Дело №а-3914/2023
УИД: 68RS0001-01-2023-004918-97
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 октября 2023 года г. Тамбов
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе председательствующего судьи Тютюкиной С.В., при секретаре Пантелеевой Ж.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Учет и отчетность» к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАШ по г. Тамбову и Тамбовскому району УФССП России по Тамбовской области ФИО1 о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Учет и отчетность» обратилось в Октябрьский районный суд г. Тамбова с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАШ по г. Тамбову и Тамбовскому району УФССП России по Тамбовской области ФИО1 о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП.
В обоснование заявленных требований указало, что постановлением № по делу об административном правонарушении, ООО «Учет и отчетность» было привлечено к ответственности, как собственник транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, вследствие чего был назначен штраф в размере 500 рублей.
Поскольку фиксация штрафа была произведена автоматической системой фиксации дорожно-транспортных нарушений, данное постановление поступило в личный кабинет ООО «Учет и отчетность» на сервисе «Госуслуги» только в марте2022 года и сразу после его получения был оплачен, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
В сентябре 2023 года с расчетного счета ООО «Учет и отчетность» была списана денежная сумма в размере 10 000 рублей, и, обратившись в службу судебных приставов выяснилось, что постановление по делу об административном правонарушении поступило в Октябрьский РОСП УФССП России по Тамбовской области на принудительное исполнение, в связи с чем судебным приставом-исполнителем ФИО1 было возбуждено исполнительное производство, а также вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 рублей.
Однако ни постановление о возбуждении исполнительного производства, ни постановление о взыскании исполнительского сбора в адрес ООО «Учет и отчетность» не направлялось, что подтверждается скриншотами с сервиса «Госуслуги». О вынесенном постановлении о взыскании исполнительского сбора Обществу стало известно только тогда, когда с расчетного счета ООО «Учет и отчетность» были списаны денежные средства.
В судебное заседание представитель административного истца ООО «Учет и отчетность» ФИО2 надлежащим образом извещенная о дате и месте рассмотрения дела не прибыла, в письменном заявлении просила рассмотреть настоящее дело без ее участия. Доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала в полном объеме.
В судебное заседание административный ответчик судебный пристав – исполнитель ОСП по ВАШ по г. Тамбову и Тамбовскому району УФССП России по Тамбовской области ФИО1 надлежащим образом извещенная о дате и месте рассмотрения дела не прибыла, в письменном заявлении просила рассмотреть настоящее дело без ее участия. В ранее представленных письменных возражениях считала заявленные требования несостоятельными. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по ВАШ по <адрес> и Тамбовскому району УФССП России по Тамбовской области поступил исполнительный документ, постановление об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Тамбовской области о взыскании административного штрафа в размере 500 рублей с должника ООО «Учет и отчетность» в пользу ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Тамбовской области, на основание которого ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП, о чем вынесено соответствующее постановление и ДД.ММ.ГГГГ направлено ООО «Учет и отчетность» в форме электронного документа на «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (Постановление правительства РФ от 29.06.2016 года, ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года № 229 ФЗ глава 4 - Извещения и вызовы в исполнительном производстве, ст.24 ч.3). В ОСП по ВАШ по г. Тамбову и Тамбовскому району УФССП России по Тамбовской области в электронном виде поступило уведомление о дате и времени прочтения постановления о возбуждении ИП (ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по ВАШ по г. Тамбову и Тамбовскому району УФССП России по Тамбовской области поступило уведомление с ГИБДД об оплате штрафа на сумму 500 руб. от ДД.ММ.ГГГГ. На основании того, что задолженность не была оплачена в добровольный срок (в течение 5 рабочих дней), т.е до ДД.ММ.ГГГГ включительно. ДД.ММ.ГГГГ был вынесен исполнительский сбор в сумме 10 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об окончании исполнительного производства. Так как задолженность была оплачена, а исполнительский сбор не был погашен при окончании исполнительного производства взыскание исполнительного сбора было выделено в отдельное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ Считает, что действия судебного пристава - исполнителя ОСП по ВАШ по г. Тамбову и Тамбовскому району УФССП России по Тамбовской области соответствуют законодательству Российской Федерации и при этом не нарушают права и законные интересы должника.
В судебное заседание представитель административного ответчика ОСП по ВАШ по г. Тамбову и Тамбовскому району УФССП России по Тамбовской области, представитель административного ответчика Октябрьского РОСП УФССП России по Тамбовской области, представитель административного ответчика УФССП России по Тамбовской области надлежащим образом извещенные о дате и месте рассмотрения дела не прибыли, уважительных причин неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела и о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. В этих целях судебный пристав совершает исполнительные действия, предусмотренные ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Федеральной службой судебных приставов постановление о возбуждении исполнительного производства принимается на основании вынесенных исполнительных документов с учетом полученной из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате должником в полном объеме в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации.
Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 2.1 ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг), а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия лицам, участвующим в исполнительном производстве, информационные системы которых подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении указанного постановления.
В силу ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, то есть действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем, и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Пунктом 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" полномочием налагать предусмотренное им взыскание наделен судебный пристав-исполнитель. Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 названного Закона).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Закона).
