ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-405/2022 от 20.05.2022 Арсеньевского городского суда (Приморский край)

Дело а-405/2022

25RS0-78

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 20 мая 2022 г.

Арсеньевский городской суд <адрес> в составе судьи А.Д. Митрофанова,

при секретаре Г.В. Попович,

с участием представителя административного истца Федоровой Елизаветы Андреевны И.И. Сербинова,

представителя административного ответчика финансового управления администрации Арсеньевского городского округа М.А. Крук,

рассмотрев в открытом судебном заседании в Арсеньевском городском суде административное дело № 2«а» - 405/22 по административному исковому заявлению Федоровой Елизаветы Андреевны к финансовому управлению администрации Арсеньевского городского округа, начальнику финансового управления администрации Арсеньевского городского округа С.Л. Черных о признании незаконным бездействия по исполнению исполнительного листа,

У С Т А Н О В И Л:

Федорова Е.А. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором указано, что решением Арсеньевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, с администрации Арсеньевского городского округа взыскана выкупная стоимость части жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в сумме 5 886 284 руб., в том числе: в пользу Федоровой Ю.П. - 3 924 189 руб., в ее пользу - 1 962 095 руб. а также судебные издержки в сумме 100 302 руб.

На основании принятого решения судом выданы исполнительные листы, которые ДД.ММ.ГГГГ направлены в адрес финансового управления администрации Арсеньевского городского округа и получены последней ДД.ММ.ГГГГ. В счет исполнения требований исполнительного листа, взыскателям было перечислено 4 847 661,05 руб. в том числе Федоровой Ю.П. - 4 024 590,01 руб. и Федоровой Е.А. - 823 071,04 руб.

Таким образом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по исполнительному листу в пользу Федоровой Е.А. составляет 1 139 023,06 руб. Обязательство перед Федоровой Ю.П. исполнено в полном объеме.

Нарушены ее права, как взыскателя, в неисполнении финансовым управлением администрации Арсеньевского городского округа требований исполнительного листа в установленный трехмесячный срок, т.к. исполнительные листы подлежали исполнению не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Существующий порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации, не позволяет заинтересованным лицам приводить доводы, основанные на нехватке денежных средств у публично-правового образования, на сложностях межбюджетных отношений, поскольку данные обстоятельства не могут отменять императивные нормы о сроках исполнения судебных актов.

Решением Думы Арсеньевского городского округа от 27.12.2021 № 294-МПА «О бюджете Арсеньевского городского округа на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» в целях исполнения судебных актов (КБК 01 13 99 9 99 00060 830) на 2022 год выделены ассигнования в размере 539 404,92 руб.

Поскольку задолженность по исполнительному листу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 139 023,06 руб. а размер ассигнований составляет 539 404,92 руб., указанное с достаточной очевидностью свидетельствует о недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете на 2022 год.

Между тем, бюджетным законодательством предусмотрена возможность перераспределения бюджетных ассигнований в рамках бюджетного процесса.

Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации направлены на гарантирование возможности перераспределения - при возникновении такой необходимости - бюджетных средств на стадии исполнения бюджета и в системе действующего правового регулирования не предполагают возможность неисполнения или просрочки исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов по причине отсутствия или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете.

Принимая во внимание, что о состоявшемся судебном акте администрации стало известно еще в октябре 2021 года, т.е. до принятия Думой Арсеньевского городского округа бюджета на 2022 года, руководителем финансового управления не были внесены предложения в части определения размера бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов с таким учетом, что бы их размер был достаточен для исполнения требований исполнительного листа Федоровой Е.А. Кроме того, руководитель финансового органа не был лишен возможности при исполнении бюджета в 2022 году перераспределить бюджетные ассигнования, о чем внести в бюджетную роспись изменения.

Она просила признать незаконными бездействие финансового управления администрации Арсеньевского городского округа, выразившееся в неисполнении исполнительного листа ФС в трехмесячный срок, начальника финансового управления администрации Арсеньевского городского округа Черных C.Л., выразившееся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в 2022 году в целях полного исполнения исполнительного листа ФС , обязать начальника финансового управления администрации Арсеньевского городского округа внести в сводную бюджетную роспись изменения, необходимые для полного исполнения исполнительного листа ФС , взыскать с ответчика расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в сумме 300 руб.

В судебном заседании представитель административного истца Федоровой Е.А. Сербинов И.И. требования административного искового заявление поддержал, подтвердив его доводы.

Представитель административного ответчика финансового управления администрации Арсеньевского городского округа Крук М.А. административный иск не признала, пояснив, что решением Арсеньевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем с администрации Арсеньевского городского округа в пользу административного истца взыскана выкупная стоимость в размере 1 962 095 руб. На основании указанного решения истцу выдан исполнительный лист ФС .

С целью переселения граждан Арсеньевского городского округа из аварийного жилищного фонда принята муниципальная целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Арсеньевском городском округе» на 2020-2024 годы, утвержденная Постановлением администрации Арсеньевского городского округа от 08 октября 2019 года № 722-па.

