ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-386/2018 от 15.02.2018 Назаровского городского суда (Красноярский край)

Дело а-386/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2018 года г. Назарово

Назаровский городской суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Сизых Л.С.,

при секретаре: Бабковой А.А.,

с участием административного истца ФИО2,

представителя административного истца ФИО2 – ФИО3,

представителя административного ответчика администрации г. Назарово ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации г. Назарово, МКУ «Управление городским хозяйством» о признании незаконными действий по отбору домов для включения в программу «Развитие и формирование комфортной городской среды», возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к администрации г. Назарово, МКУ «Управление городским хозяйством» о признании незаконными действий по отбору домов для включения в программу «Развитие и формирование комфортной городской среды», возложении обязанности устранить допущенные нарушения, мотивируя тем, что является собственником 1/3 доли квартиры по адресу: <адрес>. С целью включения дома <адрес> в список домов для участия в муниципальной программе «Формирование комфортной городской среды на территории г. Назарово» жители указанного дома провели собрание. В указанный список подлежат включению дома, которые наберут наибольшее количество баллов, начисляемых дому за определенные показатели. Несмотря на то, что дом <адрес> набрал 121 балл, занимал четвертое место среди всех домов, он не был включен в указанный список, а также не обсуждался на заседании общественной комиссии в октябре 2017 года. При этом в список попали дома, рейтинг которых оказался ниже четвертого места, что является грубым нарушением конкурса. С учетом изложенного просит признать незаконными действия администрации г. Назарово, выразившиеся в нарушении критериев отбора домов для включения их в муниципальную программу «Развитие и формирование комфортной городской среды». Возложить на администрацию г. Назарово обязанность немедленно устранить допущенные нарушения, составить и утвердить новый список домов в строгом соответствии с параметрами отбора.

В судебном заседании административный истец ФИО2 административные исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив изложенное в административном исковом заявлении, дополнительно пояснил, что п. 3.4 Постановления Правительства Красноярского края № 512-п от 29 августа 2017 года не подлежал применению, поскольку данное постановление вступило в силу только с 01 января 2018 года. Также не подлежат применению в данном случае положения постановления администрации г. Назарово № 1621-п от 29 ноября 2017 года, поскольку составление перечня домов, подлежащих включению в муниципальную программу, имело место до вынесения указанного постановления. Дома в г. Назарово по адресу: <адрес> не подлежали включению в муниципальную программу, поскольку собираемость размера оплаты коммунальных услуг с указанных домов составляет менее 70 % от общего размера коммунальных услуг, подлежащих оплате.

Представитель административного истца ФИО2 – ФИО3 полагал административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку дом <адрес> набрал наибольшее количество баллов, а именно, 121 балл. Пунктом 4.4 постановления администрации г. Назарово № 1154-п от 22 августа 2017 года в качестве условия включения в муниципальную программу не предусмотрена оценка дворовой территории. Постановление Правительства Красноярского края № 512-п от 29 августа 2017 года также не содержит указание на необходимость оценки состояния дворовой территории и начисления за это баллов.

Заинтересованные лица ФИО5 и ФИО6 полагали административные исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку дом <адрес> набрал наибольшее количество баллов.

Представитель административного ответчика администрации г. Назарово ФИО4 (по доверенности) административные исковые требования не признала, суду пояснила, что оценка заявок на участие в отборе дворовых территорий для включения в муниципальную программу осуществлялась на основании постановления администрации г. Назарово № 1154-п от 22 августа 2017 года. При этом учитывались положения постановления Правительства Красноярского края № 512-п от 29 августа 2017 года, в соответствии с которыми в 2018 году в первоочередном порядке подлежат благоустройству дворовые территории, по которым заинтересованными лицами в 2017 году было принято решение о финансовом и трудовом участии в минимальном или дополнительном перечне. Но предложения заинтересованных лиц не были включены в муниципальную программу формирования современной городской среды на 2017 год. На рассмотрение комиссии поступило 107 заявок, в том числе заявка от жителей дома <адрес>. Из указанных заявок, а также домов, которые отбирались в 2017 году и не были включены в муниципальную программу на 2017 год, формировался перечень многоквартирных домов по благоустройству дворовых территорий, который сначала утверждался общественной комиссией, а затем был утвержден главой города Назарово.

Представитель административного ответчика МУП «Управление городским хозяйством» в судебное заседание не явился, были извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили.

Выслушав участников процесса, специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с п. 11 Приложения N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 1710 от 30 декабря 2017 года, муниципальная программа должна предусматривать в том числе адресный перечень всех дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (формируемый исходя из физического состояния, а также с учетом предложений заинтересованных лиц) и подлежащих благоустройству в указанный период, исходя из минимального перечня работ по благоустройству. Физическое состояние дворовой территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации дворовой территории, проведенной в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

Согласно пп. 3.1., 3.2. Раздела 3 Приложения N 3 к подпрограмме "Благоустройство дворовых и общественных территорий муниципальных образований", государственной программе "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды", утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края № 512-п от 29 августа 2017 года, мероприятия по благоустройству дворовых территорий финансируются за счет субсидии, исходя из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий (далее - минимальный перечень) и дополнительного перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий (далее - дополнительный перечень). Минимальный перечень включает в себя ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установку скамеек, установку урн для мусора. Дополнительный перечень включает в себя оборудование детских площадок, оборудование спортивных площадок.

