ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-395/2022 от 05.09.2022 Черниговского районного суда (Приморский край)

а-395/2022

УИД: 25RS0033-01-2022-000828-90

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Черниговка

05 сентября 2022 года

Черниговский районный суд Приморского края

в составе председательствующего судьи Бурик Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Идиятуллиной Т.В.,

с участием административного истца – СМВ,

представителя административного истца адвоката НОА, представившей удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика Администрации Черниговского района Приморского края – ХЕН, представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску СМВ к Администрации Черниговского района Приморского края о признании незаконными действия должностных лиц,

У С Т А Н О В И Л:

СМВ обратился суд с названным административным исковым заявлением, с учётом дополнений, указал, что постановлением Администрации Черниговского района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ-па отменено постановление администрации Черниговского района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ-па «Об утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению СМВ».

Согласно пункту 2 постановления Администрации Черниговского района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ-па, отделу земельных и имущественных отношений необходимо обеспечить снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером в филиале Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю.

Постановлением Администрации Черниговского района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ-па, вынесенным по результатам рассмотрения заявления СМВ, утверждена схема расположения земельного участка для установки гаража на кадастровом плане территории, площадью 122 м2 из категории земель населенных пунктов, расположенного в пределах общественно-деловой зоны О1 (общественное использование объектов капитального строительства, предпринимательство). Местоположение установлено: примерно в 65 м по направлению на юг относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Основные виды разрешенного использования: хранение автотранспорта.

Административным истцом была обеспечена постановка земельного участка на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера .

Впоследствии СМВ обратился в Администрацию Черниговского района Приморского края с заявлением о подготовке аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для строительства капитального гаража.

Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю отказано в подготовке аукциона, с указанием на то, что земельный участок с кадастровым номером граничит с земельным участком, на котором расположены здания, принадлежащие Черниговскому районному потребительскому обществу, границы которого не уточнены в соответствии с действующим законодательством, и подготовка аукциона будет возможна только после уточнения границ земельного участка Черниговским районным потребительским обществом.

После получения указанного ответа СМВ обратился в Черниговский районный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действия должностных лиц по отказу в подготовке аукциона.

В ходе рассмотрения дела, административный истец узнал о том, что Администрацией Черниговского района Приморского края на основании пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ вынесено обжалуемое постановления.

Истец считает действия административного ответчика незаконными ввиду следующего: из текста обжалуемого постановления, невозможно определить основания для его принятия. Пункт 16 статьи 11.10 ЗК РФ, на который содержится ссылка в обжалуемом постановлении, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, к которым относится: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории. При утверждении схемы расположения земельного участка указанные основания выявлены не были, впоследствии установлены быть не могли ввиду их отсутствия.

Действующее законодательство РФ, в частности, ЗК РФ, Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержат возможности для отмены в порядке самоконтроля ранее принятых решений в части утверждения схем расположения земельных участков.

В соответствии с ч.1 ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующим муниципальный правой акт.

Ссылаясь на правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 №739-О-О, ч.1 ст.48 Федерального закона №131-ФЗ не исключает возможность судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее изданный им муниципальный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства. Отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан. Приведённое основание о нахождении земельного участка в охранной зоне тепловых сетей, указанное административным ответчиком в суде в качестве основания для отмены принятого ранее постановления, не может быть принято во внимание при рассмотрении настоящего административного дела, поскольку данное обстоятельство не было указано в качестве основания для принятия оспариваемого постановления.

На настоящий момент в ЕГРН не внесены сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории.

В соответствии с п.8 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акта Российской Федерации»: до 1 января 2028 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, ели такие зоны установлены до 01.01.2025 одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласовании уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; решением суда. В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание место положения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности (п.9 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ). Административным ответчиком не представлено доказательств установления границ зоны с особым использованием территорий – охранной зоны тепловых сетей. В связи с чем, издание обжалуемого постановления не может быть признано обоснованным, так как на момент его издания охранная зона тепловой сети установлена не была.

