ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-389/2022 от 17.08.2022 Шиловского районного суда (Рязанская область)

Дело а-389/2022

УИД 62RS0-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2022 года р.

Шиловский районный суд в составе председательствующего судьи Орешкина М.С., при секретаре ФИО1, с участием помощника прокурора ФИО2, представителей ответчика ФИО3 и ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по надлежащему ремонту и содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения Крыловка-Смирновка-Красный Хутор,

УСТАНОВИЛ:

в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с поименованным административным иском к администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по надлежащему ремонту и содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения Крыловка-Смирновка-Красный Хутор в соответствии с требованиями ФИО6 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», незаконным и устранении выявленных нарушений.

Помощник прокурора ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представители административного ответчика – ФИО3 и ФИО4, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований и просили отказать в их удовлетворении.

Исследовав и оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений статей 18, 46 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием, каждому гарантируется защита его прав.

Согласно положениям статей 20, 45, 46 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь. В Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, а также каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 218 КАС РФ в рамках административного судопроизводства за защитой нарушенных прав, выразившихся в ненадлежащем содержании автомобильных дорог, могут обратиться как граждане, так и организации. Кроме того, согласно ст. 39 КАС РФ с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц в суд вправе обратиться прокурор.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).

Статьей 3 названного закона определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы);

- дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

- ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

- содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 9 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ).

Частью 3 статьи 15 этого же закона предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14, пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в том числе городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ.

С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.11 Устава муниципального образования – Шиловский муниципальный район , принятого решением Думы муниципального образования - Шиловский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения Шиловского муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.

Согласно представленного в материалы дела Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования – Шиловский муниципальный район с присвоением им идентификационных номеров, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ, автомобильная дорога общего пользования местного значения Крыловка-Смирновка-Красный Хутор с идентификационным номером 61-258 ОП-МР 005, с грунтовым покрытием, протяженностью 3900 м относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования – Шиловский муниципальный район (пункт 5 Перечня).

Как имущественный комплекс автомобильная дорога считается недвижимым имуществом с момента государственной регистрации прав на указанное имущество и включения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Согласно Выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-60631225 правообладателем автомобильной дороги общего пользования местного значения Крыловка-Смирновка-Красный Хутор, как сооружения (вид объекта недвижимости) с кадастровым номером 62:25:0000000:362, является администрация муниципального образования – Шиловский муниципальный район .

Таким образом, обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения Крыловка-Смирновка-Красный Хутор и обеспечения безопасности дорожного движения на ней, включая ремонт и её содержание лежит на администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район .

Судом установлено, что за последние пять лет в администрацию муниципального образования – Шиловский муниципальный район неоднократно поступали обращения граждан, в том числе коллективные на ненадлежащее содержание автомобильной дороги общего пользования местного значения Крыловка-Смирновка-Красный Хутор. Вместе с тем, судом установлено, что за этот период администрацией муниципального образования – Шиловский муниципальный район никакой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения на указанной автодороге, включая ремонт и её содержание в весенне – летний, летний, осенне-летний периоды не осуществлялось, денежные средства на данную деятельность в бюджете не планировались и не выделялись. В зимний период заключались договоры на расчистку дороги от снега.

Представленный в материалы дела акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии дороги от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный старшим инспектором ОГИБДД МОМВД России «Шиловский», с фото-таблицей подтверждает несоответствие автомобильной дороги общего пользования местного значения Крыловка-Смирновка-Красный Хутор техническим регламентам и иным нормативным документам.

Ответчиком не оспаривается несоответствие автомобильной дороги общего пользования местного значения Крыловка-Смирновка-Красный Хутор техническим регламентам и иным нормативным документам, не проведение ремонтных работ на указанной автодороге.

В представленном в материалы дела Акте обследования дорожных условий на автомобильной дороге общего пользования местного значения Крыловка-Смирновка-Красный Хутор от ДД.ММ.ГГГГ, составленном и подписанном комиссией администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район отражены установленные недостатки: разрушение дорожного полотна; многочисленные просадки земляного полотна с заполнением поверхностными волами, значительное углубление колеи.

Вместе с тем, никаких мер по устранению выявленных недостатков администрацией муниципального образования – Шиловский муниципальный район предпринято не было.

Данное обстоятельство подтверждается Актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги общего пользования местного значения Крыловка-Смирновка-Красный Хутор от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным старшим инспектором ОГИБДД МОМВД России «Шиловский», в котором отражены множественные повреждения грунтового дорожного покрытия.

Нарушение нормативных требований по эксплуатационному состоянию вышеуказанной автомобильной дороги создает угрозу безопасности дорожного движения, может стать причиной дорожно-транспортного происшествия, причинения вреда участникам дорожного движения, круг лиц которых определить невозможно.

Таким образом, усматривается незаконное бездействие администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район , выразившееся в непринятии мер по надлежащему ремонту и содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения Крыловка-Смирновка-Красный Хутор.

