ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-41117 от 14.03.2017 Лазаревского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу а-411 17

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес>

«14» марта 2017 года

Лазаревский районный суд <адрес> края в составе

Председательствующего, судьи Радченко Д.В.

при секретаре ФИО5

с участием представителя административного истца ФИО6

представителя ФГБУ ФКП «Росреестра» ФИО7

рассмотрев дело по административному исковому заявлению ФИО2 к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> об оспаривании решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> отделу по <адрес> и просит признать незаконным его отказ в учете объекта недвижимости ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> изложенный в письме от 28.10.2016 года, обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по краснодарскому краю зарегистрировать изменения объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером площадью 2800 кв.м., расположенный в <адрес> с. <адрес> Севанский 1, принадлежащего ФИО3 в соответствии с представленным межевым планом.

В обоснование требований административный истец ссылается на то, ему на праве собственности – принадлежит жилой дом общей площадью 113,5 кв.м расположенный по адресу : <адрес>, п. <адрес> Севанский1 на земельном участке, с кадастровым номером 23:49:0136009:493, принадлежащий истцу на праве собственности. Сведения о вышеуказанном земельном участке площадью 2800 кв.м, внесены в государственный кадастр недвижимости декларировано на основании правоустанавливающих документов. С целью уточнения границ земельного участка по фактическому пользованию заявитель обеспечил изготовление межевого плана в соответствии с установленными ограждениями по фактическому пользованию. Истец обратился в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка, в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ. Решением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости отказано. Отказ был мотивирован отсутствием документов, предусмотренных пунктом 9 ст.38 Закона N 221-ФЗ, в которых содержатся сведения о местоположении границ уточняемого земельного участка.

Решением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости отказано. Отказ также был мотивирован отсутствием документов, предусмотренных пунктом 9 ст.38 Закона N 221-ФЗ, в которых содержатся сведения о местоположении границ уточняемого земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ дан ответ на заявление гражданина ФИО2, в котором указано, что по мнению филиала учреждения, решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ было принято соответствии с требованиями действующего законодательства, также решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ было принято соответствии с требованиями действующего законодательства.

Истец считает данный отказ в учете изменений объекта недвижимости ФГБУ» ФКП Росреестра» по <адрес> изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ нарушающим его право осуществить кадастровый учет земельного участка и, соответственно, зарегистрировать на него право собственности.

Административный истец ФИО2, будучи надлежаще извещенным в судебное заседание не явился о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель административного истца по доверенности – ФИО6 в судебном заседании доводы административного иска поддержал, просил удовлетворить его требования. Пояснил, что ФИО2 известно о времени и месте рассмотрения дела и он не желает участвовать в деле лично, а желает вести дело через представителя.

Представитель ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>ФИО7 в судебном заседании просила отказать в заявленных требованиях на основаниях, изложенных в письменном отзыве. Также считает, что срок исковой давности пропущен.

Выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного искового заявления.

В судебном заседании установлено, что истцу на праве собственности – принадлежит жилой дом, площадью 113,5 кв.м, расположенный по адресу : <адрес> Севанский 1. Данное обстоятельство подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанный объект недвижимости расположен на земельном участке, площадью 2800 кв.м с кадастровым номером 23:49:0136009:493, принадлежащим истцу на праве собственности, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок входит в состав земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства.

По заявлению ФИО8 кадастровым инженером ФИО9 были произведены кадастровые работы, в процессе которых определены границы земельного участка, которые существуют на местности пятнадцать и более лет, описаны конкретные объекты искусственного происхождения и установлена его фактическая площадь.

По результатам данных работ кадастровым инженером ФИО9 был составлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ и установлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером 23:49:01360096:493, расположенного по адресу: <адрес> Севанский 1 не соответствует площади, указанной в свидетельстве о государственной регистрации права и составляет 3536 кв.м, разница составляет 736 кв.м. Так же было установлено, что существующие границы земельного участка границам земельного участка указанным в Плане усадебного участка (документ, определяющий местоположение границ земельного участка, предусмотренного ч.9 статьи 38 Закона о кадастре). Фактическое местоположение определено по существующему ограждению. Границы уточняемого участка закреплены на местности с использованием объектов искусственного происхождения, а именно: по границам 1-2,2-4, 4-н2, н2-8, 8-1 металлический забор из проволочной секи рабицы.

