Дело №а-4401/2019
УИН 54RS0007-01-2019-004926-41
Решение
Именем Российской Федерации
8 октября 2019 года г.Новосибирск
Октябрьский районный суд города Новосибирска
в составе:
Судьи Сидорчук М.В.,
при секретаре Назаровой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ТТТ к <адрес> об оспаривании решения и бездействия,
установил:
ТТТ обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным отказ отдела образования <адрес> от 11.07.2019г., обязать ответчика предоставить место Т, /дата/ г.р., в детском дошкольном учреждении № (Солнечный город), расположенном по адресу: <адрес>, в обоснование указав, что она (ТТТ) является матерью и законным представителем малолетнего Т, /дата/ г.р., ребенок проживает по адресу: <адрес>. В июне 2019г. она (административный истец) в очередной раз обратилась в дошкольный отдел <адрес> с просьбой предоставить место ребенку в детском дошкольном учреждении, на что 11.07.2019г. получила ответ №, из которого следует, что место ребенку предоставлено не будет, с чем не согласна, что и явилось основанием для обращения с указанным административным иском в суд.
Административный истец ТТТ и ее представитель Э в судебном заседании требования административного искового заявления поддержали, дополнительно указав, что у административного истца есть старший ребенок, который посещает детский сад №, чем и обусловлен избранный способ защиты нарушенного конституционного права.
Представитель административного ответчика – <адрес> – на основании доверенности (л.д.26) М в судебном заседании требования административного искового заявления не признала, представила письменные возражения (л.д.12-13), ссылалась на то, что Т, /дата/ г.р., 25.05.2018г. зарегистрирован в очереди на детские сады №, 498, 6, 458, 303, 389, 449, 393, 376. Первоочередного и внеочередного права на направление и зачисление не имеет. В настоящее время услуга по выдаче ребенку административного истца путевки-направления в детский сад приостановлена в соответствии с п.1.3, п.4.2 Порядка комплектования, п.2.12 Регламента. Предоставление муниципальной услуги возобновится при наличии свободного места в образовательном учреждении, указанном в заявлении.
Представитель заинтересованного лица по делу – Мэрии <адрес> – на основании доверенности (л.д.28) Е в судебном заседании требования административного искового заявления сочла не подлежащими удовлетворению, представила письменный отзыв (л.д.32-38), указала, что, действительно, Т, /дата/ г.р., поставлен 25.05.2018г. в общую очередь на предоставление места в одном из дошкольных учреждений <адрес>. В карточке ребенка указаны дошкольные образовательные учреждения – ДОУ №№, 498, 6, 458, 303, 389, 449, 393, 376. Очередь Романа в возрастной категории с 2-х до 3-х лет на 08.10.2019г. не подошла, в детский сад № – составляет 300. Все дети, стоящие в очереди впереди А, имеют льготное (внеочередное или первоочередное) право на предоставление места в дошкольном учреждении и более раннюю дату постановки на учет. Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения (ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ). Так, для исполнения обязательства по обеспечению предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории <адрес> были приняты следующие муниципальные программы: «Развитие инфраструктуры и материально-технической базы муниципальных образовательных организаций <адрес>» на 2013 - 2017 годы, утверждена постановлением мэрии <адрес> от /дата/№; «Развитие муниципальной системы образования <адрес> на 2015 - 2017 годы», утверждена постановлением мэрии <адрес> от /дата/№; «Развитие социальной инфраструктуры <адрес> на 2017-2030 годы», утверждена решением Совета депутатов <адрес> от /дата/№; «Развитие сферы образования <адрес>» на 2018 - 2021 годы», утверждена постановлением мэрии <адрес> от /дата/№. С 2011 по 2016 годы благодаря софинансированию из средств бюджетов разных уровней было введено более восемнадцати тысяч новых мест, возведено 64 новых здания (в 2015 введено 3680 мест, в 2016 - 520 мест, с 2014 по 2018 гг. - 1 333 места). В 2017 году проведен капитальный ремонт зданий двух бывших детских домов по <адрес>, на 220 мест и по <адрес>, на 100 мест, что позволило дополнительно обеспечить местами 320 детей дошкольного возраста. В декабре 2018 года открыт детский сад № по <адрес> на 210 мест в <адрес>. В настоящее время ведется строительство детского сада № по <адрес> на 220 мест, детского сада по <адрес> на 220 мест, детского сада по <адрес> на 220 мест, детского сада по <адрес> на 145 мест, детского сада по <адрес> на 165 мест, детского сада по <адрес> на 120 мест, детского сада по <адрес> на 220 мест. В 2019-2021 годах запланировано строительство 16 дошкольных образовательных организаций на территории <адрес> на 3 350 мест, в том числе снос и строительство нового здания детского сада на месте здания ДОУ № по ул.9 ноября, 49, в который путевки не выдаются, так как детский сад будет расформирован. Тем самым, обязательства по обеспечению предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района и городского округа исполняются в полном объеме. Информация об открытии новых детских садов активно освещается в средствах массовой информации, на сайтах в сети «Интернет». Для