Поскольку в Программе на 2021 год для погашения денежных обязательств в связи с принятием решения об изъятии жилого помещения в многоквартирном <адрес> была заложена сумма 2123200 руб., которая определена исходя из рыночной оценки, проведенной администрацией Арсеньевского городского округа в соответствии с требованием статьями 32, 86 и 89 ЖК РФ, для погашения долга перед Федоровой Ю.П., Федоровой Е.А. в полном объеме, с учетом положений ст. 21 БК РФ, администрации Арсеньевского городского округа необходимо внести изменения в Программу.

Согласно разделу «Паспорт Программы» источником финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета, бюджета Приморского края и бюджета городского округа. Общий объем финансирования мероприятий муниципальной программы составляет 79726095,86 руб., (в ценах каждого года) в том числе по годам: 2020 год - 47745794,98 руб., 2021 год - 31 380 300,88 руб., 2022 год - 600 000 руб.

С целью реализации мероприятий Программы между администрацией Арсеньевского городского округа и Министерством строительства Приморского края, было заключено Соглашение о предоставлении субсидий бюджету городского округа из бюджета Приморского каря.

Согласно условиям Соглашения общий размер Субсидии, рассчитывается исходя из предельного уровня софинансирования расходного обязательства равного 99,92 %. Таким образом, согласно условий Программы переселения и условий Соглашения, в бюджете Арсеньевского городского округа на переселение граждан из аварийного жилого фонда должны быть заложены денежные средства в размере 0,08 % от суммы, необходимой для осуществления задач по переселению жителей Арсеньевского городского округа из аварийного жилого фонда в соответствии со статьями 32, 86 и 89 ЖК РФ. Исходя из указанных обстоятельств, решением Думы Арсеньевского городского округа от 27.12.2021 № 294-МПА «О бюджете Арсеньевского городского округа на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» определена сумма 539 404,92 руб.

С целью исполнения решения Арсеньевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Федоровой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ администрацией Арсеньевского городского округа принято Постановление № 252-па «О внесении изменений в постановление администрации Арсеньевского городского округа от 08 октября 2019 года № 722-па «Об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного», (далее Программа на 2022 год), где увеличено финансирование Программы на 2022 год с учетом необходимости исполнить в полном объеме решение Арсеньевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом Программы на 2022 год в настоящее время администрацией Арсеньевского городского округа в Министерство строительства Приморского края для подписания направлено Соглашение, предметом которого является увеличение денежных средств, выделяемых администрации Арсеньевского городского округа в качестве субсидии на мероприятия по приобретению жилых помещений с целью переселения граждан из аварийного жилого фонда.

Таким образом, ответчиками принимаются все необходимые меры для погашения задолженности перед истцом по исполнительному документу.

Требование истца о внесении в сводную бюджетную роспись изменений, необходимых для полного исполнения исполнительного листа не соответствует положениям КАС РФ, т.к. не входит в полномочия суда.

Суд, выслушав представителей административного истца и ответчика, изучив материалы дела, полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Согласно исполнительного листа серия ФС выданного Арсеньевским городским судом на основании решения №2-587/2021, с администрации Арсеньевского городского округа в пользу Федоровой Е.А. взыскана выкупная цена части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1 962 095 руб.

Согласно заявления и почтового уведомления, указанный исполнительный лист был направлен в администрацию Арсеньевского городского округа для исполнения ДД.ММ.ГГГГ, и получен ею – ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке по счету Федоровой Е.А., выданной ПАО Сбербанк, ею по указанному исполнительному листу получены денежные средства в размере 823072,08 руб.

Согласно МПА «О бюджете Арсеньевского городского округа на 2022 и плановый период 2023 и 2024 гг.» от 27.12.2021, предусмотрены бюджетные ассигнования из бюджета городского округа на 2022 г. на исполнение судебных актов в размере 539 404, 92 руб.

Согласно постановления администрации Арсеньевского городского округа от 05.05.2022 №252-па, внесены изменения в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Арсеньевском городском округе» на 2020-2024 гг.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

В соответствие с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца,

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствие с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании действия (бездействия) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в т.ч: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Согласно п. 2 ст. 1 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованием ст. 21 БК РФ, целевые статьи расходов бюджетов должны быть сформированы в соответствии с государственными муниципальными программами.

Пунктом 3 статьи 239 БК РФ предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.

Согласно пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Согласно пункту 5 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 названного Кодекса, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П, взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.

В судебном заседании установлено, что решением Арсеньевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем с администрации Арсеньевского городского округа в пользу административного истца взыскана выкупная стоимость в размере 1 962 095 руб. На основании указанного решения истцу выдан исполнительный лист ФС , который был предъявлен ею в администрацию Арсеньевского городского округа к исполнению ДД.ММ.ГГГГ.

Во исполнение указанного решения администрацией Арсеньевского городского округа в пользу Федоровой Е.А. выплачено 823072,08 руб., в связи с чем у должника перед взыскателем образовалась задолженность в размере 1 139 022,92 руб., для погашения которой администрацией выполнены следующие действия.