Считает, что должностными лицами администрации Черниговского района Приморского края были превышены полномочия при вынесении постановления -па от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления Администрации Черниговского района от ДД.ММ.ГГГГ-па». Жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении, в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу не подавалась.

На основании изложенного, просит признать незаконным постановление администрации Черниговского района Приморского края -па «Об отмене постановления администрации Черниговского района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ-па».

Административный истец СЕА и его представитель НОА в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении, с учётом дополнений, поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Представитель административного ответчика - Администрации Черниговского района ХЕН в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административным истцом требований, просила отказать в их удовлетворении, поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях на административное исковое заявление, также указав, что администрацией Черниговского района Приморского края выявлено несоответствие постановления Администрации Черниговского района от ДД.ММ.ГГГГ-па «Об утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению СМВ» требованиям федеральногозакона. Выявлены основания, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, являющиеся основаниями для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка. Согласно подпункту 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые утверждены приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 №762.

В соответствии с пунктом 7 приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 №762, в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использованием официального сайта графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, оврага, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершённого строительства).

При этом на схеме расположения земельного участка, представленной СМВ в администрацию Черниговского района Приморского края, не было отображено в месте фактического расположения сооружение коммунального хозяйства - теплотрасса с кадастровым номером , поставленная на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, то есть до образования земельного участка.

Ссылаясь на подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации указала, что разработка схемы расположении земельного участка с нарушением предусмотренных статьёй 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, также является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Согласно пункту 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планировании, правил землепользования и застройка, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территории общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений ( в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершённого строительства.

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниваю, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другими препятствующими рациональному использованию и охране земель недостатками, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Формируемый участок и утверждаемая схема его расположения должны отвечать требования статей 11.9, 11.10 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 105 ЗК РФ установлены виды зон с особыми условиями использования территорий, среди которых - охранная зона тепловых сетей (пункт 28). Согласно пункту 1 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя РФ от 17 августа 1992 года №197 (далее - Типовые правила №197), охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем про ведения комплекса мер организационного и запретительного характера.

Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки (пункт 4 Типовых правил №197), а согласно статье 51 Правил землепользования и застройки Черниговского сельского поселения Черниговского муниципального района Приморского края, утверждённых решением Муниципального комитета Черниговского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, минимальная охранная зона тепловой сети от наружной стенки канала, тоннеля, от оболочки бесканальной прокладки до фундамента здания должно составлять - 5 метров.

В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать стоянки всех видов машин и механизмов (пункт 5 Типовых правил №197).

В пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений, производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы, производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий (пункт 6 Типовых правил №197).

Охранная зона необходима для обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения таких объектов, а также исключения причинения вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц.

Администрацией было установлено, что испрашиваемый СМВ земельный участок частично расположен в границах охранной зоны тепловой сети с кадастровым номером и размещение на нем объекта капитального строительства может нарушить безопасную работу тепловых сетей, а также воспрепятствовать реализации уполномоченным органом и держателем сетей вопросов местного значения в интересах населения района, сделать невозможным осуществление неотложных аварийно-восстановительных работ и плановых ремонтных работ. Режим использования таких земельных участков должен обеспечивать доступ к инженерным коммуникациям.

Нарушение этого правила в силу положений подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации также является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Вместе с тем, представленная истцом на утверждение схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не учитывала прохождение тепловых сетей. При этом испрашиваемый земельный участок находился в охранной зоне тепловых сетей.

Ссылаясь на ч.ч. 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», часть 1 статьи 48 Федерального закона №131-ФЗ, указано, что в связи с выявленным несоответствием постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ-па «Об утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению СМВ» требованиям законодательства, Администрацией Черниговского района в порядке самоконтроля принято решение об отмене данного постановления.

Заинтересованное лицоУправление Росреестра по Приморскому краю, о дате, месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направили.