Из административного искового заявления следует, что истец обратился в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка, в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости отказано на основании части 4 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", то есть в силу того, что объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер.

Решением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости отказано на основании части 4 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 412-ФЗ "Об утверждении формы межевого плана и требований его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка", то есть в силу того, что в заключении кадастрового инженера отсутствует документы, определяющее местоположение границ, существующие на местности пятнадцать и более лет, а также отказано на основании части 4 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", то есть в силу того, что объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер.

Ответом на заявление ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ И.о. начальника отела филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» ФИО11 дает разъяснение по вышеуказанным отказам от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов.

Данный отказ, истец считает нарушающим его право осуществить кадастровый учет земельного участка и, соответственно, зарегистрировать на него право собственности.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Из пп. 2 п. 1 ст. 6 и ст. 11.1 Земельного кодекса РФ следует, что земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы, которой описаны и удостоверены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно абз. 2 ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Из п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту – Закон) следует, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.

Исходя из смысла п. 9 ст. 38 Закона, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В соответствии с п.3 ст.1 Закона о кадастре, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с разъяснением, содержащимися в Письме Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4448-ИМ/<адрес> "Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков", исправленные сведения о местоположении границы ранее учтенного земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка или заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевого плана, содержащего, в том числе, дополнительные сведения о ранее учтенном земельном участке, включая сведения о местоположении его границы (исправленные значения координат характерных точек границы). В случае, если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка изменились его площадь и конфигурация, исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основания заявления о государственном кадастровом учете изменений указанного ранее учтенного земельного участка, представленного в орган кадастрового учета собственником, землепользователем или землевладельцем указанного земельного участка либо представителем заявителя (части 1 и 3 статьи 20 Закона о кадастре).

Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 412 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в ч. 9 ст. 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».

Подпунктом 2 п.12 Требований, установлено, что раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в состав межевого плана если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка.

В силу п.67 Требований, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".

При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет, В разделе межевого плана «заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненный границ земельного участка.

Согласно п.13 Требований к подготовке межевого платана, раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана, в том числе, в случае уточнено местоположение границ земельного участка и (или) необходимо дополнительного обосновать результаты кадастровых работ.

В соответствии с п.67 Требований к подготовке межевого плана в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

Согласно письму Росреестра от 13.03.2з014 года исх. в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана необходимо указать какими конкретно объектами искусственного происхождения закреплены на местности границы земельного участка; откуда взята информация о том, что границы земельного участка существуют на местности пятнадцать и более лет; какие меры были приняты для получения документов, подтверждающих местоположение границ уточняемого земельного участка.

В соответствии с письмом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ- ИМ\<адрес> «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ», под конфигурацией земельного участка понимается совокупность внутренних углов и горизонтальных приложений границ земельного участка.

В качестве документы, подтверждающего существование границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:49:0136009:4933 на местности пятнадцать и более лет, предусмотренным частью 9 ст. 38 Закона о кадастре, в состав приложения межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ был включен генеральный план усадебного участка, составленный ДД.ММ.ГГГГ, является приложением к техническому паспорту домовладения. При этом, конфигурация уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:49:0136009:493. Содержащаяся в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, существенно отличается от конфигурации данного земельного участка указанной в Генеральном плане.

Таким образом, решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а также ответ филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> данный ответ на заявление гр. ФИО2, который носит информационный и разъяснительный характер, принятые органом кадастрового учета являются законными и принятыми в соответствии с требованиями действующего на тот период времени законодательства, обжалование информационного письма филиала ФГБУ « ФКП Реестра» является злоупотреблением прав со стороны административного истца и его представителя, поскольку обжалуемое письмо не затрагивает права и свободы ФИО2

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации. Иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявителю было известно о вынесенном ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> решении от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ., однако без уважительных причин, ФИО2 был пропущен срок на его обжалование в суд. Доводы о том, что административное исковое заявление первоначально было подано в Центральный районный суд <адрес> не являются основанием уважительности пропуска исковой давности.

В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Учитывая, что судом установлен факт пропуска заявителем без ува-жительных причин срока обращения в суд за разрешением данного спора, оснований для восстановления которого не имеется, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований иска ФИО2 к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> о признании незаконным решения Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому об отказе в учете изменений объекта недвижимости - отказать.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Лазаревского

районного суда <адрес> Радченко Д.В.

Копия верна