ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-415/202014АВГУ от 14.08.2020 Светлоярского районного суда (Волгоградская область)

Дело а-415/2020 14 августа 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Светлоярский районный суд <адрес>

в составе: председательствующего судьи Верцимак Н.А.

при секретаре ФИО4,

с участием: представителя по доверенности ФИО23, ФИО24,

ДД.ММ.ГГГГ рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес> административное дело по административному исковому заявлению нотариуса <адрес>ФИО1 к административному ответчику Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> о признании решения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес>ФИО1 обратилась к административному ответчику Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> о признании решения незаконным.

В обоснование иска указано, что с ДД.ММ.ГГГГ она на основании Приказа отдела юстиции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-л, исполняет обязанности нотариуса, занимаясь частной практикой в нотариальном округе <адрес>.

На основании решения МИФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она привлечена к налоговой ответственности по п. 1, ст. 129.1. Налогового кодекса РФ за совершение налогового правонарушения - несвоевременное сообщение сведений в электронном виде о выдаче свидетельства о праве на наследство за 2017 год в отношении: ФИО5 (дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ); ФИО6 (дата выдачи свидетельств ДД.ММ.ГГГГ), ей вменен штраф в сумме 625 рублей.

На основании решения МИФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она привлечена к налоговой ответственности по п. 1, ст. 129.1. Налогового кодекса РФ за совершение налогового правонарушения - несвоевременное сообщение сведений в электронном виде о выдаче свидетельства о праве на наследство за 2018 год в отношении: ФИО7 (дата выдачи свидетельств ДД.ММ.ГГГГ); ФИО8 (дата выдачи свидетельств ДД.ММ.ГГГГ), ФИО9 (дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ), ФИО10 (дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ), ФИО11 (дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ), ФИО12 (дата выдачи свидетельств ДД.ММ.ГГГГ rода), ФИО13 (дата выдачи свидетельств ДД.ММ.ГГГГ), ей вменен штраф в сумме 625 рублей.

На основании решения МИФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она привлечена к налоговой ответственности по п. 1, ст. 129.1. Налогового кодекса РФ за совершение налогового правонарушения - несвоевременное сообщение сведений в электронном виде о выдаче свидетельства о праве на наследство за 2019 год в отношении: ФИО14 (дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ); ФИО15 (дата выдачи свидетельств ДД.ММ.ГГГГ), ФИО16 (дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ), ФИО17 (дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ), ФИО18 (дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ), ФИО19 (дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ), ФИО20 (дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ), ФИО21 (дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ), ФИО22 (дата выдачи свидетельства 31.05. 2019 года), ей вменен штраф в сумме 625 рублей.

Считает указанные решения незаконными и нарушающим её права, свободы и законные интересы, в результате которых она незаконно привлечена к налоговой ответственности по нижеследующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из оспариваемых решений, налоговым органом ей вменено совершение налоговых правонарушений - несвоевременное сообщение сведений о выдаче свидетельства о праве на наследство в соответствии с п. 6 ст. 85 НК РФ за 2017, 2018, 2019 годы и она привлечена к налоговой ответственности по п. 1, ст. 129.1. Налогового кодекса РФ.

Однако налоговым органом при принятии оспариваемых решений нарушена процедура привлечения её к налоговой ответственности, о чем она указывала в письменных возражениях на Акты налогового органа (возражения от ДД.ММ.ГГГГ на Акт от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на Акт от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на Акт от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно ст. 106 Налогового кодекса РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст. 108 НК РФ).

В соответствии со ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, справки о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения направляются в налоговый орган в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п. 6 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 129.1 Налогового кодекса РФ, неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим ;Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 настоящего Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 настоящего Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

Таким образом, составленные должностными лицами налоговых органов протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2. ст. 15.6 КоАП РФ, с другими материалами дела подлежат направлению для рассмотрения мировым судьям по месту нахождения нотариуса.

Поэтому в рассматриваемом случае налоговый орган неправильно квалифицировал совершенные ею деяния как налоговые правонарушения и оспариваемые решения налогового органа по привлечению к налоговой ответственности по пункту 1 ст. 129.1. Налогового кодекса РФ не являются законными и обоснованными.

Просит признать незаконными решения МИФНС по <адрес>, , от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к налоговой ответственности по п. 1, ст. 129.1. Налогового кодекса РФ.

Административный истец - нотариус <адрес>ФИО1, извещенная судом надлежащим образом о дате рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель административного истца по доверенности ФИО23 настаивает на удовлетворении иска.

Представитель административного ответчика - МИ ФНС России по <адрес>, извещенный судом надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письменно уведомив суд о рассмотрении дела в отсутствие представителя, иск не признал в полном объеме, представив возражение на административное исковое заявление.

Выслушав представителя административного истца по доверенности ФИО23, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд установил следующее:

В силу статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как установлено в судебном заседании решением от ДД.ММ.ГГГГ МИФНС по <адрес>ФИО1 привлечена к налоговой ответственности по п. 1, ст. 129.1. Налогового кодекса РФ за совершение налогового правонарушения - несвоевременное сообщение сведений в электронном виде о выдаче свидетельства о праве на наследство за 2017 год в отношении: ФИО5 (дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ); ФИО6 (дата выдачи свидетельств ДД.ММ.ГГГГ), ей назначен штраф в сумме 625 рублей (л.д. 102-108).