Заинтересованное лицоЧерниговское потребительское общество, о дате, месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, представитель просила о рассмотрении дела в своё отсутствие, не возражает по поводу исковых требований, решение оставляет на усмотрение суда.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав доказательства, представленные сторонами, приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из смысла части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что основанием для признания оспариваемого решения органа местного самоуправления незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.

Согласно п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.

Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен в ст. 39.11 ЗК РФ.

Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (пункт 1 статьи 39.11 ЗК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.

В силу подпункта 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.

Подпунктом 5.1 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона.

Правовым последствием проведения аукциона на основании статьи 39.11 ЗК РФ является заключение договора аренды с победителем торгов.

В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, на уполномоченном по организации аукциона органе лежит обязанность по соблюдению требований законодательства как в отношении процедуры проведения аукциона, так и в отношении предмета договора.

Следовательно, формирование земельного участка с нарушением требований законодательства является законным основанием для отказа уполномоченного органа от проведения аукциона.

Как следует из материалов дела, на основании заявления СМВ, постановлением администрации Черниговского района Приморского каря -па от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка для установки капитального гаража на кадастровом плане территории, площадью 122 м2 из категории земель населенных пунктов, расположенного в пределах общественно-деловой зоны О1. Местоположение установлено: примерно в 65 м по направлению на юг относительно ориентира – жилого дома, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. В качестве основного вида разрешенного использования установлено хранение автотранспорта.

ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок был поставлен административным истцом на учет в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю с присвоением кадастрового номера , что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Впоследствии СМВ представил в Администрацию Черниговского района Приморского края заявление о подготовке аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером для строительства капитального гаража.

Письмом Администрации Черниговского района от ДД.ММ.ГГГГСМВ было отказано в подготовке аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, в связи с тем, что участок не может быть предметом аукциона, так как граничит с земельным участком, на котором расположены здания, принадлежащие Черниговскому районному потребительскому обществу, границы которого не уточнены в соответствии с действующим законодательством, и подготовка аукциона будет возможна только после уточнения границ земельного участка Черниговским районным потребительским обществом.

Из ответа <адрес> потребительского общества на заявление СМВ от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в настоящий момент Черниговским РАЙПО не планируется выполнение работ по установлению границ земельного участка под принадлежащим ему зданием по адреу: <адрес>. Ранее утверждённая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории является верной, границы обозначенного на ней земельного участка под зданием кафе «Весна» соответствует фактическому землепользованию. Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером , отображенный на схеме, не является смежным по отношению к земельному участку под зданием кафе, наложения либо пересечения границ данных земельных участков отсутствуют.

Кроме того, из представленных в судебном заседании представителем административного ответчика технического паспорта на здание кафе «Весна» от ДД.ММ.ГГГГ, выданного начальником Черниговского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по <адрес>, а также Техусловий на подключение водоснабжения и канализации реконструируемого здания ресторана «Весна» и схемы земельного участка отведённого для реконструкции ресторана «Весна», не следует, что земельный участок с кадастровым номером является смежным по отношению к земельному участку под зданием кафе.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости №КУВИ-001/2022-54798177, сооружение коммунального хозяйства теплотрасса, место положение <адрес>, д. б/н с кадастровым номером , поставлена на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, на схеме расположения земельного участка с условным номером , представленной СМВ в Администрацию, не было отображено вышеуказанное сооружение коммунального хозяйства – теплотрасса с кадастровым номером .

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости усматривается, что земельный участок с кадастровым номером , почтовый адрес ориентира <адрес> поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, поскольку сооружение коммунального хозяйства теплотрасса поставлена на кадастровый учёт до образования спорного земельного участка, то схема расположения земельного участка представленная СМВ в Администрацию, разработана с нарушением требований статей 11.9 п.6, 11.10 п.п.1 п. 16 ЗК РФ.

