ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-4270/2023 от 11.07.2023 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

а-4270/2023

41RS0-66

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

11 июля 2023 года город Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Штакес О.В., при секретаре ФИО3,

с участием представителей административного истца, ФИО6, ФИО4,

представителя административного ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Иянин Кутх и Стилхед» к Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края о признании незаконным письма от ДД.ММ.ГГГГ.26/1994 о возврате предоставленных материалов, незаконным бездействия выразившего в не рассмотрении информации, предоставленной ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ООО «Иянин Кутх и Стилхед» обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края о признании незаконным письма от ДД.ММ.ГГГГ.26/1994 о возврате предоставленных материалов, незаконным бездействия выразившего в не рассмотрении информации, предоставленной ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы тем, что между ООО «Иянин Кутх и Стилхед» и Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края заключены охотхозяйственные соглашения по охотничьим угодьям «Омгонский», «Седанкинский», «Хлебненнско-Теклеваямский», «Сопочно-Ушский», «Дальний». ООО«Иянин Кутх и Стилхед» является членом НП АКО. По соглашению между охотпользователями – членами НП АКО генеральный директор НП АКО ФИО6 был назначен лицом, ответственным за осуществление учета численности охотничьих ресурсов, в том числе на него возложена обязанность по предоставлению материалов учета численности охотпользователей-членов ассоциации в уполномоченный орган. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края за исх. были представлены материалы учетов членов НП АКО, однако ДД.ММ.ГГГГ документы были возращены без рассмотрения, по тем основаниям, что НП АКО не является охотпользователем, что повлекло к нарушению прав административного истца. Кроме того, в адрес Министерства ДД.ММ.ГГГГ за исх. от ООО «Иянин Кутх и Стилхед» были направлены сведения о численности млекопитающих, птиц, плодовитости копытных, однако сведения, изложенные в письме, ответчиком не рассмотрены, решение не принято, административный истец о каком-либо решении не уведомлен.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО6 на исковых требованиях настаивал по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснил, что до текущего года документы административным ответчиком принимались в установленном порядке. Обратил внимание, что возврат документов ДД.ММ.ГГГГ привел к невозможности участия ООО «Иянин Кутх и Стилхед» в получении лимитов и квот на освоение ресурсов. До настоящего времени заявление, направленное в адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ не рассмотрено, решение по нему не принято.

В судебном заседании представитель административного истца, заинтересованных лиц ФИО4, действующий на основании доверенности, требования административного искового заявления поддержал, дополнительно пояснил, что решение об отказе в принятии документов административным ответчиком принято по надуманным основаниям, поскольку установленного регламента кем именно должны быть поданы документы в уполномоченный орган, нет. Обязанность по предоставлению документов в срок до 01 апреля административным истцом была исполнена, необоснованный и незаконным отказ в принятии документов повлек негативные последствия для истца, выразившиеся в невозможности принять участие в получении лимитов. Действиями административного ответчика созданы необоснованные препятствия, поскольку документы были подписаны всеми членами НП АКО – охотпользователями, генеральным директором ФИО6 было подписано только сопроводительное письмо, что не противоречит действующим правовым нормам. Если уполномоченный орган решил, что в этом году документы от членов ассоциации в отсутствие доверенности на их подачу принимать не будет, необходимо было уведомить о таком решении как НП АКО, так и его членов, приостановив рассмотрение представленных документов, для соблюдения срока их подачи. Сроки рассмотрения направленной ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика информации о численности млекопитающих, птиц, данных об изъятии копытных, пушных, птиц, о включении сведений в данные Государственного мониторинга, истеки, ответа от Министерства до настоящего времени не получено.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО5, действующий на основании доверенности, исковые требования истца полагал не подлежащими удовлетворению, дополнительно пояснил, что в соответствии с требованиями подп. 13.3 пункта 13 Порядка юридические лица, охтпользователи обязаны ежегодно предоставлять в уполномоченный орган материалы учета численности охотничьих ресурсов, содержащие данные о численности охотничьих ресурсов, предусмотренные применяемыми методиками учета и (или) научными подходами учета, в срок до 01 апреля. НП АКО представил в адрес Министерства ДД.ММ.ГГГГ материалы учета численности охотничьих ресурсов в отношении охотничьих угодий, закрепленных за рядом членов указанной ассоциации, не являясь охотпользователем и не имея полномочий (доверенностей) на представление документов, в связи с чем, было принято решение об отказе в их принятии. По какой причине Министерством не дан ответ на письмо от ДД.ММ.ГГГГ, пояснить не смог. ДД.ММ.ГГГГ административному истцу был дан ответ, о том, что поскольку отсутствует информация по численности млекопитающих и птиц, данные в Государственный мониторинг внесены не были.

Исследовав материалы административного дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и

реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом «д» ч. 1 ст. 72, ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, при этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 3 упомянутого Закона).

Нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона об охоте полномочий вправе издавать федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов (часть 4 названной статьи).

В соответствии со статьей 36 Закона об охоте юридические лица, индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения, осуществляют учет охотничьих ресурсов и объемов их изъятия в закрепленных охотничьих угодьях, данные такого учета представляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, и используются в целях государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и определения объемов изъятия охотничьих ресурсов.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

С настоящим административным иском, о признании незаконным решения административного ответчика об отказе в приеме документов от ДД.ММ.ГГГГ и не предоставлении ответа на письмо от ДД.ММ.ГГГГ, истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, срок на обращение в суд за защитой нарушенного права не пропущен.

Как установлено в судебном заседании ООО «Иянин Кутх и Стилхед» на основании заключенных с Агентством лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (правопреемник – Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края) соглашений является охот пользователем охотничьих угодий «Омгонский», «Седанкинский», «Хлебненнско-Теклеваямский», «Сопочно-Ушский», «Дальний».

НП АКО является некоммерческой организацией, объединяющей юридических лиц, занимающихся охотничьим хозяйством. НП АКО не является охотпользователем.

Членом НП «Ассоциация Камчатских охотпользователей» является, в том числе ООО «Иянин Кутх и Стилхед».

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных (далее – Порядок ).

В соответствии с п. 13.2 Порядка , приказом ООО «Иянин Кутх и Стальноголовый лосось» от ДД.ММ.ГГГГ, лицом, ответственным после завершения учетных работ в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставлять в Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края материалы учета численности охотничьих ресурсов, содержание данные о численности охотничьих ресурсов, предусмотренные применяемыми методиками и (или) научными подходами учета, определен исполнительный директор НП АКО ФИО6

ДД.ММ.ГГГГ за исх. за подписью исполнительного директора НП АКО ФИО6 в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края направлены материалы учета численности зверей и птиц охотпользователей, членов НП АКО за 2023 год, в том числе, ООО «Иянин Кутх».

Материалы приняты Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ за исх. .26/1994 материалы учета численности зверей и птиц охотпользователей, возвращены без рассмотрения, по тем основаниям, что НП АКО не является охотпользователем.

В соответствии с положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Камчатского края, утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-П, Министерство является исполнительным органом Камчатского края, уполномоченным, в том числе, в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

На основании части 26.1.5 указанного положения Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края ведет государственный охотхозяйственный реестр на территории Камчатского края и осуществляет государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Камчатского края, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Таким образом, решение о возврате представленных материалов от ДД.ММ.ГГГГ.26/1994, принято Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края в рамках установленных полномочий.

Рассматривая требования административного истца о признании незаконным действий административного ответчика выразившееся в возвращении материалов учета численности зверей и птиц без рассмотрения, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 1 Порядка государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания (далее - Государственный мониторинг) является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью охотничьих ресурсов и объемами их изъятия (далее - учет охотничьих ресурсов); распространением охотничьих ресурсов, их состоянием и динамикой изменения их численности по видам; состоянием среды обитания охотничьих ресурсов.

