ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-4375/2021 от 22.09.2021 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело а-4375/2021

УИН: 54RS0-35

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 сентября 2021 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Заря Н.В.,

при помощнике судьи Виляйкиной О.А.,

с участием административного истца ФИО1, представителей административного истца ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Мэрии <адрес> о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к мэрии <адрес>, в котором просит с учетом уточнений требований (л.д.90-92) признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, на котом расположен жилой дом с кадастровым номером по адресу: пер. Камышенский лог 12б в <адрес>, согласно приложенной схемы расположения земельного участка в собственность за плату без проведения торгов; обязать административного ответчика устранить нарушение прав административного истца путем согласования и утверждения границ земельного участка согласно приложенной схемы расположения земельного участка и предоставления в собственность за плату без проведения торгов испрашиваемого земельного участка, на котором расположен жилой дом с кадастровым номером по адресу: <адрес><адрес>.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес><адрес> общей площадью 42,2 кв. м. В марте 2021 года административным истцом было подано заявление о предоставлении в собственность бесплатно следующего земельного участка, находящегося в государственной (или муниципальной) собственности, расположенного по адресу <адрес><адрес>/дата/ Постановлением Мэрии <адрес> было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес> в <адрес>, в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена, поскольку не соответствует утвержденному Постановлением Мэрии <адрес> от /дата/ проекту планировки территории, ограниченной береговой линией реки Камышенки, продолжением створа <адрес> и <адрес> (образуемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования-парки, скверы, бульвары, иные озелененные территории общего пользования). Административный истец считает данный отказ незаконным и необоснованным, подлежащем отмене. Указанным земельным участком ФИО1 владеет и пользуется с /дата/, то есть более 27 лет. 18.11.2019г. Департамент земельных и имущественных отношений по земельным ресурсам мэрии <адрес> был предоставлен ответ, из которого следовало, что в случае предоставления документа, подтверждающего государственную регистрацию права собственности на жилой дом по <адрес>, возможность оформления правоустанавливающих документов на испрашиваемый земельный участок будет рассмотрена в соответствии с действующим законодательством. 23.12.2019г. на основании заочного решения Октябрьского районного суда <адрес> было признано право собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный на спорном земельном участке, то есть на момент признания права собственности истца на объект недвижимости назначение земельного участка давало возможность приобрести последней его в собственность. Однако, получить и оформить в собственность земельный участок административный истец не может, так как Постановлением Мэрии <адрес> от /дата/ была изменена планировка территории, на которой находится спорный земельный участок. В связи с чем, административный истец обратилась с настоящим иском в суд.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представители ФИО2, ФИО3 заявленные исковые требования с учетом их уточнений поддержали в полном объеме, настаивали на удовлетворении.

В судебное заседание представитель административного ответчика Мэрии <адрес> не явился, извещен надлежаще, направил письменные возражения по существу заявленных требований, в которых в удовлетворении административного искового заявления просил отказать (л.д.48-50).

Заслушав пояснения административного истца, представителей административного истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Положения ст. 218 КАС РФ, реализуя конституционное право каждого на судебную защиту его прав и свобод, а также права обжалования решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции Российской Федерации), предоставляет гражданину, организации, иным лицам могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. При этом гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий- несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел в силу п.п. 8, 11 ст. 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Сроки обращения в суд с административным заявлением по данной категории административных дел установлены ст. 219 КАС РФ и соблюдены административным истцом при обращении с указанным административным исковым заявлением.

Одним из основных принципов земельного законодательства РФ является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Исходя из положений статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) и статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) вопросы установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований находятся в исключительной компетенции органа местного самоуправления.

Пунктом 1 ст. 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

В соответствии с п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Судом установлено, что заочным решением Октябрьского районного суда <адрес> от /дата/, вступившим в законную силу 07.03.2020г., за ФИО1 признано право собственности на жилой дом, общей площадью 42,2 кв.м., расположенный на земельном участке по адресу: <адрес><адрес> (л.д.26-30).