Из подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ следует, что разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, также является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Из скриншота публичной кадастровой карты, усматривается, что испрашиваемый СМВ земельный участок частично расположен в границах охранной зоны тепловой сети с кадастровым номером , в связи с чем, размещение на нем объекта капитального строительства может нарушить безопасную работу тепловых сетей, а также воспрепятствовать реализации уполномоченным органом и держателем сетей вопросов местного значения в интересах населения района, сделать невозможным осуществление неотложных аварийно-восстановительных работ и плановых ремонтных работ, а режим использования таких земельных участков должен обеспечивать доступ к инженерным коммуникациям.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 105 ЗК РФ установлены виды зон с особыми условиями использования территорий, среди которых - охранная зона тепловых сетей (пункт 28). Согласно пункту 1 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя РФ от 17 августа 1992 года №197 (далее - Типовые правила №197), охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем про ведения комплекса мер организационного и запретительного характера.

Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки (пункт 4 Типовых правил №197), а согласно статье 51 Правил землепользования и застройки Черниговского сельского поселения Черниговского муниципального района Приморского края, утверждённых решением Муниципального комитета Черниговского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом внесения изменений Думой Черниговского района ДД.ММ.ГГГГ в «Правила землепользования и застройки Черниговского сельского поселения Черниговского муниципального района Приморского края», минимальная охранная зона тепловой сети от наружной стенки канала, тоннеля, от оболочки бесканальной прокладки до фундамента здания должно составлять - 5 метров.

В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать стоянки всех видов машин и механизмов (пункт 5 Типовых правил ).

Кроме того, в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которыхнаходятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений, производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы, производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий (пункт 6 Типовых правил ).

Охранная зона необходима для обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения таких объектов, а также исключения причинения вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц.

Согласно пункту 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом наличия зон с особыми условиями использования территорий, границ земельных участков, территорий общего пользования, территорий общего пользования, красных линий.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Нарушение этого правила в силу положений подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации также является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Вместе с тем, представленная истцом на утверждение схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не учитывала прохождение тепловых сетей. При этом испрашиваемый земельный участок находился в охранной зоне тепловых сетей.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 48 Федерального закона №131-ФЗ муниципальные право вые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

В связи, с чем, принятое Администрацией Черниговского района ДД.ММ.ГГГГ в порядке самоконтроля решение об отмене Постановления администрации Черниговского района от ДД.ММ.ГГГГ-па «Об утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению СМВ, в связи с его несоответствием требованиям законодательства, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, является законным и обоснованным. Вопреки доводам заявителя, превышений должностными лицами Администрации Черниговского района Приморского края полномочий при его вынесении, судом не усматривается.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 48 Федерального закона №131-ФЗ муниципальные право вые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

В связи с выявленным несоответствием постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ-па «Об утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению СМВ» требованиям законодательства, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, Администрацией Черниговского района ДД.ММ.ГГГГ в порядке самоконтроля принято решение об отмене данного постановления, в связи с чем, вынесено постановление -па «Об отмене постановления Администрации Черниговского района от ДД.ММ.ГГГГ-па».

Вопреки доводам административного истца и его представителя, об отсутствии доказательств установления зоны с особыми условиями использования территорий – охранной зоны тепловых сетей, ч.16 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до 01.01.2025 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 01.2.2019 Правительством Российской Федерации в соответствии со ст.106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учётом особенностей, установленных частями 16.1-16.3 настоящей статьи. Поскольку срок, установленный законом, не истёк, положение об охранной зоне тепловых сетей не утверждено, охранная зона тепловых сетей считается установленной в соответствии с Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утверждённых приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 №197.

Таким образом, вопреки доводам заявителя, отмена органом местного самоуправления в порядке самоконтроля ранее изданного им муниципального акта, является обоснованным и не нарушает законных прав заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления СМВ к Администрации Черниговского района о признании незаконным постановления Администрации Черниговского района от ДД.ММ.ГГГГ-па «Об отмене постановления Администрации Черниговского района от ДД.ММ.ГГГГ-па», отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Приморский краевой суд через Черниговский районный суд Приморского края.

Мотивированное решение составлено 08.09.2022 года

Судья

Ю.В. Бурик