Дело №а-4004/2020
91RS0№-94
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Охота Я.В.,
при секретаре – ФИО3,
с участием истца – ФИО1,
представителей ответчиков – ФИО4, ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департаменту Архитектуры и градостроительства о признании публичных слушаний, заключения по результатам публичных слушаний и постановления незаконным, обязательстве осуществить определенные действия,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась с административным исковым заявлением к административным ответчикам, в котором просила: восстановить срок на обращение в суд с настоящим административным иском; признать публичные слушания от ДД.ММ.ГГГГ, заключение о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ и постановление Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектов межевания территории образуемых земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами», в части утверждения проекта межевания территории образуемого земельного участка, занятого многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, незаконными; обязать ответчика отменить данное постановление в указанной части; обязать ответчика повторно организовать и провести публичные слушания по проектам межевания территории под многоквартирными - домами в границах квартала 720 <адрес>.
Доводы иска мотивированы тем, что при проведении указанных публичных слушаний в части утверждения проекта межевания территории образуемого земельного участка, занятого многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, были нарушены права жителей жилого <адрес>, поскольку не было учтено их мнение при утверждении проекта межевания. При этом, территория квартала, где расположены указанные дома, подлежала межеванию между жилыми домами в полном объеме, с учетом ограничений для обслуживания существующих объектов капитального строительства (теплоподстанции), а также пропорционально к количеству жильцов (квартир), проживающих в указанных многоквартирных домах. Также истец указывает, что о проведении публичных слушаний ей стало известно только лишь ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения публичных слушаний в 2020 году.
В судебном заседании административный истец требования административного иска поддержала, просила удовлетворить. Также пояснила, что в настоящее время является «старшей по дом», ранее в 2019 году данным вопросом занималась другая «старшая по дому», поэтому истец о публичных слушаниях не знала и не интересовалась данным вопросом.
Представители административных ответчиков в судебном заседании возражали против удовлетворения требований административного искового заявления в связи с их необоснованностью, представили в суд письменные возражения против иска и заявили о применении последствий пропуска истицей срока исковой давности.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 8 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9 ст. 226 КАС РФ).
Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлены следующие обстоятельства.
Постановлением администрации <адрес> Республики Крым 01 ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении графика проведения работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (с изменениями и дополнениями) утвержден график проведения работ по формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ год.
Документация по планировке разработана на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.2019.166633, разработчиком данного проекта является организация ООО «ГЕОЗЕМСТРОЙ» (<адрес>). Конфигурация земельного участка определялась проектирующей организацией с выездом на место в присутствии председателя многоквартирного дома.
В соответствии с положениями ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решением 94-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения об организации и проведении общественных обсуждений, публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности, в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым», постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении публичных слушаний по обсуждению проектов межевания территории под многоквартирными жилыми домами» были назначены и проведены публичные слушания ДД.ММ.ГГГГ на 16-00.
Проект межевания (без даты) был выполнен ООО «Геоземстрой» (<адрес>).
По итогам публичных слушаний подготовлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ и заключение от ДД.ММ.ГГГГ, которое опубликовано в порядке официального опубликования.
На основании заключения проект с рекомендациями был направлен на утверждение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проектов межевания территории образуемых земельных участков, запятых многоквартирными жилыми домами» утвержден проект межевания территории с целью определения местоположения границ образуемых земельных участков, занятых многоквартирным домом по <адрес>.
Истец указывает, что срок обращения с иском в суд пропущен ею по уважительной причине, поскольку она не знала и не могла знать о проведении и результатах публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем срок на обращение с иском в суд подлежит восстановлению.
Вместе с тем, суд не соглашается с указанными доводами, по следующим основаниям.
Согласно статье 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
На публичные слушания должны выноситься, в том числе, проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ, решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа но инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в ч. 8.1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, нрав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по Проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (п.7 ст.46 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале публичных слушаний;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;
4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;
5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;
6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Согласно статье 8 ГрК РФ, оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний:
1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации;
2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.
На основании пункта 19 статьи 5.1 ГрК РФ, к протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц).
В соответствии с пунктом 23 статьи 5.1 ГрК РФ заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и, размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.
Уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются:
1) порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам;
2) организатор общественных обсуждений или публичных слушаний;
3) срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний;
4) официальный сайт и (или) информационные системы;
5) требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний;
6) форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;
7) порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, а также порядок консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (пункт 24 статьи 5.1 ГрК РФ).
В силу пункта 1 статьи 21 Устава муниципального образования городской округ Симферополь, принятого решением Симферопольского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№, для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей городского округа Симферопольским городским советом, председателем Симферопольского городского совета могут проводиться публичные слушания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Устава порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решениями Симферопольского городского совета и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей городского округа о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей городского округа, опубликование результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым определяется решением 6 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ «О публичных слушаниях в муниципальном образовании юродской округ Симферополь Республики Крым».
В соответствии с пунктом 7.1 Решения от ДД.ММ.ГГГГ№, публичные слушания, инициированные председателем Симферопольского городского совета или главой администрации <адрес>, осуществляющим свои полномочия на основе контракта, назначаются председателем Симферопольского городского совета.
Председатель Симферопольского городского совета назначает публичные слушания путем принятия соответствующего постановления (пункт 7.4 Решения).
Симферопольский городской совет, председатель Симферопольского городского совета, принявшие решение о назначении публичных слушаний, формируют рабочую группу в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов рабочей группы, на которых возлагается обязанность по организации и проведению публичных слушаний.
Рабочая группа в рамках своей работы производит информирование граждан о времени и месте проведения публичных слушаний через средства массовой информации, есть Интернет, иными способами.
В соответствии с пунктом 8.8 Решения, публичные слушания проводятся, как правило, в Большом, зале Симферопольского городского совета (295000, <адрес>. 15) либо в ином отапливаемом, электрифицированном помещении, находящемся в транспортной доступности.
Таким образом, порядок организации проведения публичных слушаний предполагает возможность обеспечить каждому заинтересованному лицу выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение, но соответствующему вопросу.
Порядок официального опубликования муниципальных правовых актов установлен решением Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об официальном опубликовании муниципальных правовых актов».
В качестве официальных периодических изданий, осуществляющих публикацию муниципальных нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым определены следующие средства массовой информации: - газета "Южная столица Крым"; - журнал "БИБЛИОПОЛИС".
Из материалов дела следует, что порядок организации оспариваемых публичных слушаний административным ответчиком соблюден.
Таким образом, административный истец, проявив должную осмотрительность, как собственник недвижимого имущества, чьи интересы затрагиваются при проведении публичных слушаний, не была лишена права обратиться в Администрацию <адрес> с целью внесения своих предложений и замечаний, и получения соответствующих консультаций.
Однако, согласно протоколу оспариваемых публичных слушаний замечания и предложения от ФИО1, не поступили.
Согласно статье 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Вместе с тем, никаких относимых и допустимых доказательств того факта, что истец не могла знать о проведении публичных слушаний, информация о проведении и результатах которых размещена в общем доступе в указанных средствах массовой информации, в процессе рассмотрения дела суду не было представлено.
Учитывая изложенное, суд находит установленным факт пропуска истицей срока на обжалование действий ответчика и постановления.
Административный истец в реализации защиты своих прав и законных интересов в установленные сроки в судебном порядке ограничена не была, однако доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока для обращения в суд с иском, не предоставила, в связи с чем указанный срок восстановлению не подлежит.
Факт игнорирования истцом публичных слушаний не может служить основанием для признания публичных слушаний, заключения и принятого на этом основании постановления, незаконными, а также для отмены оспариваемого постановления.
Учитывая изложенное, в удовлетворении исковых требований в данной части необходимо отказать в связи с пропуском процессуального срока, предусмотренного КАС РФ, на обращение в суд.
Не подлежат удовлетворению и требования об обязательстве ответчика повторно организовать и провести публичные слушания, поскольку они являются производными от требований, в удовлетворении которых суд пришел к выводу об отказе в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Руководствуясь ст.ст. 175,176,179, 181, 218-219 КАС РФ,
р е ш и л :
В удовлетворении административного иска ФИО1 – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Я.В. Охота
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Я.В. Охота