ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-40/2022 от 19.01.2022 Городского суда г. Дагестанских Огней (Республика Дагестан)

Дело а-40/2022 (2а-685/2021)

УИД 05RS0-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2022 г. <адрес>

Городской суд г.Дагестанские Огни Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Ходжаева З.З.,

при помощнике судьи- Алиумарове В.А.,

при секретаре Козловой Л.П.,

с участием представителя административного истца Герейбекова Н.К-Х.,

представителя административного ответчика – и.о. начальника МКУ «УАИГ» городского округа «<адрес>» ФИО13,

представителя заинтересованного лица - МУП «Тепловые сети» ФИО4,

представителя заинтересованного лица – администрации городского округа «<адрес>» ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к МКУ «УА и Г» городского округа «<адрес>» о признании отказа МКУ «УА и Г» городского округа «<адрес>» о выдаче разрешения на строительство 4-х этажного многоквартирного жилого дома незаконным; об обязании МКУ «УАиГ» городского округа «<адрес>» выдать разрешение на строительство 4-х этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, пер. Аллея Дружбы, <адрес> кадастровым номером 05:47:010035:1190, общей площадью 1309 кв.м.,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском к МКУ «УАиГ» администрации городского округа «<адрес>».

В обосновании административного иска ФИО5 указал, что она является собственником земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>, пер. Аллея Дружбы, <адрес>, площадью 1309 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка, с кадастровым номером 05:47:010035:1190.

Имея намерения возвести многоквартирный 4-х этажный жилой дом, она обратилась с заявлением о выдаче разрешения на строительство в Администрацию <адрес>, с приложением полного пакета документов, предусмотренного ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано на том основании, что не соблюдена санитарно-защитная и охранная зона Котельной Централизованной системы теплоснабжения, расположенной по адресу: <адрес>, пер. Аллея Дружбы.

Тогда они повторно обратились в администрацию ГО "<адрес>" и также в МУП "Тепловые сети" с запросами о предоставлении план - схемы санитарно-защитной и охранной зоны указанной Котельной по пер. Алея Дружбы <адрес>, и сведений о классе опасности. Они получили ответ МУП "Тепловые сети" от ДД.ММ.ГГГГ за о том, что вышеуказанная Котельная не зарегистрирована в Ростехнадзоре по РД, ей не присвоен класс опасности и у МУП "Тепловые сети" отсутствует запрашиваемые план - схемы санитарно-защитной и охранной зоны.

Указанный земельный участок был образован ранее из двух самостоятельных земельных участков, с кадастровым номером 05:47:010035:803 и с кадастровым номером 05:47:010035:978 - на который ранее было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома.

До подачи заявления на выдачу разрешения на строительства, они заказали проектную документацию на 4-х этажный многоквартирный жилой дом, для чего заключили соответствующий договор с ООО "МИГ", ИНН: 0572021103, адрес: 367000, <адрес>, этаж 4, который в последующем прошел экспертизу проектной документации и инженерных и геодезических изысканий.

Еще до заключения договора на выполнения проектных работ, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> им было выдано архитектурно-планировочное задание (АПЗ) на разработку проекта многоквартирного 4-х этажного жилого дома, а также градостроительный план земельного участка за № RU05302000-ГП-018-2019, который по сути отражает общую информацию о целевом назначении земельного участка, с указанием минимальных и предельных параметров разрешенного строительства, с указанием границ зон с особыми условиями использования территорий.

В указанном градостроительном плане земельного участка, его пунктах 5-6-7 какие-либо ограничения - отсутствуют.

По мнению истца, данная Котельная изжила срок эксплуатации и подлежит замене, о чем неоднократно заявлял в публичных выступлениях Глава Администрации <адрес>.

Таким образом, считает отказ "УАиГ" ГО "<адрес>" в выдаче разрешения на строительство незаконным и необоснованным.

В судебном заседании представитель административного истца – адвокат ФИО6-Х, административные исковые требования ФИО1 поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – и.о. начальника МКУ «УАиГ» городского округа «<адрес>», ФИО13 считает административный иск не обоснованным и незаконными их требования. Просил отказать в удовлетворении административного иска ФИО1. Далее пояснил, что не соблюдена санитарно-защитная и охранная зона Котельной Централизованной системы теплоснабжения, расположенной по адресу: <адрес>, пер. Аллея Дружбы. Кроме того, котельная представляет опасность для жизни и здоровья граждан.

Административный истец ФИО1 и её представитель ФИО7 надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель заинтересованного лица – МУП «Тепловые сети» городского округа «<адрес>» ФИО8, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ просил суд отказать в удовлетворении административного иска ФИО1, считая их не обоснованными.

Представитель заинтересованного лица – администрации городского округа «<адрес>» ФИО9, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ возразил против удовлетворения административного иска.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Аллея Дружбы, <адрес>, площадью 1309 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка, с кадастровым номером 05:47:010035:1190.