реализации принципа общедоступности и бесплатности образования в России создана система муниципальных дошкольных образовательных учреждений, место в которых гарантируется каждому ребенку, родитель которого изъявил соответствующее желание. Наличие очередности для получения места в дошкольном образовательном учреждении само по себе не является нарушением конституционных прав граждан, поскольку дает возможность всем обратившимся (с соблюдением последовательности их обращения) получить место в детском саду. Передавая полномочия по организации дошкольного образования в компетенцию органов местного самоуправления, законодатель предоставил возможность определять порядок решения таких вопросов, исходя из возможностей муниципального района и городского округа (ст.15, ст.16 ФЗ РФ от /дата/ №131-ФЗ). Следовательно, реализация вышеуказанной гарантии поставлена в зависимость от наличия у муниципального образования возможностей для единовременного удовлетворения всех нуждающихся в получении мест в дошкольных образовательных учреждениях. Отсутствие возможности у муниципального образования единовременно удовлетворить запросы всех нуждающихся не является нарушением их прав, закрепленных законом, поскольку органами местного самоуправления разработана система очередности, находящаяся в динамике, которая позволяет с течением времени всем обратившимся получить место в детском дошкольном образовательном учреждении. Реализация истцом конституционных прав на получение его ребенком дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях. Само по себе наличие очереди на получение мест в дошкольном образовательном учреждении нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца.
Суд, заслушав пояснения, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, приходит к следующему:
Судом установлено, что Т, /дата/ г.р., 25.05.2018г. зарегистрирован на очереди в детские сады №, 498, 6, 458, 303, 389, 449, 393, 376. Ребенок поставлен в общую очередь на предоставление места.
Родителями (законными представителями) Т являются ТТТ (административный истец) и ТТ, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.7).
01.04.2019г. <адрес>ТТТ предоставлен ответ на обращение от 19.03.2019г. (л.д.18) о предоставлении места в детском саду с указанием, что на 01.04.2019г. текущий номер очереди ребенка по району – 7 634, по возрастной категории от 1-2 лет - №, место ребенку будет предоставлено по мере продвижения очереди.
09.07.2019г. <адрес>ТТТ предоставлен ответ на обращение от 28.06.2019г. (л.д.20) о предоставлении места в детском саду с указанием, что на 09.07.2019г. текущий номер очереди ребенка по району – 7 519, по возрастной категории от 1-2 лет - №, место ребенку будет предоставлено по мере продвижения очереди.
26.09.2019г. <адрес>ТТТ предоставлен ответ на обращение от 13.09.2019г. (л.д.22) о предоставлении места в детском саду с указанием, что на 26.09.2019г. текущий номер очереди ребенка по району – 7 636, по возрастной категории от 1-2 лет - №. Очередь по возрастной категории с 2-3 лет на детские сады №№, 498-276, 6-281, 458 – 179, 303-304, 389 – 225, 449-229, 393-221, 376-123, место ребенку будет предоставлено по мере продвижения очереди.
В ответах административным ответчиком разъяснен порядок предоставления мест в дошкольных учреждениях.
Таким образом, административный истец неоднократно обращался к административному ответчику по вопросу предоставления несовершеннолетнему сыну места в дошкольном образовательном учреждений, указывая те доводы, которые изложены в исковом заявлении, на что по существу получал отказы.
Указанные в переписке обстоятельства, оцененные административным истцом как бездействие, явились спорными при рассмотрении настоящего дела.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов..
Данный срок административным истцом соблюден, с административным исковым заявлением об оспаривании отказа от /дата/ТТТ обратилась в суд /дата/, в части оспаривания бездействия указанный срок не применяется, в связи с чем основания для отказа в поданном административном иске по формальным основаниям отсутствуют.
Что касается существа принятого отказа, то суд исходит из следующего:
Правоотношения между сторонами спора регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом "Об образовании в РФ", а также иными нормативно-правовыми актами, имеющими меньшую юридическую силу, и не противоречат вышестоящим актам.
Спорная муниципальная услуга выражается в приеме заявлений, постановке на учет и направлении для зачисления детей в образовательные учреждения.
В соответствии со ст.43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и безопасность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Исходя из смысла и содержания ст.43 Конституции РФ, обязательным является основное общее образование. Для получения дошкольного образования Конституция РФ гарантирует общедоступность.
Статьей 5 Федерального закона от /дата/г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
На основании п.11 ч.1 ст.15 и п.13 ч.1 ст.16 Закона РФ /дата/ N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района и городского округа, а так же организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий, относится к вопросам местного значения.