С целью переселения граждан Арсеньевского городского округа из аварийного жилищного фонда принята муниципальная целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Арсеньевском городском округе» на 2020-2024 годы, утвержденная Постановлением администрации Арсеньевского городского округа от 08 октября 2019 года № 722-па. В ней для погашения денежных обязательств в связи с принятием решения об изъятии жилого помещения в многоквартирном <адрес> была заложена сумма 2123200 руб. Для погашения долга перед Федоровой Е.А. в полном объеме, с учетом положений ст. 21 БК РФ, администрации Арсеньевского городского округа необходимо внести изменения в Программу. ДД.ММ.ГГГГ в связи с необходимостью исполнения решения Арсеньевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Федоровой Е.А., администрацией Арсеньевского городского округа принято Постановление № 252-па «О внесении изменений в вышеуказанное постановление от 08 октября 2019 года № 722-па, где увеличено финансирование Программы на 2022 год.

Указанная программа субсидруется бюджетом Приморского края, в связи с чем между администрацией Арсеньевского городского округа и Министерством строительства Приморского края, было заключено Соглашение о предоставлении субсидий бюджету городского округа из бюджета Приморского каря, согласно условиям которого общий размер субсидии, рассчитывается исходя из предельного уровня софинансирования расходного обязательства равного 99,92 %, а в бюджете Арсеньевского городского округа на переселение граждан из аварийного жилого фонда должны быть заложены денежные средства в размере 0,08 % от суммы, необходимой для осуществления задач по переселению жителей.

С учетом того, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ было увеличено финансирование Программы на 2022 год, администрацией Арсеньевского городского округа в Министерство строительства Приморского края для подписания направлено Соглашение об увеличении субсидирования мероприятий по приобретению жилых помещений с целью переселения граждан из аварийного жилого фонда.

Суд полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований административного искового заявления, т.к. бездействие финансового управления администрации Арсеньевского городского округа, начальника финансового управления администрации Арсеньевского городского округа Черных С.Л. не нашло своего подтверждения.

Исходя из содержания ст. 227 КАС РФ, для признания действий (бездействия) судебного финансового управления администрации Арсеньевского городского округа и его начальника незаконными суду необходимо установить их несоответствие нормативным правовым актам и факт нарушения этими действиями прав, свобод и законных интересов истца.

Совокупность таких условий для удовлетворения требований истца, судом не установлена.

Суд, проанализировав последовательность действий финансового управления администрации Арсеньевского городского округа и его начальника по исполнению решения суда, полагает, что финансовым управлением администрации Арсеньевского городского округа и его начальником предприняты все предусмотренные законом меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа и погашения задолженности перед административным истцом, о чем свидетельствует частичная выплата денежных средств и своевременное принятие необходимых мер для получения дополнительных ассигнований для погашения задолженности перед административным истцом, что подтверждается предоставленными административным ответчиком доказательствами. При этом все действия административных ответчиков произведены в рамках требований ФЗ «Об исполнительном производстве» и БК РФ. Таким образом, суд находит, что административными ответчиками при должной степени заботливости и осмотрительности, которая от них требуется, приняты все должные меры к исполнению судебного акта по требованиям административного истца. В следствие чего, нарушений прав и законных интересов взыскателя в рамках исполнения перед ним обязательств финансовым управлением администрации Арсеньевского городского округа и его начальником, не допущено.

Кроме того суд учитывает, что трехмесячный срок, определенный п. 6 ст. 242.2 БК РФ, не является пресекательным, т.е. не исключает возможность исполнения требований исполнительного после его истечения.

Поскольку затраты на переселение граждан в Арсеньевском городском округе, являются целевыми, то в соответствии с положениями ст. 21 БК РФ, целевые статьи расходов формируются только в соответствии с государственными муниципальными программами. В связи с чем была принята вышеуказанная Программа, в рамках которой производиться погашение задолженности перед Федоровой Е.А. Данная программа на 99,92% финансируется за счет субсидий бюджета Приморского края. Учитывая вышеуказанное, суд полагает, что нормы БК РФ, регулирующие порядок внесения изменений в сводную бюджетную роспись для получения дополнительных ассигнований, не могут применены к данным правоотношениям. Таким образом, учитывая то, что 99,92% денежных средств, за счет которых финансируется указанная программа, являются целевыми, предоставляются из бюджета Приморского края, у начальника финансового управления администрации Арсеньевского городского округа отсутствуют полномочия по внесению изменений в сводную роспись бюджетную роспись по перераспределению указанных ассигнований.

В связи с вышеуказанным суд, находит доводы представителя административного истца несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Федоровой Елизаветы Андреевны к финансовому управлению администрации Арсеньевского городского округа, начальнику финансового управления администрации Арсеньевского городского округа С.Л. Черных о признании незаконным бездействия по исполнению исполнительного листа, отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд, через Арсеньевский городской суд, в течение 1 месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья А.Д. Митрофанов

Решение принято судом в окончательной форме 26.05.2022.