В соответствии с п. 3.4 приложения № 3 к подпрограмме «Благоустройство дворовых и общественных территорий муниципальных образований, государственной программе "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды", утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29 августа 2017 года № 512-п, в 2018 году в первоочередном порядке подлежат благоустройству дворовые территории, по которым заинтересованными лицами в 2017 году было принято решение о финансовом и трудовом участии в минимальном и (или) дополнительном перечне, но предложения заинтересованных лиц не были включены в муниципальную программу формирования современной городской среды на 2017 год.

Согласно разделу 2 государственной программы "Содействие органам местного самоуправления в формировании комфортной городской среды", утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края № 512-п от 29 августа 2017 года, вопросы формирования современной среды обитания человека - это вопросы местного значения, реализация которых возложена Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений. Как установлено судом, административный истец ФИО2 является собственником 1/3 доли квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19 апреля 2011 года. Как следует из пояснений административного истца ФИО2, летом 2017 года на общем собрании собственников помещений дома <адрес> было принято решение об обращении с предложением по включению дворовой территории многоквартирного дома в муниципальную программу «Формирование комфортной городской среды». Составлена заявка на участие в отборе дворовых территорий для включения в муниципальную программу, которая подана организатору отбора. Однако в перечень из 21 многоквартирного дома по благоустройству дворовых территорий на территории г. Назарово на 2018 год дом <адрес> не был включен. Проверив доводы административного истца ФИО2 о нарушении администрацией г. Назарово критериев отбора домов для их включения в муниципальную программу, что привело к необоснованному не включению в муниципальную программу дома, в котором он является собственником доли квартиры и проживает, суд приходит к следующему. Постановлением администрации г. Назарово № 1513-п от 10 ноября 2017 года утверждена муниципальная программа «Формирование комфортной городской среды на территории г. Назарово» на 2018 – 2022 годы. Как следует из паспорта муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды на территории г. Назарово» на 2018-2022 годы, целевыми показателями программы являются, в том числе увеличение благоустроенных дворовых территорий на 130 единиц за период реализации программы. Одной из задач муниципальной программы является обеспечение создания, содержания и развития объектов благоустройства на территории муниципального образования, включая объекты, находящиеся в частной собственности и прилегающие к ним территории, в том числе путем проведения мероприятий по благоустройству дворовых территорий. Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов включает в себя: 1. минимальный перечень работ: ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий с применением энергосберегающих технологий, установку скамеек, установку урн для мусора. Данный перечень является исчерпывающим и дополнению не подлежит. 2. Дополнительный перечень работ: оборудование детских и (или) спортивных площадок, оборудование автомобильных парковок, озеленение придомовой территории, оборудование площадок (установку контейнеров) для сбора коммунальных отходов, включая раздельный сбор отходов, оборудование пешеходных дорожек. Результатом реализации программы является изменение количественных показателей: увеличение количества, площади, и доли благоустроенных дворовых территорий г. Назарово, благоустроенных территорий общего пользования г. Назарово. Таким образом, основной целью муниципальной программы является увеличение числа благоустроенных дворовых территорий. Во исполнение положений п. 11 Приложения N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 1710 от 30 декабря 2017 года, муниципальной программой, утвержденной администрацией г. Назарово, предусмотрен адресный перечень дворовых территорий, подлежащих благоустройству, в который вошел, в том числе и дом <адрес>. Муниципальной программой «Формирование комфортной городской среды на территории г. Назарово» на 2018-2022 годы также предусмотрено, что включение дворовых территорий в данную программу регулируется постановлением администрации г. Назарово № 1154-п от 22 августа 2017 года «Об утверждении Порядка предоставления, рассмотрения и оценки предложений по включению дворовой территории в муниципальную программу». В соответствии с п. 4.4 Порядка представления, рассмотрения и оценки предложений граждан по включению дворовой территории в муниципальную программу включению в муниципальную программу подлежат дворовые территории, набравшие наибольшее количество баллов на общую сумму, не превышающую размер выделенных субсидий за текущий финансовый год. Критерии отбора дворовой территории и начисляемые баллы по каждому критерию определены в приложении к порядку представления, рассмотрения и оценки предложений по включению дворовой территории в муниципальную программу. Согласно таблице подсчета баллов для многоквартирных домов, подавших заявку на участие в благоустройстве дворовых территорий на 2018 года дом <адрес> набрал наибольшее количество баллов - 121 балл по сравнению с другими домами. Однако не был включен в муниципальную программу в силу следующего. Как следует из пояснений специалиста ФИО1, в первую очередь в муниципальную программу комиссией были включены 12 дворовых территорий многоквартирных домов, по которым заинтересованными лицами в 2017 году было принято решение о финансовом и трудовом участии в минимальном