На основании указанного заочного решения Октябрьского районного суда <адрес> от /дата/, признанное за ФИО1 право собственности на индивидуальный жилой дом, общей площадью 42,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> лог, <адрес>, что подтверждается Выпиской ЕГРН.

/дата/ административный истец обратилась в Департамент строительства и архитектуры мэрии <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (л.д.82).

Постановлением Мэрии <адрес> от /дата/ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, на котором расположен жилой дом с кадастровым номером по адресу: <адрес><адрес> в <адрес>, в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, не может быть утверждена, поскольку не соответствует утвержденному Постановлением Мэрии <адрес> от /дата/ проекту планировки территории, ограниченной береговой линией реки Камышенки, продолжением створа <адрес> и <адрес> (образуемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования-парки, скверы, бульвары, иные озелененные территории общего пользования). (л.д.8,88).

Разрешая заявленные требования, оценивая приведенные административным истцом доводы в обоснование незаконности оспариваемого решения, суд исходит из следующего.

В соответствии с п.1 ст.11ЗКРФ К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Пунктом 2 ст.11 ЗКРФ предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжениеземельнымиучастками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с подпунктом 2 ст. 3.3. Федерального закона от /дата/ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 статьи39.1ЗКРФ,земельныеучастки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставленияземельногоучасткав собственность бесплатно.

В силу п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть осуществлено без проведения торгов путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 ЗК РФ.

В силу п.п.1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

В соответствии с подп. 4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением мэрии <адрес> от /дата/ утвержден проект планировки территории, ограниченной береговой линией реки Камышенки, продолжением створа <адрес> и <адрес> (образуемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования-парки, скверы, бульвары, иные озелененные территории общего пользования) (л.д. 59).

На представленном чертеже межевания территории показано расположение образуемого (требуемого истцом) земельного участка в границах земельного участка, образование которого предусмотрено в составе утвержденного проекта межевания территории квартала (л.д.60,61,62).

Вышеуказанное постановление мэрии <адрес> от /дата/ о проекте планировки территории не отменено, не оспорено, недействующим не признано.

Таким образом, на момент обращения ФИО1 с заявлением об утверждении схемы испрашиваемого земельного участка, последний располагался в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, что в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами в силу прямого указания закона исключало формирование испрашиваемого истцом земельного участка в общем порядке посредством принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а,следовательно, и удовлетворение заявления ФИО1

В связи с изложенным, в результате рассмотрения заявления ФИО1 от /дата/ Постановлением Мэрии <адрес> от /дата/ обоснованно принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

При указанных обстоятельствах правовых оснований к признанию незаконным оспариваемого постановления не имеется.

Отказ ФИО4 в формировании земельного участка в указанном порядке не лишает ее права обращения в мэрию <адрес> (в лице иного уполномоченного структурного подразделения – Департамента строительства и архитектуры) за формированием необходимого земельного участка для эксплуатации принадлежащего ей жилого дома в ином порядке – посредством внесения изменений в утвержденный проект планировки в соответствии со ст. 43 ГрК РФ с соблюдением процедуры публичных слушаний (п. 5 ст. 43 гласит: Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования).

Процедура формирования земельных участков в указанном порядке (в том числе на основании обращений заинтересованных физических лиц) урегулирована ст. 43, 46 ГрК РФ, решением Совета депутатов <адрес> от /дата/ N 411 "О Порядке подготовки документации по планировке территории и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов <адрес>".

Принимая во внимание установленные судом фактические обстоятельства дела, оценивая по правилам статьи 84 КАС РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств, ввиду отсутствия необходимой совокупности (несоответствие оспариваемого действия закону и нарушение прав заявителя), с учетом наличия у истца иного предусмотренного законом способа реализации своего права на формирование и приобретение в собственность земельного участка для эксплуатации жилого дома и обоснованности отказа в формировании участка в порядке ст. 11.10, 39.14 ЗК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение суда может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Председательствующий судья /подпись/ Н.В. Заря

Мотивированное решение изготовлено /дата/.