ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-4376/19 от 25.10.2019 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело а-4376/2019

(42RS0-53) Копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего: Сташковой Ю. С.

при секретаре: Будловой К.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>

25 октября 2019г.

дело по административному иску Шеповаловой М. В. к Администрации <адрес> муниципального района, Администрации <адрес> сельского поселения о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка многодетной семье,

УСТАНОВИЛ:

Шеповалова М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации <адрес> муниципального района, Администрации <адрес> сельского поселения о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка многодетной семье.

Просит признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка её многодетной семье.

Обязать администрацию <адрес> муниципального района <адрес> присвоить адрес испрашиваемому земельному участку.

Обязать администрацию <адрес> муниципального района <адрес> предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность её многодетной семье.

Требования мотивированы тем, что административный истец Шеповалова М.В. является многодетной матерью. ДД.ММ.ГГГГ она подала пакет документов в МФЦ Новокузнецкого муниципального района для получения земельного участка для многодетной семьи согласно действующему законодательству. Ей выдали расписку в получении документов, указали дату получения ответа ДД.ММ.ГГГГ В указанную дату Шеповалова М.В. получила отказ в получении выбранного земельного участка для многодетной семьи в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственного использования и присвоения ему адреса невозможно.

Считает, что в открытом доступе кадастра запрашиваемый земельный участок находится в зоне посёлка, он не размежеван, находится в статусе - не разграничен; граница сельскохозяйственной территории проходит рядом и не затрагивает испрашиваемый земельный участок.

Полагает, что администрация злоупотребляет своим положением, нарушает её права.

Административный истец Шеповалова М.В. в судебном заседании уточнила заявленные административные исковые требования, пояснила, что <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков на территории <адрес>» содержит нормы, позволяющие трактовать положения Земельного кодекса РФ в отношении многодетных семей, а именно: единовременное выделение земельного участка сельскохозяйственного назначения возможно в любом случае. Она выбрала земельный участок в удобном ей месте - <адрес>. То, что участок свободный, подтвердил кадастровый инженер, оказывающий услуги по межеванию земельных участков, к которому она обратилась самостоятельно. Договора на оказание услуг либо иного подтверждения оказанных ей услуг по составлению схемы выбранного ею участка нет. На выкопировке, сделанной из интернета, самостоятельно схематично обозначила выбранный ею участок, как она его видела. Кадастровый инженер поправил этот рисунок с учетом проходящей рядом дороги и проходящей рядом границы земель сельскохозяйственного использования. Информация о земельном участке находится в открытом доступе сети «Интернет». Самостоятельно сделала выкопировку и представила её кадастровому инженеру, обозначив на этой схеме участок. В А.<адрес> письменно не обращалась. Полагает, что администрация Сосновского сельского поселения, не имея полномочий в предоставлении земельного участка, находящегося на межселенных территориях, отказала ей в предоставлении земельного участка, чем нарушила свою компетенцию, поскольку, в данном случае, администрация Сосновского сельского поселения должна была перенаправить её заявление в администрацию <адрес> муниципального района. Полагает, что выбранный ею земельный участок должен быть предоставлен ей на основании положений <адрес> от 18.07.2002г. -ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков на территории <адрес>», граждане, имеющие трех и более детей (родители, усыновители, приемные родители, опекуны), имеют право приобрести бесплатно в собственность находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участка в случаях и порядке, которые установлены настоящим Законом. Бесплатное предоставление земельных участков осуществляется однократно вне зависимости от категории земель и цели использования земельного участка.

Просит признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ, выданный администрацией <адрес> сельского поселения в предоставлении земельного участка её многодетной семье.

Обязать администрацию <адрес> муниципального района предоставить испрашиваемый земельный участок бесплатно в собственность Шеповаловой М.В. и её многодетной семье.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Стройкина Н.Н., Глава муниципального образования «<адрес> муниципальный район" Шарнин А.В., о чем вынесены определения.

Представители административного ответчика Администрации <адрес> муниципального района Мацко Е.И., Шебалина К.Н., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании пояснили, что Администрацией <адрес> муниципального района права административного истца не нарушены, поскольку предоставление в собственность земельного участка носит заявительный характер, однако заявлений о предоставлении выбранного Шеповаловой М.В. земельного участка в собственность бесплатно как многодетной семье в Администрацию <адрес> муниципального района не поступало. Просили в иске отказать.

Представитель Администрации <адрес> сельского поселения Чмыликов А.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что Шеповаловой М.В. в администрацию <адрес> сельского поселения через МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес> муниципального района» 26.04.2019г. было подано заявление о присвоении адреса выбранному ею самостоятельно земельному участку. Заявления о предоставлении выбранного земельного участка в собственность бесплатно как многодетной семье не поступало.

Данное заявление было рассмотрено и на него был дан ответ от 23.05.2019г. за подписью Главы <адрес> сельского поселения о том, что присвоение адреса указанному истцом земельному участку невозможно как находящемуся в зоне земель сельхозназначения, который административный истец воспринимает как отказ в предоставлении ей как многодетной семье земельного участка в собственность бесплатно. Публичная кадастровая карта, на которую ссылается истец в обоснование того, что выбранный ею участок может быть ей предоставлен, не содержит сведений о территориальных зонах, функциональных зонах и границах населенных пунктах.

Данные сведения содержатся в Генеральном плане муниципального образования «<адрес> сельское поселение» и правилах землепользования и застройки муниципального образования «<адрес> сельское поселение». В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Шеповаловой М.В. не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих факт нарушения её прав административным ответчиком – Администрацией <адрес> сельского поселения.

