ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-420/2022 от 24.05.2022 Прионежского районного суда (Республика Карелия)

Дело а-420/2022

10RS0-78

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2022 года город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

Председательствующего судьи: Т.В.Барановой,

при секретаре: А.Б.Галашовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хворова Анатолия Павловича к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия об оспаривании решения,

у с т а н о в и л:

Хворов Анатолий Павлович (далее - истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Министерство), согласно которому просил признать отказ Министерства в установлении квоты добычи охотничьих ресурсов, в т.ч. На лимитируемые виды дичи, для удовлетворения личных нужд представителями коренного малочисленного народа Республики Карелия - вепсам для охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на территории традиционного проживания - в границах Шелтозерского вепсского сельского поселения по точкам 143-144-145-146-147-148-142-141-149-150-138-137-143, определенных Законом Республики Карелия «О муниципальных районах в Республике Карелия, нарушением и прав истца и прав вепсов, предоставленных 19 статьей Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об охоте).

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Представители Министерства Клюквина Ю.Н., Савастьянов Л.Г., действующие на основании доверенностей и представившие дипломы о высшем юридическом образовании, в судебном заседании требования административного истца не признали, пролагали их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, представили письменные возражения на иск.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ суд, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Из смысла приведённых правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При этом обязанность доказывания такого нарушения возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 9 и 11 ст. 226 КАС РФ).

Обязанность доказывания наличия оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, согласно части 11 статьи 226 КАС РФ возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденном постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 367-П «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия» Министерство является органом исполнительной власти Республики КарелияЮ осуществляющим функции в области лесных, водных отношений, в сфере регулирования отношений недропользования, экологической экспертизы, охраны окружающей среды, по проведению государственной политики в сфере лесопромышленного и горнопромышленного комплексов, в сфере охраны и использования объектов животного мира в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 536-р в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации включен народ вепсы, одним из мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности которого распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 №631-р определен Прионежский муниципальный район: Шокшинское вепсское, Шелтозерское вепсское, Рыборецкое вепсское сельские поселения.

Вопросы охоты, осуществляемой коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и общинами таких народов, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, урегулированы Законом об охоте.

Статьей 12 Закона об охоте предусмотрен такой вид охоты как охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления и продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты. (ст. 19 Закона об охоте).

Материалами дела подтверждается, что истец проживает на территории Шелтозерского вепсского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия, отнесенного распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р к месту традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в том числе к месту традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вепсов, относящихся к малочисленным народам Севера.

Из свидетельства о рождении Хворова А.П. следует, что его отец по национальности вепс, мать - украинка.

Федеральным агентством по делам национальностей 15.01.2021 Хворов А.П. Внесен в список лиц, относящимся к коренным малочисленным народам Российской Федерации.

Письмом от 13.05.2021 Министерство отказало Хворову А.П. В установлении квоты добычи охотничьих ресурсов для осуществления охоты в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на сезон 2021-2022 годы, в связи с отсутствием территории традиционного природопользования.

14.01.2022 административный истец вновь обратился в Министерство с заявлением об установлении квоты добычи охотничьих ресурсов, в т.ч. на лимитируемые виды дичи, для удовлетворения личных нужд представителям коренного малочисленного народа Республики Карелия - вепсам.

Письмом от 11.02.2022 № 2152/11-10/МПРиЭ заместитель Министра сообщил Хворову А.П., что лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов устанавливаются в соответствии со статьей 24 Закона об охоте, приказом Минприроды России от 27.11.2020 № 981 «Об утверждении Порядка подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию и составу». В связи с отсутствием территории традиционного природопользования установить квоты добычи охотничьих ресурсов не представляется возможным.

Названным выше приказом Минприроды России от 27.11.2020 № 981 утвержден Порядок подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию и составу (далее - Порядок).

Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что квота добычи устанавливается:

а) для каждого закрепленного охотничьего угодья;

б) для каждого общедоступного охотничьего угодья;

в) для каждой иной территории.

Из пункта 10 Порядка следует, что в устанавливаемую уполномоченным органом субъекта Российской Федерации квоту добычи охотничьих ресурсов входит планируемое к добыче количество особей в целях:

а) научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

б) содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;

в) акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов;

г) обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности (необходимое для удовлетворения личных нужд представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающим в местах их традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота является основой существования.

В соответствии с положениями ст. 49 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» лица, относящиеся к коренным малочисленным народам и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Федеральным законом от 07.05.2001 № 49-ФЗ (редакция от 28.12.2013) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» установлено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - территории традиционного природопользования) - это особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; традиционное природопользование коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - традиционное природопользование) - исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; обычаи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - обычаи малочисленных народов) - традиционно сложившиеся и широко применяемые коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - малочисленные народы) правила ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни.

Согласно обстоятельствам, изложенным в иске, административный истец не оспаривает отсутствие на территории Прионежского муниципального района вообще и на территории вепсских сельских поселений Прионежского муниципального района, в частности, особо охраняемых территории, образованных для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривалось административным истцом, что квоты добычи охотничьих ресурсов для осуществления охоты в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности могут быть установлены только в соответствии с требованиями действующего законодательства, что в отсутствие определенной территории традиционного природопользования на территории Прионежского муниципального района, а конкретно на территории Шокшинского вепсского, Шелтозерского вепсского и Рыборецкого вепсское сельских поселений не представляется возможным.

Исходя из изложенного, оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Хворова Анатолия Павловича к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия об оспаривании решения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Прионежский районный суд Республики Карелия путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Т.В.Баранова

Мотивированное решение составлено 31.05.2022