В целях обеспечения детей дошкольного возраста местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях <адрес> в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2012г. №-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Уставом <адрес> утверждены Порядок комплектования муниципальных образовательных организаций <адрес>, реализующих образовательную программу дошкольного образования (постановление мэрии <адрес> от 17.04.2019г. № «О Порядке комплектования муниципальных образовательных организаций <адрес>, реализующих образовательную программу дошкольного образования»), а также Административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и направлению для зачисления детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования (постановление мэрии <адрес> от 17.04.2019г. № «Об административном регламенте предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и направлению для зачисления детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования».
В соответствии с п.2.1 Постановления Мэрии <адрес> от 17.04.2019г. № «О Порядке комплектования муниципальных образовательных организаций <адрес>, реализующих образовательную программу дошкольного образования» массовое комплектование образовательных организаций в целях формирования групп детей на 1 сентября текущего года осуществляется в период с 1 марта по 31 августа текущего года с учетом желаемого года поступления в образовательную организацию. После окончания периода массового комплектования образовательных организаций 1 сентября текущего года осуществляется их доукомплектование при наличии (появлении) в них свободных мест (освободившихся, вновь созданных) с соблюдением требования, предусмотренного пунктом 1.3 указанного Постановления, с учетом желаемой даты поступления в образовательную организацию.
Постановка на очередь и распределение путевок-направлений осуществляется автоматически в зависимости от даты постановки на очередь и наличии права на льготу посредством использования государственной информационной системы <адрес> «Электронный детский сад», введенной в эксплуатацию в целях автоматизации процессов предоставления услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, в соответствии с Постановлением <адрес> от /дата/№-п.
Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в ст.55 Закона №273-ФЗ. Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (ч.1). Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей названную деятельность, самостоятельно (ч.9).
Согласно ч.2 ст.67 Закона №273-ФЗ, правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч.3 ст.67 Федерального закона №-Ф3).
При этом, в силу ч.4 ст.67 названного закона в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 Закона №-Ф3. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Указанные нормативные акты не отменены, в установленном законом порядке незаконными не признаны.
Суд обязан проверить содержание оспариваемого решения (бездействия) на соответствие нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения (пункт 4 части 9), проверить наличие оснований для принятия оспариваемого решения и обоснованность его принятия (подпункт "в" пункт 3 части 9). При этом выводы, положенные государственным органом в основу принятого решения, должны быть подтверждены, то есть обоснованны.
Представленными административным ответчиком и заинтересованным лицом в суд доказательствами, в том числе данными программы «Электронный детский сад», подтверждается, что МКДОУ детские сады №№, 498, 6, 458, 303, 389, 449, 393, 376 укомплектованы полностью (л.д.41-53).
Основания не доверять общедоступным данным учета у суда отсутствуют.
Гарантированные Конституцией РФ права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного статьей 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Реализация истцом конституционных прав на получение ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, в частности, такая реализация не должна нарушать права других детей, поставленных на очередь ранее, либо имеющих в силу закона право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении.
Все дети, стоящие на очереди впереди Т, имеют льготное (внеочередное или первоочередное) право на предоставление места в дошкольном учреждении и более раннюю дату постановки на очередь.
Предоставление места в дошкольном образовательном учреждении ребенку истца на основании судебного решения может повлечь за собой нарушение прав и охраняемых интересов детей, вставших в очередь ранее данного ребенка, а также интересов детей, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с п.1 ст.11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Суд приходит к выводу, что само по себе предоставление мест в детских дошкольных учреждениях в порядке очередности не является незаконным.
Предоставление мест для детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях во внеочередном, первоочередном порядке осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Доводы ТТТ, содержащие указание о несогласии с решением органа, как нарушающего права его ребенка на получение дошкольного образования, признаются судом несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела. Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные обстоятельства, ТТТ не представлено. Иные доводы, в том числе связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм права, чем установленные судом при рассмотрении дела, не опровергают выводы суда. Законным представителем несовершеннолетнего не представлено доказательств, подтверждающих права Т на первоочередное либо внеочередное предоставление места в детском дошкольном учреждении. Истец не доказала право несовершеннолетнего Т на внеочередное или первоочередное получение места в детском дошкольном учреждении, не опровергла доводы представителя ответчика о предоставлении мест в указанных учреждениях на основании принципа очередности, закрепленного в правовых актах, регламентирующих порядок предоставления мест в детских дошкольных учреждениях.
Учитывая изложенное, требования ТТТ в интересах несовершеннолетнего Т удовлетворению не подлежат.
Стороны не ставили вопрос о распределении про делу судебных издержек, в связи с чем он при вынесении решения не разрешался.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ТТТ к <адрес> об оспаривании решения и бездействия – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено /дата/.
Судья: «подпись» М.В. Сидорчук