В ответе от 23.05.2019г. указано, что испрашиваемый административным истцом земельный участок находится в зоне сельскохозяйственного использования. Схема, предоставленная истцом, не может быть принята в качестве надлежащего доказательства, поскольку система 2ГИС, с которой она взята, не является официально картой. Предоставление земельных участков в селе Сосновка находится в компетенции Администрации <адрес> муниципального района, а не Администрации <адрес> сельского поселения.

Просил отказать в удовлетворении заявленных требованиях в полном объеме.

Свидетель Кожевникова А.Д. по ст.ст. 307, 308 УК РФ предупреждена, в судебном заседании пояснила, что является главным специалистом <адрес> сельского поселения, в её должностные обязанности входит приём заявлений по присвоению адреса земельного участка, ведение ФИАС, куда вносятся адреса земельных участков и объектов недвижимости, подготовка выписок из адресного реестра. От Шеповаловой М.В. поступало заявление в апреле 2019 г. с просьбой присвоить адрес земельному участку, одновременно была предоставлена схема расположения земельного участка, на которую сейчас ссылается истец.

Ею была проверена возможность присвоения адреса этому земельному участку путём наложения на Генеральный план муниципального образования «<адрес> сельское поселение», размещенный на официальном сайте Администрации <адрес> сельского поселения и сравнения с ним, в результате чего было установлено, что испрашиваемый земельный участок находится в границах земель сельскохозяйственного назначения, обозначенных на генеральном плане светло-бежевым цветом, согласно цветов обозначения функциональных зон и не находится в границах населенного пункта, в связи с чем, присвоение этому участку адреса – невозможно. Указание административного истца на не размежевание земли вокруг испрашиваемого участка, что, по мнению истца, является основанием и возможностью предоставления выбранного участка истцу и присвоение ему адреса не состоятельно, так как вся земля имеет сельскохозяйственное назначение, что видно на генеральном плане и её межевание не изменит назначение данного участка и не сделает возможным присвоение ему адреса.

Заинтересованные лица Стройкина Н.Н., Глава муниципального образования «<адрес> муниципальный район» Шарнин А.В. не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлено.

Выслушав административного истца, представителей административных ответчиков, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии п. 2 ст. 28 Земельного Кодекса РФ (в действующей редакции), граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на - основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно пп. 6 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГШеповалова М.В. обратилась в Администрацию <адрес> сельского поселения через МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес> муниципального района» с заявлением о присвоения адреса земельному участку, определенно выбранному.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ - Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу, во исполнение требований ФЗ , был дан ответ, содержащий разъяснение оснований, по которым испрашиваемый участок не может быть предоставлен Шеповаловой М.В. для целей, указанных в заявлении и ему не может быть присвоен адрес, как находящемуся в территориальной зоне-зона сельскохозяйственного использования. С учетом изложенного, довод о том, что обращение, адресованное в администрацию Сосновского сельского поселения должно было быть самостоятельно перенаправлено в администрацию <адрес> муниципального района, в полномочия которой входит предоставление земельных участков в собственность многодетным семьям бесплатно, не может быть признан состоятельным.

Согласно Генерального плана муниципального образования «<адрес> сельское поселение», размещенного на официальном сайте муниципального образования «<адрес> сельское поселение»: http: //www.sosnovskoe-nk.ru/ раздел «Градостроительство», испрашиваемый земельный участок находится за границами населенного пункта <адрес>.

В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений», граждане, имеющие трех и более детей (родители, усыновители, приемные родители, опекуны), имеют право приобрести в собственность земельные участки бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства, садоводства или огородничества, личного подсобного хозяйства.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений», предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно, а также основания для отказа в данном предоставлении регулируются статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом особенностей предоставления земельных участков, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, и положений настоящей статьи.

Согласно ст.2.<адрес> от 18.07.2002г. -ОЗ « О предоставлении и изъятии земельных участков на территории <адрес>, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и порядке, которые установлены настоящим Законом.

Статья 5.<адрес> от 18.07.2002г. -ОЗ предусматривает случаи бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, многодетным семьям.

С учётом изложенного, предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно носит заявительный характер, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.

Предоставление земельных участков в <адрес> находится в компетенции Администрации <адрес> муниципального района.

Согласно ответа начальника Управления муниципальных имущественных отношений Администрации <адрес> муниципального района Христенко В.В. обращений от Шеповаловой М.В., в том числе связанных с предоставлением ей и членам её семьи земельного участка в собственность бесплатно, как многодетной семье не поступало, возможность присвоения адреса указанному административным истцом земельному участку была проверена специалистом <адрес> сельского поселения с использованием официальных данных Генерального плана муниципального образования «<адрес> сельское поселение», что подтвердила в судебном заседании свидетель Кожевникова А.Д., в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, нарушения прав и законных интересов административного истца судом не установлено.

Представленный административным истцом схематичный рисунок испрашиваемого земельного участка, отраженный на участке карты 2GIS не может являться подтверждением возможности предоставления указанного истцом участка, поскольку не отражает его действительное назначение.

Доводы административного истца о том, что представленная Шеповаловой М.В. схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории получена от уполномоченной организации и объективно отражает назначение испрашиваемого земельного участка, не могут быть признаны состоятельными, подтверждения данным доводам в судебном заседании не представлено, судом не установлено, представленная суду незаверенная надлежащим образом копия квалификационного аттестата кадастрового инженера таковым доказательством не является.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Шеповаловой М. В. к Администрации <адрес> муниципального района, Администрации <адрес> сельского поселения о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка многодетной семье, отказать в полном объеме.

Решение может обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решений суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий (подпись) Ю. С. Сташкова

Подпись судьи____________

Секретарь с/з Будлова К.Н.

«____»______________2019 г.

Подлинник документа подшит в деле а-4376/2019 Центрального районного суда <адрес>