или дополнительном перечне. Но предложения заинтересованных лиц не были включены в муниципальную программу формирования современной городской среды на 2017 год. Данное решение комиссии основано на положениях п. 3.4 Постановления Правительства Красноярского края № 512-п от 29 августа 2017 года Об утверждении государственной программы Красноярского края «Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды». Довод административного истца о том, что указанное постановление не подлежало применению, поскольку на момент отбора заявок по включению дворовой территории в муниципальную программу не действовало, вступило в законную силу лишь с 01 января 2018 года, является несостоятельным по следующим основаниям. В данном постановлении идет речь о порядке включения дворовых территорий в муниципальную программу исключительно на 2018 год. При этом последние изменения в части определения перечня многоквартирных домов по благоустройству дворовых территорий внесены в постановление администрации г. Назарово № 1513-п от 10 ноября 2017 года постановлением администрации г. Назарово № 128-п от 31 января 2018 года, то есть в момент действия Постановления Правительства Красноярского края от 29 августа 2017 года. Кроме того, постановлением администрации г. Назарово № 1621-п от 29 ноября 2017 года внесены изменения в постановление администрации № 1154-п от 22 августа 2017 года «Об утверждении Порядка представления, рассмотрения и оценки предложений по включению дворовой территории в муниципальную программу «Формирование комфортной городской среды в г. Назарово на 2018-2022 годы». Пункт 4.4 раздела Порядка дополнен следующим абзацем: «Решением комиссии в муниципальную программу могут быть включены заявки по благоустройству дворовых территорий, получивших оценку членов комиссии после визуального осмотра дворовой территории «неудовлетворительная». Указанное дополнение предоставляет комиссии право включить дворовые территории домов, получившие неудовлетворительную оценку, в муниципальную программу без каких-либо ограничений. Как следует из пояснений специалиста ФИО1, с учетом указанных дополнений в перечень многоквартирных домов по благоустройству дворовых территорий были включены 9 домов, дворовая территория которых была признана не благоустроенной. В подтверждение указанного обстоятельства в материалы дела представлены паспорта благоустройства дворовых территорий указанных домов, в соответствии с которыми оценка уровня благоустроенности территории – не благоустроенная. Вместе с тем, согласно паспорту благоустройства дворовой территории дома <адрес> данная дворовая территория признана благоустроенной. Как следует из пояснений специалиста ФИО1, состояние дворовой территории дома <адрес> не является критичным, оценивается, как удовлетворительное. По мнению комиссии срочности в благоустройстве дворовой территории указанного дома нет. Постановление администрации г. Назарово № 1621-п от 29 ноября 2017 года принято уполномоченным на то органом, в пределах предоставленной ему компетенции, на момент утверждения окончательного перечня многоквартирных домов по благоустройству дворовых территорий являлось действующим, до настоящего времени не оспорено. Соответствует целям и задачам муниципальной программы, направленной на увеличение количества благоустроенных дворовых территорий. Внесение дополнений в постановление администрации № 1154-п от 22 августа 2017 года, самостоятельное установление на местном уровне критериев отбора дворовых территорий не ограничено ни государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», ни государственной программой "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды". Довод административного истца ФИО2 о том, что указанное постановление от 29 ноября 2017 года не подлежало применению, поскольку заседание комиссии по утверждению перечня дворовых территорий многоквартирных домов для включения в муниципальную программу имело место в октябре 2017 года, суд не принимает во внимание. Согласно протоколу заседания общественной комиссии по развитию комфортной городской среды в г. Назарово от 27 декабря 2017 года на данном заседании сформирован и утвержден окончательный перечень многоквартирных домов по благоустройству дворовых территорий. Таким образом, на момент утверждения данного перечня постановление администрации г. Назарово от 29 ноября 2017 года действовало. Довод административного истца о том, что дома , по ул. Арбузова в г. Назарово не подлежали включению в муниципальную программу, поскольку уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг составляет менее 70 %, документально не подтвержден. При этом административным истцом не представлено убедительных доказательств нарушения его прав по не включению дома <адрес> в перечень домов по благоустройству дворовых территорий вследствии включения указанных выше двух домов в муниципальную программу в связи с признанием их дворовых территорий неблагоустроенными. Более того, дом включен в муниципальную программу на 2019-2022 годы. При таких обстоятельствах суд не усматривает в действиях административных ответчиков нарушений критериев отбора дворовых территорий, повлекших не включение дома <адрес> в муниципальную программу, в связи с чем, административные исковые требования ФИО2 не подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к администрации г. Назарово, МУП «Управление городским хозяйством» о признании незаконными действий по отбору домов для включения в программу «Развитие и формирование комфортной городской среды», возложении обязанности устранить допущенные нарушения – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Назаровский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.С. Сизых

Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2018 года.