Требования к проектированию, строительству и реконструкции грунтовой автомобильной дороги предусмотрены СП 99.13330.2016, "СП 19.13330.2019. Свод правил. Сельскохозяйственные предприятия. Планировочная организация земельного участка (СНиП II-97-76* Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий)" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 620/пр), "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*" (утв. Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 1034/пр), "ФИО6 52398-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ N 296-ст) и ФИО6 52399-2022 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования" (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ст).

Основные нормативные требования при устройстве дорожной одежды приведены в таблице 8.9 СП 99.13330.2016.

Грунтовая дорога - автомобильная дорога, устроенная из естественного грунта или грунта, укрепленного добавками других материалов, и не имеющая твердого покрытия. Аналогичное понятие грунтовой дороги дано в Приложении 10 к Приказу Росстата от ДД.ММ.ГГГГ N 458 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, туризмом, платными услугами населению, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики".

Поверхность грунтовой дороги покрыта природным грунтом или грунтом с добавками других материалов. Грунтовые дороги имеют дорожные одежды переходного типа по классификации СП 34.13330.2021 "Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85*" (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 53/пр) или не имеют одежды вообще.

В зависимости от свойств грунта дорога обладает различной степенью проезжаемости. Эффективным способом восстановления требуемой прочности дорожной одежды является фрезерование старого покрытия и основания с одновременным добавлением органических или неорганических вяжущих. Технология холодного восстановления дорожных одежд может быть использована и для повышения прочности грунтовых дорог, что позволит обеспечить проезжаемость в весенний период.

Ремонт дорожных одежд заключается в восстановлении профиля и усилении грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в необходимом объеме (п. п. 9.1.5, 9.3.1 "СП 312.1325800.2017. Свод правил. Дороги внутрихозяйственные. Правила эксплуатации" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 1666/пр)).

Грунтовые дороги относятся к IVвс категории автомобильных дорог. Для покрытия верхнего слоя таких дорог используются грунт, укрепленный или улучшенный различными скелетными добавками (щебнем, гравием, дресвой, шлаком, горелыми породами и другими местными материалами), местные каменные материалы, грунты, укрепленные местными вяжущими (гранулированными доменными шлаками, активными золами уноса и т.д.) (Таблица 8.1 "СП 99.13330.2016. Свод правил. Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-83", утв. Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 1029/пр) (далее - СП 99.13330.2016)).

Технические требования к грунтам (стабилизированные, укрепленные неорганическими вяжущими, укрепленные вяжущими комплексным методом), применяемым в конструктивных слоях при строительстве, ремонте и реконструкции автомобильных дорог общего пользования, установлены ПНСТ 322-2019 "Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Грунты стабилизированные и укрепленные неорганическими вяжущими. Технические условия" (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 11-пнст), ПНСТ 321-2019 "Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Грунты, укрепленные органическими вяжущими. Технические условия" (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 10-пнст).

Выбор конкретного типа дорожной одежды и определение параметров ее конструктивных слоев следует производить на основе сравнения технико-экономических показателей конкурентных вариантов, учитывая санитарные требования, требования к ровности покрытия, специальные требования (к обеспыливанию, защите от воздействия производственных стоков, необходимости пропуска скота и т.п.).

При расчете дорожных одежд на прочность учитывают перспективную интенсивность движения автомобилей различных типов, которую следует приводить к интенсивности воздействия расчетной нагрузки на одну наиболее нагруженную полосу проезжей части.

Из пояснений представителей ответчика, представленных ими материалов следует, что на момент рассмотрения дела ответчиком не принято решение о проведении ремонтных работ автомобильной дороги общего пользования местного значения Крыловка-Смирновка-Красный Хутор, не запланировано выделения на эти цели денежных средств, обсуждается вопрос о строительстве автомобильной дороги с твердым покрытием, сроки ремонта грунтового покрытия либо начала строительства дороги с твердым покрытием не определены даже ориентировочно.

Из п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

в заявленных им исковых требованиях просит определить срок устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом возможности запланировать необходимую сумму расходов в бюджет муниципального образования – Шиловский муниципальный район .

Ответчиком не представлено обоснованных возражений о невозможности устранения выявленных нарушений в указанный срок.

При таких обстоятельствах, в виду признания вышеуказанного бездействия допущенного административным ответчиком незаконным, на последнего следует возложить обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых прокурор обратился в суд с установлением соответствующего срока для устранения этих нарушений.

Суд считает возможным согласиться с данным сроком устранения выявленных нарушений.

При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора , поданные в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

Обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для отказа в удовлетворении административных требований прокурора, судом не установлено. Срок обращения в суд с настоящим административным иском соблюден.

В силу п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод или препятствие к осуществлению таких прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по надлежащему ремонту и содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения Крыловка-Смирновка-Красный Хутор, - удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район , выразившегося в непринятии мер по надлежащему ремонту и содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения Крыловка-Смирновка-Красный Хутор, идентификационный , незаконным.

Обязать администрацию МО - Шиловский муниципальный район в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести автомобильную дорогу общего пользования местного значения Крыловка-Смирновка-Красный Хутор, идентификационный ОП-МР 005 в надлежащее состояние, соответствующее нормативным требованиям.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Шиловский районный суд путем принесения представления или подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна:

Судья: М.С. Орешкин