Дело №а-3871/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего: Сташковой Ю. С.
при секретаре: Артёменко Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>
06 августа 2018г.
дело по административному иску ФИО1 к инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании незаконным требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями),
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании незаконным требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Просит признать незаконным требование ИФНС России по <адрес>№ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) на сумму 24 686,14 рублей.
Требования мотивированы тем, что за ним зарегистрированы следующие транспортные средства: автобус ПАЗ 32054 с государственным регистрационным знаком №, автобус ПАЗ 32054 с государственным регистрационным знаком №, автобус ПАЗ 32054 с государственным регистрационным знаком №, автобус ПАЗ 32054 с государственным регистрационным знаком АЕ №, автобус ПАЗ 32054 с государственным регистрационным знаком №, автобус ПАЗ 32054 с государственным регистрационным знаком №, автобус ПАЗ 32054 с государственным регистрационным знаком №, автобус ПАЗ 32054 с государственным регистрационным знаком №, автобус ПАЗ 32054 с государственным регистрационным знаком № что подтверждается свидетельствами о регистрации транспортного средства. Полагает, что начисление суммы транспортного налога в части данных транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки по регулярным городским маршрутам является необоснованным.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 6.<адрес> «О транспортном налоге» № от ДД.ММ.ГГГГ освобождаются от уплаты транспортного налога организации, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в отношении транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа, за исключением предусмотренных п.п. 2 п. 3 ст. 19 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», перевозок (маршрутных такси), об оборудованных для использования природного газа в качестве моторного топлива. Льгота предоставляется при наличии документов установленного образца, подтверждающих осуществление указанных в абзаце первом настоящего пункта перевозок и установку оборудования для использования природного газа в качестве моторного топлива.
Считает, что в силу ст. 6.<адрес> «О транспортном налоге» он освобожден от уплаты транспортного налога, осуществляя перевозку пассажиров автотранспортом общего пользования, так как административный истец - как индивидуальный предприниматель имеет в собственности транспортные средства марки ПАЗ 32054, которые осуществляют пассажирские перевозки на городских маршрутах, что видно из договоров на право осуществления пассажирских перевозок, Лицензии, схем движения, карт маршрутов регулярных перевозок, свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой на номер телефона № принадлежащий ФИО1, в том числе публично, путем заблаговременного размещения соответствующей информации на сайте Центрального районного суда <адрес>, ходатайств об отложении не заявлено.
Представитель административного ответчика – ФИО2, действующая на основании доверенности, представившая диплом о высшем юридическом образовании, заявленные исковые требования не признала в полном объеме по следующим основаниям.
Полагает, что довод административного истца о том, что Гражданский кодекс РФ приравнивает индивидуальных предпринимателей и организации в гражданских отношениях, и п. 6.14 ст. <адрес> «О транспортном налоге» распространяет свое действие и на индивидуальных предпринимателей, основан на неверном толковании правовых норм.
Исходя из действующего законодательства РФ, индивидуальный предприниматель является самостоятельным субъектом правоотношений, оставаясь при этом физическим лицом, а не организацией и не юридическим лицом.
Административный истец как индивидуальный предприниматель не может быть освобожден от уплаты транспортного налога в соответствии с п. 6.<адрес> «О транспортном налоге». Для получения льготы необходимо три условия: использование природного газа при перевозке, разрешение остановок в специально отведенных местах, субъектом является организация.
Считает, что оспариваемое требование № от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным. Просила отказать ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из норм статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов (подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Транспортный налог является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных Кодексом. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога (статьи 14, 356 НК РФ).
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Статьей 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено статьей 357 НК РФ.
При этом под термином «лица» исходя из статьи 11 и пункта 358 НКРФ для целей главы 28 НК РФ понимаются организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, в том числе, действующие в статусе индивидуальный предпринимателей.
В письмах Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ отмечено, что транспортный налог является региональным налогом, формирующим доходную часть региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется.
В соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016г. №249-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» -транспортным налогом облагаются, в том числе, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы (п.1 ст.358 НК РФ). Платить транспортный налог должны юридические и физические лица, на которых зарегистрированы вышеназванные транспортные средства ( ст.357 НК РФ).
Федеральным законом от 03.07.2016г. №249-ФЗ вводится льгота по транспортному налогу для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по зарегистрированному на них большегрузному транспорту.
Поскольку в целях применения налогового законодательства под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то они при уплате транспортного налога ( в том числе в части применения льгот) должны руководствоваться порядком, установленным для налогоплательщиков-физических лиц, а не для налогоплательщиков –организаций.
Таким образом, если на индивидуального предпринимателя зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, он как физическое лицо будет признаваться плательщиком транспортного налога.
