ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3878/201830И от 30.07.2018 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело а-3878/2018 30 июля 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Сошиной О.В.

при секретаре ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к ИФНС по <адрес>, Управлению ФНС России по <адрес> о признании незаконными действия по доначислению земельного налога

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к ИФНС по <адрес>, Управлению ФНС России по <адрес> о признании незаконными действия ИФНС по <адрес> по доначислению земельного налога за 2014-2016 год по налоговой ставке 1,5%, признании недействительным требования, изложенные в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ об уплате доначислений земельного налога за 2014-2016 год, а также перерасчете земельного налога.

Свои требования мотивировала тем, что является собственником земельного участка площадью 48 539 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, земли АОЗТ «Выборгское», участок Ново-Сергиевка, с кадастровым номером 47:07:1039001:420.

В соответствии со ст.394 НК РФ, решениями представительных органов муниципальных образований, она своевременно исполняла обязанности по уплате земельного налога, рассчитанного по налоговой ставке 0,3%.

В декабре 2017 года, налоговая инспекция произвела перерасчет земельного налога в сторону увеличения, и направила административному истцу налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за 2014-2016 года в отношении принадлежащего истцу земельного участка, рассчитанного по ставке 1,5%.

Из расчета, содержащегося в налоговом уведомлении следовало, что налогооблагаемая база (кадастровая стоимость земельного участка) в 2014-2016 году была увеличена, в связи с чем, исходя из изменившейся налогооблагаемой базы был доначислен налог за 2013-2016 год в сумме 615 895 рублей.

В результате действий налоговой инспекции на налогоплательщика возложена обязанность платить налог в большем размере, чем это предусмотрено действующими нормативными актами.

Кроме того, на территории принадлежащего административному истцу земельного участка находятся 7 линий электропередач, охранные зхоны ЛЭПа также магистральный водопровод, функционирование которых направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов МО «Колтушское сельское поселение» и МО «Заневское городское поселение». Поскольку земельный участок занят объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то в силу ст.394 НК РФ, налоговая ставка при исчислении земельного налога не может превышать 0,3%

При обращении к административному ответчику с жалобой о неправомерности требований о доначислении земельного налога за 2014-2016 года по налоговой ставке 1,5%, получила отказ в удовлетворении жалобы, в связи с чем, вынуждена обратиться в суд с названным иском.

Административный истец ФИО6 в судебном заседании доводы административного иска поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представители административных ответчиков ИФНС по <адрес>, Управления ФНС России по <адрес> в судебном заседании доводы административного иска не признали, представили письменный отзыв.

Выслушав объяснения сторон, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Земельный налог в силу статьи 15 Налогового кодекса РФ является местным налогом.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах – пункт 1 статьи 45 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ).

В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389); налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 391).

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

Пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (абзац первый); направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (абзац второй).

Судом установлено, что ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью 48 539 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, земли АОЗТ «Выборгское», участок Ново-Сергиевка, с кадастровым номером 47:07:1039001:420, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования в целях строительства логистического комплекса.

Решением Совета депутатов МО «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении и введении в действие земельного налога на 2014 год» установлены налоговые ставки в следующих размерах:

0,3% в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; к земельным участкам, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для ИЖС; к земельным участкам приобретенных для личного подсобного хозяйства или животноводства; к земельным участкам, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

0,2% в отношении земельных участков, предоставленных для садоводства, огородничества, а также дачного хозяйства;

1,5% в отношении прочих земельных участков (в том числе земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и не используемых для сельскохозяйственного производства).

Решением Совета депутатов МО «Колтушское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении и введении в действие земельного налога на 2015 год», а также Решением Совета депутатов МО «Колтушское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ « Об установлении и введении в действие земельного налога на 2016 год» установлены аналогичные ставки земельного налога в отношении вышеуказанных земельных участков.

Как следует из материалов дела, а также объяснений административного ответчика, Инспекцией был исчислен земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 47:07:1039001:4ДД.ММ.ГГГГ в сумме 17 513 рублей со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ исходя из кадастровой стоимости земельного участка, налоговой ставки 0,2%. Сформировано и направлено налоговой уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.

Также Инспекцией был исчислен земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 47:07:1039001:4ДД.ММ.ГГГГ в сумме 62 758 рублей со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ исходя из кадастровой стоимости земельного участка, с применением налоговой ставки 0,3%, сформировано и направлено налоговой уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.

Также Инспекцией был исчислен земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 47:07:1039001:4ДД.ММ.ГГГГ в сумме 62 758 рублей со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ с применением налоговой ставки 0,3%, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, сформировано и направлено налоговой уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.