Решением МИФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 привлечена к налоговой ответственности по п. 1, ст. 129.1. Налогового кодекса РФ за совершение налогового правонарушения - несвоевременное сообщение сведений в электронном виде о выдаче свидетельства о праве на наследство за 2018 год в отношении: ФИО7 (дата выдачи свидетельств ДД.ММ.ГГГГ); ФИО8 (дата выдачи свидетельств ДД.ММ.ГГГГ), ФИО9 (дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ), ФИО10 (дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ), ФИО11 (дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ), ФИО12 (дата выдачи свидетельств ДД.ММ.ГГГГ rода), ФИО13 (дата выдачи свидетельств ДД.ММ.ГГГГ), в виде административного штрафа в сумме 625 рублей (л.д. 81- 101).

На основании решения МИФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 привлечена к налоговой ответственности по п. 1, ст. 129.1. Налогового кодекса РФ за совершение налогового правонарушения - несвоевременное сообщение сведений в электронном виде о выдаче свидетельства о праве на наследство за 2019 год в отношении: ФИО14 (дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ); ФИО15 (дата выдачи свидетельств ДД.ММ.ГГГГ), ФИО16 (дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ), ФИО17 (дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ), ФИО18 (дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ), ФИО19 (дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ), ФИО20 (дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ), ФИО21 (дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ), ФИО22 (дата выдачи свидетельства 31.05. 2019 года), и ей назначено наказание в виде штрафа в сумме 625 рублей с учётом смягчающих обстоятельств (л.д. 60-80).

Как следует из приказа –л от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 (ФИО1) Л.А. назначена на должность частнопрактикующего нотариуса с нотариальным округом в пределах <адрес> (л.д. 42).

Административный истец не оспаривает, что, работая частнопрактикующим нотариусом с нотариальным округом в пределах <адрес>, имело место нарушение - несвоевременное сообщение сведений в электронном виде о выдаче свидетельства о праве на наследство за 2017 год, несвоевременное сообщение сведений в электронном виде о выдаче свидетельства о праве на наследство за 2018 год, несвоевременное сообщение сведений в электронном виде о выдаче свидетельства о праве на наследство за 2019 год в отношении ряда лиц, указанных в акте и решениях.

Пунктом 6 статьи 85 НК РФ предусмотрено, что за органами (учреждениями), уполномоченными совершать нотариальные действия, и нотариусами, занимающимися частной практикой, закреплена обязанность по сообщению сведений о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения.

Как следует из извещения от ДД.ММ.ГГГГ, , , 197 нотариусу <адрес>ФИО1 было предложено явиться в инспекцию для дачи пояснений по факту нарушения сроков представления сведений о выдаче свидетельств (л.д. 65, 86, 106).

ДД.ММ.ГГГГ нотариусом ФИО1 были даны письменные объяснения по факту нарушения сроков предоставления сведений в ИФНС (л.д. 68, 89, 109).

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, доводы административного истца и возражения административного ответчика, суд считает вынесенные в отношении нотариуса ФИО1 решения по существу законными и обоснованными.

Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.

По пункту 1 ст. 129.1 НК РФ ответственность наступает за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, в том

числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, указанное нарушение влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что субъектом правонарушения по ст. 129.1 НК РФ является лицо, на которое возложена обязанность по сообщению налоговому органу установленных налоговым законодательством сведений. Обязанность сообщать сведения в пятидневный срок со дня соответствующего нотариального удостоверения, возложена на нотариусов п. 6 ст. 85 НК РФ.

Доводы административного истца, что положения ст. 129.1 НК РФ не применяются к нотариусам, занимающимися частной практикой, так как они не являются налогоплательщиками и налоговыми агентами, основаны на неправильном толковании норм налогового законодательства.

Утверждения административного истца о необходимости привлечения нотариуса к административной ответственности за совершение указанных нарушений по ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ, в связи, с чем нарушена процедура привлечения к административной ответственности, несостоятельны.

В соответствии с частью 2 статьи 15.6 КоАП РФ нарушение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения либо нотариусом предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков представления (сообщения) сведений в налоговые органы, связанных с учетом организаций и физических лиц, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Поскольку за совершение одних и тех же налоговых правонарушений предусмотрена ответственность административная и в соответствии с налоговым законодательством, то налоговая инспекция вправе применить любой вид ответственности: в соответствии с налоговым кодексом либо КоАП РФ. Межрайонная ИФНС России по <адрес> приняла решение о привлечении к ответственности в соответствии с нормами Налогового кодекса, что соответствует требованиям закона, и принципы действующего законодательства не исключают возможности такого привлечения.

Исходя из содержания названных правовых норм объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, идентична.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде его решений, в том числе в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П, деятельность занимающихся частной практикой нотариусов, которые на профессиональной основе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов и предопределяет специальный публично-правовой статус нотариусов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Конституции Российской Федерации, частью 2 статьи 6 Уголовного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести юридическую ответственность дважды за совершение одного и того же правонарушения.

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации нотариусы, занимающиеся частной практикой, в целях законодательства о налогах и сборах являются физическими лицами.

Поскольку нотариусы являются физическими лицами, это предопределяет их общий со всеми физическими лицами налогово-правовой статус, включающий права и обязанности, предусмотренные для этих субъектов. Выделение же среди субъектов налогового права адвокатов и нотариусов обусловлено тем, что они обладают еще и специальным правовым статусом, вытекающим из особенностей их деятельности, так как они могут выступать еще в качестве налоговых агентов, на них могут быть возложены дополнительные обязанности (предоставлять информацию - пункт 6 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.

Между тем по рассматриваемому вопросу на них распространяет действие общий правовой статус физических лиц.

Таким образом, административный иск нотариуса удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218- 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО1 - нотариусу <адрес> в удовлетворении административного иска к административному ответчику Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> о признании решений , , 249 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к налоговой ответственности по п 1, ст. 129. 1 Налогового кодекса РФ незаконным, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Светлоярский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Верцимак Н.А.

Мотивированное решение составлено судом ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: Верцимак Н.А.