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что при осуществлении Государственного мониторинга:

- определяется численность охотничьих ресурсов (по видам, группам видов), их распространение и размещение в среде обитания (приложения 1, 2 к настоящему Порядку) (подпункт 3.1);

- учитываются объемы изъятия охотничьих ресурсов (по видам, группам видов) (приложения 3 - 7 к настоящему Порядку) (подпункт 3.2);

- определяется динамика изменения численности охотничьих ресурсов (по видам, группам видов) по результатам учета охотничьих ресурсов с начала осуществления Государственного мониторинга в субъекте Российской Федерации (приложение 8 к настоящему Порядку) (подпункт 3.3);

- обеспечивается наблюдение за состоянием охотничьих ресурсов и формирование сведений (подпункт 3.4).

В соответствии с подпунктом 4.1.2 Порядка в рамках осуществления Государственного мониторинга проводится в закрепленных охотничьих угодьях, за исключением охотничьих угодий, указанных в подпункте 4.1.3 пункта 4 настоящего Порядка, - юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.

Подпунктом 13.3 пункта 13 Порядка установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения; юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование охотничьими ресурсами на основании долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, (далее - охотпользователи) обязаны ежегодно предоставлять в уполномоченный орган материалы учета численности охотничьих ресурсов, содержащие данные о численности охотничьих ресурсов, предусмотренные применяемыми методиками учета и (или) научными подходами учета, в срок до 1 апреля.

Пунктом 13.2 Порядка N 512 предусмотрено, что охотпользователи, заключившие охотхозяйственные соглашения, и имеющие долгосрочные лицензии, обязаны ежегодно предоставлять в уполномоченный орган материалы учета численности охотничьих ресурсов, содержащие данные о численности охотничьих ресурсов, предусмотренные применяемыми методиками учета и (или) научными подходами учета, в срок до 1 апреля. Такой же срок представления данных, полученных по результатам проведенного учета, предусматривался Порядком N 964.

Как установлено в ходе рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ НП АКО предоставило в адрес Министерства материалы учета численности охотничьих ресурсов в отношении охотничьих угодий, закрепленных за ООО «Иянин Кутх».

В соответствии с п. 2 ч. 12 ст. 36 Закона об охоте порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и должен включать в себя, в том числе, формы и сроки предоставления данных, включаемых в состав государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также обязанность определить лицо, ответственное за осуществление учета охотничьих ресурсов.

Как указано ранее, приказами членов НП АКО ответственным лицом за осуществление учета охотничьих ресурсов определен исполнительный директор НП АКО ФИО6, который ДД.ММ.ГГГГ в Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края были представлены материалы учета численности зверей и птиц охотпользователей.

Документом, в котором выражаются полномочия представителя организации, в том числе на подачу от ее имени документов, является доверенность, оформляемая в соответствии с законом. Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами, и заверяется печатью этой организации (ст. 53 ГПК РФ, ст. 185.1 ГК РФ).

Вместе с тем, к перечню документов, представленных исполнительным директором НП АКО ФИО6 в Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края, не была представлена доверенность либо иной документ, наделяющий полномочиями НП АКО, не являющуюся охотпользователем, от имени ООО «Иянин Кутх и Стилхед» на предоставление таких документов.

В отсутствие доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя, административный орган был лишен возможности проверить волеизъявление ООО «Иянин Кутх и Стилхед» на предоставление документов, что послужило основанием для принятия решения о возврате документов без рассмотрения.

Таким образом, учитывая, что материалы учета были представлены в нарушение требований действующего законодательства лицом, не имеющим на то права, суд приходит к выводу, что принятое решение административного ответчика по возврату документов является правомерным, не противоречащим требованиям, указанным в подп. 13.3 п. 13 Приказа .

Рассматривая требование административного истца о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края, выразившееся в не рассмотрении и не внесении в данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, информации, представленной письмом от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему выводу.

Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью охотничьих ресурсов и объемами их изъятия; распространением охотничьих ресурсов, их состоянием и динамикой изменения их численности по видам; состоянием среды обитания охотничьих ресурсов. Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 Федерального закона (части 2 и 4 статьи 36 Закона об охоте).