Материалами дела подтверждается, что свои обязательства по уплате земельного налога за 2014-2016 года, ФИО2 исполнила надлежащим образом.

В 2017 году, на основании сведений Управления Росреестра по <адрес>, Инспекцией проведена актуализация сведений по земельному участку Истца в части разрешенного использования земель, и письмом от ДД.ММ.ГГГГ-ЗК ФИО2 было сообщено о проведенном перерасчете земельного налога за 2014-2016 год в виду уточнения налоговой ставки для данной категории земель.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом было сформировано и направлено в адрес ФИО2 налоговое уведомление по земельному участку с кадастровым номером по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ с суммой налога за 2014-2016 года в размере 615 895 рублей, из которых сумма налога за 2014 года составила 131 344 рубля, за 2015 год – 313 790 рублей, за 2016 год – 313 790 рублей. Расчет произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка с применением налоговой ставки 1,5%.

По истечению срока, истцу направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога. До настоящего времени требование об уплате земельного налога ФИО2 не исполнено.

Установлено, что при расчете земельного налога налоговый орган применил налоговую ставку 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка, поскольку в спорный налоговый период земельный участок относился к категории – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Земельный налог исчислен исходя из разрешенного использования и представленных сведений о кадастровой стоимости земельного участка.

В обоснование своих требований, Административный истец указала о неверно произведенном расчете налога на принадлежащий ей на праве собственности земельного участка. Полагая, что административным ответчиком при исчислении налога неверно применена налоговая ставка, административный истец, ссылаясь на необходимость применения при расчете земельного налога ставки равной 0,3% от кадастровой стоимости, указывает на нахождение на земельном участке объектов занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, к которым относятся 7 линий электропередач, охранные зоны ЛЭП, водопровод.

Между тем, доводы истца, суд считает не состоятельными, поскольку налогообложение обоснованно произведено по ставке 1,5 процента (пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ), так как земельный участок в 2014-2016 г.г. не относился к категории, облагаемой по налоговой ставке 0,3 процента.

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 47:07:1039001:420 относится к категории - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Вид разрешенного использования - в целях строительства логистического комплекса.

Учитывая, что применение ставки земельного налога налоговым законодательством непосредственно поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок и вида разрешенного использования земельного участка, определяемого по данным кадастрового учета, а не от фактического использования земельного участка землепользователем, то в отношении спорного земельного участка при исчислении земельного налога налоговым органом правомерно применена налоговая ставка 1,5 процента, установленная в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ.

Ссылку истицы на нахождение на земельном участке объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, суд также не может принять во внимание

Понятие «объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса» в Налоговом кодексе Российской Федерации и иных нормативных правовых актах налогового законодательства не определено, поэтому с учетом статьи 11 названного Кодекса данное понятие следует применять в том значении, в каком оно применяется в соответствующих отраслях законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в редакции, действующей в 2012 году) система коммунальной инфраструктуры представляет собой совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

На основании пункта 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Понятие «жилищный фонд» раскрыто в пункте 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 16 Жилищного кодекса к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Из положения указанных норм следует, что для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.

В настоящем деле доказательств, свидетельствующих о том, что на участке земли, являющегося объектом налогообложения, расположены принадлежащие административному истцу сооружения инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, предназначенные для обслуживания жилищного фонда и используемые для нужд потребителей жилищного комплекса муниципального образования, не представлено.

Справка от ДД.ММ.ГГГГ № ПрЭс/038/6190-13 Филиала ПАО «Ленэнерго» «Пригородные электрические сети» о нахождении на земельном участке линии ЛЭП, а также справка ООО «ЛОКС» от ДД.ММ.ГГГГ о нахождении на земельном участке магистрального водопровода, представленная административным истцом, к таким доказательствам не относится.

Принимая во внимание изложенное, а также вид разрешенного использования земельного участка, принадлежавшего административному истцу, суд приходит к выводу, что данный земельный участок не относятся к земельному участку, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, и, следовательно, к этому земельному участку не может применяться налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

При таких обстоятельствах Инспекцией правомерно в соответствии с положениями ст. 391 НК РФ осуществлены доначисления земельного налога на принадлежащий ФИО2 земельный участок за 2014-2016 годы, в связи чем, оснований для удовлетворения административного иска суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226-228, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО2 в удовлетворении административного искового заявления к ИФНС по <адрес>, Управлению ФНС России по <адрес> о признании незаконным действия по доначислению земельного налога по ставке 1,5% и перерасчете земельного налога за 2014-2016 годы, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.

Судья: