ММ.ГГГГ управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> об отмене уведомления о начале строительства № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда через Октябрьский районный суд <адрес> края в течение 1 (одного) месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: /подпись/ Иванова Л.Н.
Мотивированное решение изготовлено 30.12.2020г.