Из материалов дела следует, что постановлением по делу об административном правонарушении ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Учет и отчетность» было признанно виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу в размере 500 рублей. В связи с неоплатой административного штрафа в установленный законом срок, постановление по делу об административном правонарушении было направлено в ОСП по ВАШ по г. Тамбову и Тамбовскому району УФССП России по Тамбовской области для принудительного исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем ОСП по ВАШ по г. Тамбову и Тамбовскому району УФССП России по Тамбовской области ФИО1 по вышеуказанному постановлению по делу об административном правонарушении было возбуждено исполнительное производство №-ИП. Указанным постановлением должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ была направлена в адрес должника ООО «Учет и отчетность» в соответствии с требованиями ч.2.1 ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве» посредством ЕПГУ и получена (прочитана) последним ДД.ММ.ГГГГ в 14:38, что подтверждается как скрин-шотом системы АИС ФССП, так и сообщением заместителя директора Департамента развития инфраструктуры электронного правительства Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации №П13-1-08-109-234611 от 23.10.2023 года и приложениями к нему, согласно которым файл с постановлением о возбуждении исполнительного производства №-ИП был просмотрен пользователем ООО «Учет и отчетность» в личном кабинете ДД.ММ.ГГГГ в 14:38. Учетная запись ООО «Учет и Отчетность» (далее Организация) зарегистрирована в ЕСИА с ДД.ММ.ГГГГ. Организация подписана на получение электронных уведомлений от ФССП России посредством ЕПГУ с ДД.ММ.ГГГГ. Технических сбоев, которые могли повлиять на получение или прочтение ООО «Учет и отчетность» электронных уведомлений в рамках исполнительного производства №-ИП на ЕПГУ не зарегистрировано.
В срок, установленный для добровольного исполнения, требования исполнительного документа должником ООО «Учет и отчетность» исполнены не были, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем ОСП по ВАШ по г. Тамбову и Тамбовскому району УФССП России по Тамбовской области ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера.
Копия постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ была направлена в адрес должника ООО «Учет и отчетность» в соответствии с требованиями ч.2.1 ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве» посредством ЕПГУ и получена (прочитана) последним ДД.ММ.ГГГГ в 16:00, что подтверждается как скрин-шотом системы АИС ФССП, так и сообщением заместителя директора Департамента развития инфраструктуры электронного правительства Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации №П13-1-08-109-234611 от 23.10.2023 года и приложениями к нему, согласно которым файл с постановлением о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера №-ИП был прочитан пользователем ООО «Учет и отчетность» в личном кабинете ДД.ММ.ГГГГ в 16:00. Технических сбоев, которые могли повлиять на получение или прочтение ООО «Учет и отчетность» электронных уведомлений в рамках исполнительного производства №-ИП на ЕПГУ не зарегистрировано.
Таким образом, доводы административного истца о не направлении административным ответчиком копии постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП и постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера №-ИП и неполучении данных постановлений посредством ЕПГУ, суд считает несостоятельными и опровергающимися исследованными выше доказательствами, не доверять которым у суда оснований не имеется.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причём данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществлённых в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из анализа приведённых законоположений следует, что в законе заложены чёткие критерии признания исполнительского сбора недействительным, к которым относятся действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, направленные на лишение должника возможности исполнить решение суда в установленный законом, как правило, пятидневный срок; представление должником судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Наличие одного из названных критериев является достаточным основанием для удовлетворения административного иска.
Соответственно, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть в настоящем деле - должником. Помимо этого должник согласно названным выше нормам процессуального закона должен доказать нарушение своих права, свобод и законных интересов, а также соблюдение сроков обращения в суд.
Кроме того, по смыслу закона исполнительский сбор является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное только в процессе исполнительного производства в период, начиная с момента, когда должником получена копия исполнительного документа.
Статьёй 1 Гражданского кодекса РФ определены основы гражданского законодательства, к числу которых относится то, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Таким образом, исполнительский сбор служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно вопреки принятому на себя по своей воле обязательству.
Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Учет и отчетность» произвело оплату административного штрафа в размере 500 рублей, т.е. после вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и истечении 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Доказательств того, что исполнение требований исполнительного документа было невозможным для должника ООО «Учет и отчетность» вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, административным истцом ни судебному приставу – исполнителю, ни суду не предоставлено, срок для добровольного исполнения требований к моменту вынесения спорного постановления истек.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в строгом соответствии с положениями ФЗ «Об исполнительном производстве», в установленный действующим законодательством срок после подтверждения данных о получении должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства и неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом – исполнителем для добровольного исполнения, в связи с чем оснований для признания постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным судом не установлено.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ООО «Учет и отчетность» к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАШ по г. Тамбову и Тамбовскому району УФССП России по Тамбовской области ФИО1 о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ООО «Учет и отчетность» к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАШ по г. Тамбову и Тамбовскому району УФССП России по Тамбовской области ФИО1 о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятии решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Тамбова.
Судья С.В.Тютюкина
Мотивированное решение суда составлено 20 ноября 2023 года.
Судья С.В. Тютюкина