На территории <адрес>, в соответствии с главой 28 НК РФ действует Закон №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О транспортном налоге», которым устанавливается и вводится транспортный налог на территории <адрес>, определяются ставка налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания для их использования.
В соответствии с п. 6.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О транспортном налоге», от уплаты транспортного налога освобождаются: организации, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в отношении транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа, за исключением предусмотренных п.п. 2 п. 3 ст. 19 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозок (маршрутных такси), и оборудованных для использования природного газа в качестве моторного топлива.
Льгота предоставляется при наличии документов установленного образца, подтверждающих осуществление указанных в абзаце первом настоящего пункта перевозок и установку оборудования для использования природного газа в качестве моторного топлива.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является владельцем следующих транспортных средств: автобус ПАЗ 32054 с государственным регистрационным знаком №, автобус ПАЗ 32054 с государственным регистрационным знаком №, автобус ПАЗ 32054 с государственным регистрационным знаком №, автобус ПАЗ 32054 с государственным регистрационным знаком №, автобус ПАЗ 32054 с государственным регистрационным знаком №, автобус ПАЗ 32054 с государственным регистрационным знаком №, автобус ПАЗ 32054 с государственным регистрационным знаком №, автобус ПАЗ 32054 с государственным регистрационным знаком №, автобус ПАЗ 32054 с государственным регистрационным знаком №№, что подтверждается свидетельствами о регистрации транспортного средства: 8228 № от ДД.ММ.ГГГГ, 8228 № от ДД.ММ.ГГГГ, 8228 № от ДД.ММ.ГГГГ, 8228 № от ДД.ММ.ГГГГ, 8228 № от ДД.ММ.ГГГГ, 8228 № от ДД.ММ.ГГГГ, 8228 № от ДД.ММ.ГГГГ, 3228 № от ДД.ММ.ГГГГ, 8228 № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, а также паспортами транспортных средств.
Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № ИЭ№ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 является индивидуальным предпринимателем, ОГРНИП № от ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности является деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам (код 49.31.21).
Административный истец осуществляет пассажирские перевозки транспортом общего пользования, что подтверждается: лицензией № АСС-42-000110 от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), предоставленная на основании приказа Управления государственного автодорожного надзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.61-лиц., серии ДА №; договорами на право осуществления (коммерческих) пассажирских перевозок №/к от ДД.ММ.ГГГГ, №/к от ДД.ММ.ГГГГ, №/к от ДД.ММ.ГГГГ, №/к от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Управлением по транспорту и связи администрации <адрес> и, в том числе, с ИП ФИО1; схем движения автобусов; карт маршрута регулярных перевозок.
Правовой статус Федеральной налоговой службы установлен Положением о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
Так, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№) (п. 1).
Согласно требованию № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ИФНС России по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО1 начислен транспортный налог в размере 24 578 руб.
Не согласившись с указанным требованием налогового органа, ФИО1 обратился к налоговому органу с жалобой.
Из ответа административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ г. на жалобу следует, что <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О транспортном налоге» прямо указано, что льгота по уплате транспортного налога предоставляется организациям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в отношении транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа и оборудованных для использования природного газа в качестве моторного топлива (кроме маршрутных такси).
Согласно нормам ГК РФ и НК РФ индивидуальный предприниматель является самостоятельным субъектом правоотношений наряду с организациями, оставаясь при этом физическим, а не юридическим лицом и не организацией, несмотря на то, что к его деятельности применяются те же положения и правила, которые регулируют деятельность юридических лиц.
В соответствии с п. 6.14 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О транспортном налоге» ФИО1 не может быть освобожден от уплаты транспортного налога, требование № от ДД.ММ.ГГГГ соответствует законодательству РФ о налогах и сборах.
Управление ФНС России по <адрес> оставило жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Пунктом 2 статьи 11 НК РФ установлено, что для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия:
- организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации);
- индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, ссылка административного истца на то, что ГК РФ приравнивает индивидуальных предпринимателей и организации в гражданских отношениях и ст. 6.<адрес> «О транспортном налоге» распространяет своё действие на индивидуальных предпринимателей и освобождает административного истца от уплаты транспортного налога - незаконна, основана на неверном толковании правовых норм. Поскольку ФИО3 является индивидуальным предпринимателем, самостоятельным субъектом правоотношений, оставаясь при этом физическим лицом, он не может быть освобожден от уплаты транспортного налога.
На основании изложенного, суд находит, что требования ФИО1 к инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании незаконным требования № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании незаконным требования № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), отказать в полном объеме.
Решение может обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решений суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07.08.2018г.
Председательствующий Ю. С. Сташкова