Согласно пункту 12 статьи 32 Закона об охоте установление порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

На основании пункта 5 части 1 статьи 33 Закона об охоте ФИО1 передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по проведению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), который представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью охотничьих ресурсов и объемами их изъятия; распространением охотничьих ресурсов, их состоянием и динамикой изменения их численности по видам; состоянием среды обитания охотничьих ресурсов.

При исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированная информация государственного охотхозяйственного реестра, данные федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Согласно ч. 3 ст. 24 Закона об охоте лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.

Реализация органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного Российской ФИО1 отдельного полномочия по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых территориях федерального значения, с целью получения сведений о численности копытных, пушных животных и птиц, отнесенных к охотничьим ресурсам, путем подсчета следов копытных и пушных животных на снегу и визуальной регистрации птиц на заранее определенном маршруте осуществляется на основании ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О животном мире», ст. 33 Закона об охоте.

Учет численности охотничьих ресурсов, в отношении которых в соответствии с Законом об охоте устанавливаются лимит добычи и квота их добычи, осуществляется на основании научно-обоснованных методик, не являющихся нормативными правовыми актами, рекомендованными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и размещенными в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти (далее - методики учета)

Охотпользователи обязаны ежегодно предоставлять данные об объемах изъятия охотничьих ресурсов по видам или группам видов охотничьих ресурсов за период с 1 августа предыдущего года по 31 марта текущего года в срок до 10 апреля.

При этом численность животных определяется с использованием метода зимнего маршрутного учета.

В соответствии с требованиями п. ДД.ММ.ГГГГ Охотохозяйственных соглашений, требований Порядка , ООО «Иянин Кутх и Стилхед» ДД.ММ.ГГГГ направило в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края, сведения о численности охотничьих ресурсов, указанные сведения получены Министерством ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 14 Порядка Уполномоченный орган обязан: - принять решение о применении одной или нескольких методик учета и (или) научных подходов учета, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящего Порядка, и сроках осуществления учета охотничьих ресурсов до 31 декабря года, предшествующего году осуществления учета численности охотничьих ресурсов (п. 14.2 Порядка); - обеспечить сбор материалов учета численности охотничьих ресурсов, предусмотренных применяемыми методиками учета и (или) научными подходами учета (далее - данные учета), определить должностных лиц уполномоченного органа, принимающих участие в осуществлении учета численности охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий, указанных в подпункте 4.1.2 пункта 4 настоящего Порядка (п.п. 14.3, 14.4 Порядка).

В соответствии с п. 14.6 Порядка Уполномоченный орган обязан включить сведения о численности охотничьих ресурсов и объемов их изъятия в данные Государственного мониторинга.

Вместе с тем, получив ДД.ММ.ГГГГ от ООО «Иянин Кутх и Стилхед» данные об объемах изъятия охотничьих ресурсов по видам и группам видов охотничьих ресурсов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края, требования, установленные п. 14 Порядка не исполнило, представленные данные не рассмотрены, решение по включению данных о численности в Государственный мониторинг не принято. Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела представителем административного ответчика не опровергнуты.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд вправе удовлетворить требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными при наличии двух условий - если признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Предъявление любого заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требование административного истца о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края, выразившееся в не рассмотрении информации, представленной ООО «Иянин Кутх и Стилхед» в письме от ДД.ММ.ГГГГ, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ООО «Иянин Кутх и Стилхед» удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края, выразившегося в не рассмотрении информации, предоставленной ООО «Иянин Кутх и Стилхед» письмом от ДД.ММ.ГГГГ, и не направлении в адрес последнего ответа на указанное обращение.

В удовлетворении административного иска ООО «Иянин Кутх и Стилхед» к Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края о признании незаконным письма от ДД.ММ.ГГГГ.26/1994 о возврате предоставленных материалов, в том числе в части содержащегося в письме решения о возврате материалов учета численности зверей и птиц, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.В. Штакес

Копия верна

Судья О.В. Штакес