Так, административный истец ФИО1 обратилась в администрацию городского округа «<адрес>» с заявлением о выдаче разрешения на строительство малоэтажного многоквартирного дома на земельном участке с кадастровым номером 05:47:010035:1190, площадью 1309 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Аллея Дружбы, <адрес>,

Согласно письма – ответа и.о. начальника МКУ «УАиГ» городского округа «<адрес>» ФИО13, административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство, в связи с тем, что ею не соблюдена санитарно-защитная и охранная зона Котельной Централизованной системы теплоснабжения, расположенной по адресу: <адрес>, пер. Аллея Дружбы.

Административным истцом суду представлены выданное администрацией <адрес> архитектурно-планировочное задание (АПЗ) на разработку проекта многоквартирного 4-х этажного жилого дома, а также градостроительный план земельного участка за № RU05302000-ГП-018-2019, в котором указана информация о целевом назначении земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, ул. пер. Аллея Дружбы, <адрес>, с указанием минимальных и предельных параметров разрешенного строительства, с указанием границ зон с особыми условиями использования территорий; выписка из ЕГРН на земельный участок площадью 1309 кв.м. с кадастровым номером 05:47:010035:1190, расположенный по адресу: <адрес>, пер. Аллея Дружбы, <адрес>, где собственником земельного участка указан административный истец ФИО10.

Как следует из материалов дела, указанный земельный участок ранее был образован из двух самостоятельных земельных участков, с кадастровым номером 05:47:010035:803 и с кадастровым номером 05:47:010035:978 - на который было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома.

Согласно ответа МУП "Тепловые сети" от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанная Котельная не зарегистрирована в Ростехнадзоре по РД, ей не присвоен класс опасности и у МУП "Тепловые сети" отсутствует запрашиваемые план - схемы санитарно-защитной и охранной зоны.

Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно выписке из правил землепользования и застройки городского округа «<адрес>», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, основной разрешенный вид использования указанного земельного участка предназначен в частности и для строительства малоэтажной многоквартирной жилой застройки.

В соответствии со ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Административный истец заказал проектную документацию на 4-х этажный многоквартирный жилой дом, заключил соответствующий договор с ООО "МИГ", ИНН: 0572021103, адрес: 367000, <адрес>, этаж 4, который в последующем прошел экспертизу проектной документации и инженерных и геодезических изысканий.

Как следует из выписки ЕГРН и других материалов дела, спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, основным видом разрешенного использования является «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка».

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ и п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Исходя из ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 373-ФЗ, действовавшей в период спорных правоотношений, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ч. 9 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с чч. 4 - 6 ст. 51 орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 10 ст. 51 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в настоящей статье документов.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч. 11 ст. 51 ГрК РФ).

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в ч. 13 ст. 51 ГрК РФ и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных ч. ч. 7 и 9, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

В соответствии в ч. 3 ст. 51 ГрК РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Между тем, суд считает необходимым отметить, что реализация заявителем прав собственника земельного участка, в том числе на осуществление его застройки в соответствии с разрешенным использованием, не может быть поставлена в зависимость от бездействия уполномоченного органа местного самоуправления, распространяющих свое действие на территорию, где расположен участок заявителя.

Ссылка административного ответчика и.о. начальника МКУ «УАиГ» городского округа «<адрес>» ФИО13 на не соблюдение санитарно-защитной и охранной зоны Котельной Централизованной системы теплоснабжения, расположенной по адресу: <адрес>, пер. Аллея Дружбы.15 опровергается содержанием ответов органов местного самоуправления об отсутствии запрашиваемого плана - схемы санитарно-защитной и охранной зоны, указанная котельная не зарегистрирована в Ростехнадзоре по <адрес> и ей не присвоен класс опасности.

Признавая отказ уполномоченного органа в выдаче разрешения на строительство малоэтажного многоквартирного жилого дома не законным, суд принимает во внимание то, что администрацией города, в частности МКУ «УАГИ и ЗО» выдан градостроительный план земельного участка, ранее выданные правоустанавливающие документы на указанный земельный участок не отменены и не признаны недействительными.

Учитывая, что ФИО11 обратилась в уполномоченный орган за выдачей разрешения на строительство малоэтажного многоквартирного объекта на принадлежащем ей земельном участке согласно виду его разрешенного использования, приложив все необходимые документы в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 51 ГрК РФ, суд полагает необходимым возложить на МКУ «УАиГ» администрации городского округа «<адрес>» обязанность выдать административному истцу разрешение на строительство малоэтажного многоквартирного жилого дома.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИД:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать отказ и.о. начальника МКУ «УАиГ» администрации городского округа «<адрес>» ФИО13 в выдаче ФИО5 разрешения на строительство 4-х этажного многоквартирного дома, на земельном участке с кадастровым номером 05:47:010035:1190, расположенном по адресу: <адрес> - незаконным.

Обязать МКУ «УАиГ» администрации городского округа «<адрес>» выдать ФИО1 разрешение на строительство 4-х этажного многоквартирного жилого дома, со встроенными магазинами, на земельном участке, расположенном по адресу: РД, <адрес>, пер. Аллея Дружбы, <адрес>, площадью 1309 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка, с кадастровым номером 05:47:010035:1190.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в апелляционном порядке течение одного месяца через городской суд <адрес> со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий ХОДЖАЕВ З.З.

Резолютивная часть решения составлена в совещательной комнате 19.01.2022

Полное мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.