ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-4286/17 от 16.10.2017 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело а–4286/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 октября 2017 года <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Стиба Л.Н.,

при секретаре судебного заседания О Л.В.,

с участием помощника прокурора ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора <адрес> к администрации <адрес> о возложении обязанности обратиться с заявлением в регистрирующий орган,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес> о возложении обязанности обратиться с заявлением в регистрирующий орган.

В обоснование иска указав на то, что проверкой установлено, что в районе <адрес> в <адрес> для обеспечения отвода воды с придомовых территорий выполнено устройство системы водоотведения, состоящее из наружных лотков и подземных труб. Конечной точкой является соединение наружного лотка с трубой, проложенной под землей в районе первого подъезда указанного дома. Точкой сброса сточных вод является не канализационный колодец, а тупик (с одной стороны - стена желоба, а с другой — замкнутая труба). В связи с плохой пропускной способностью трубы, в период выпадения обильных осадков происходит подтопление придомовой территории и земельного участка. Установлено, что земельный участок, на котором расположена ливневая канализация и водоотводящие устройства, не является собственностью собственников многоквартирного <адрес> в <адрес> (далее - МКД). По сведениям Управления дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес> (далее - Управление) водоотводящий лоток, расположенный в районе МКД на праве муниципальной собственности не зарегистрирован и в хозяйственное ведение МУП <адрес> «Дорожник» не передан.

Просит обязать администрацию <адрес> в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта недвижимого имущества - участка ливневой канализации, расположенного в районе многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>.

На основании определения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечено Управление дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес>.

Представитель административного ответчика - Управление дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайств, возражений не представил.

На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель административного истца –помощник прокурора <адрес>ФИО2 требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель административного ответчика ФИО3 исковые требования не признала, в обоснование возражений указав на то, что постановка объекта недвижимости на учет как бесхозяйный носит заявительный характер и законодательство не обязывает, а предоставляет право органу местного самоуправления принять в муниципальную собственность бесхозяйное имущество.

Понуждение Администрации <адрес> к обращению в регистрирующий органа с заявлением о постановке указанного объекта на учет как бесхозяйного, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, в пределах предоставленных законодательством полномочий, что противоречит ст. 12 Конституции РФ, которая предусматривает самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий, и ч. 1 ст. 9 Гражданского кодекса РФ, согласно которой, муниципальные образования по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Ссылаясь на изложенное, просила отказать в удовлетворении иска прокурора.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) и п. 4 ст. 9 Устава городского округа «<адрес>», принятого решением Хабаровской городской Думы от 13.07.2004, к вопросам местного значения относятся в числе прочих организация в границах <адрес> электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.Согласно и. ДД.ММ.ГГГГ распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «О комитете администрации <адрес> по управлению районом» действовавшего на момент проверки (период проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ основной функцией комитета являлось выявление бесхозяйных сетей и объектов инженерной инфраструктуры на территории района, передача сведений о них, соответствующие структурные подразделения администрации города проведения процедуры признания за ними права муниципальной собственности.

Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки по обращениюжителей <адрес> в <адрес>, установлено, что в районе <адрес> в <адрес> для обеспечения отвода воды с придомовых территорий выполнено устройство системы водоотведения, состоящее из наружных лотков и подземных труб. Конечной точкой является соединение наружного лотка с трубой, проложенной под землей в районе первого подъезда указанного дома. Точкой сброса сточных вод является не канализационный колодец, а тупик (с одной стороны - стена желоба, а с другой — замкнутая труба). В связи с плохой пропускной способностью трубы, в период выпадения обильных осадков происходит подтопление придомовой территории и земельного участка.

Из информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> следует, что сведения о собственнике данной ливневой канализации отсутствуют.

В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Отсутствие собственника ливневой канализации создает как сложности в ее техническом обслуживании при эксплуатации, так и угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, т.к.при отсутствии собственника не производится ее обслуживание, не отслеживается техническое состояние, в результате могут наступить тяжкие последствия в виде причинения вреда здоровью людей, имуществу.

Однако в нарушение вышеуказанных требований законодательства, администрация <адрес> не предпринимала мер по подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество для принятия на учет ливневой канализации, находящегося на его территории, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении органами местного самоуправления <адрес> вопросов местного значения по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории района.

Ответчиком не оспаривается факт нахождения ливневой канализации на территории <адрес> при отсутствии государственной регистрации права собственности на них.

Вместе с тем, ответчик не предоставил доказательств, объективно подтверждающих принятие мер для постановки указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного сооружения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Установив указанные обстоятельства, свидетельствующие о наличии бездействий со стороны администрации <адрес> по обращению в государственный орган для принятия бесхозяйного объекта, во взаимосвязи с вышеприведенными нормами права, суд находит требования прокурора о возложении обязанности обратиться с заявлением в Управление Росреестра по <адрес> о принятии на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта недвижимого имущества – участка ливневой канализации, расположенной в районе многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

При этом как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В связи с чем, суд полагает возможным установить срок, в течение которого администрацией <адрес> должно быть исполнено решение суда о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним – в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> в срок шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться с заявлением в Управление Росреестра по <адрес> о принятии на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта недвижимого имущества – участка ливневой канализации, расположенной в районе многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы.

Дата изготовления решения в окончательной форме 23.10.2017г.

Председательствующий: Л.Н. Стиба