ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-4438/2022 от 12.07.2022 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело а-4438/2022

54RS0-93

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации 12 июля 2022 года Центральный районный суд в составе: председательствующего судьи Александровой Е.А., при секретаре Отт Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по о признании незаконным факт принятия деклараций,

у с т а н о в и л:

обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным факт принятия Межрайонной ИФНС России по налоговых деклараций по НДС за 4 квартал 2018 года, 1-4 кварталы 2019 года в отношении ООО «АМЕГА» (ИНН 5406995370), обязать Межрайонную ИФНС России по исключить из обработки налоговые декларации по НДС за 4 квартал 2018 года, 1-4 кварталы 2019 года в отношении ООО «АМЕГА» (ИНН 5406995370), запретить Межрайонной ИФНС России по осуществлять прием и обработку схемных налоговых деклараций по НДС в отношении ООО «АМЕГА» (ИНН 5406995370).

Представитель административного истца – помощник прокурора Проскурякова О.Е. в судебном заседании поддержала требования иска.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица – Ф Б.Е. в судебном заседании не оспаривал факт принятия фиктивных деклараций.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Судом установлено, что прокуратурой проверено исполнение МИФНС России по (далее - Инспекция) налогового законодательства.

Проверкой установлено, что ООО «АМЕГА» (ИНН 5406995370) зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Руководителем и учредителем общества с момента образования является К А.А. (ИНН 541782404801).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «АМЕГА» прекратило деятельность в связи с ликвидацией юридического лица. О ликвидации ООО «АМЕГА» налоговому органу известно с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией произведен допрос руководителя и учредителя ООО АМЕГА» К А.А., который сообщил, что фактически руководителем и учредителем ООО «АМЕГА» никогда не являлся, финансово хозяйственную деятельность от имени общества не осуществлял. ООО «АМЕГА» зарегистрировал на свое имя за денежное вознаграждение. Налоговую и бухгалтерскую отчетность, в том числе налоговые декларации по НДС, а также первичные документы не подписывал и никому не поручал подписывать от своего имени. Сведения налоговой и бухгалтерской отчетности, в том числе налоговых деклараций по НДС, К А.А. подтвердить не может.

К А.А. лично ключ электронной цифровой подписи не получал и не использовал. Показания К А.А. подтверждаются ответом ООО «Компания Тензор» и доверенностью на представителя ООО «АМЕГА» Н И.А., уполномоченному на получение ЭЦП.

Согласно данным расчетного счета ООО «АМЕГА» К А.А. не выплачивалась заработная плата, справки 2-НДФЛ не подавались.

ООО «АМЕГА» с момента образования до момента ликвидации (ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ) представлено 19 налоговых деклараций по НДС за периоды 4 квартал 2018 года, 1-4 кварталы 2019 года с суммами НДС, заявленными к вычету в размере 202 276 тыс. руб., которые подписаны электронной цифровой подписью законного представителя общества К А.А.

Мероприятиями налогового контроля установлено, что суммы НДС в разделах 8 (книга покупок) и разделах 9 (книга продаж) налоговых деклараций по НДС за 4 квартал 2018 года, 1-4 кварталы 2019 года заявлены ООО «АМЕГА» без фактического осуществления сделок с контрагентами поставщиками и покупателями путем формирования фиктивных налоговых вычетов в интересах организаций предполагаемых «выгодоприобретателей». Вместе с тем, несмотря на ликвидацию ООО «АМЕГА», контрагенты - «выгодоприобретатели» продолжают осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, используя данные налоговых деклараций по НДС ООО «АМЕГА», тем самым завышают налоговые вычеты по НДС и уменьшают сумму налога, подлежащую к уплате, допуская искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности путем создания видимости исполнения требований статей 169, 171, 172 НК РФ.

В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ), принципами ведения государственных реестров являются, в том числе единство и сопоставимость указанных сведений, которые обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров, государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Согласно ст. 51 ГК РФ, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрен публичный статус информации, содержащейся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Исходя из положений пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 50.09.2004 , ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. ФНС России и ее территориальные органы управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Учитывая изложенное, положения приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ №ММВ-7-14/72@ (далее - Приказ №ММВ-7-14/72@) по проведению мероприятий по проверке достоверности сведений ЕГРЮЛ предусматривают взаимодействие территориальных налоговых органов, на которые возложены полномочия по государственной регистрации юридических лиц, и территориальных органов ФНС России, на которые такие полномочия не возложены.

Так, п. 4 Приказа №ММВ-7-14/72@ определено, что одним из оснований для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ является любая информация о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

Проведение мероприятий по проверке достоверности сведений (получение объяснений, изучение документов, имеющихся в территориальных органах ФНС России и т.д.) осуществляется в пределах месячного срока.

В силу ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган принимает решение с предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в случае наличия в клином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. В силу ч. 5 ст. 80 НК РФ, налогоплательщик плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения определены приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-3/558@ """N5 утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме».

Так, в силу данного приказа ФНС России в разделе титульного листа достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю» указывается построчно фамилия, имя и отчество руководителя организации полностью (в поле «фамилия, имя, отчество»), ставится его подпись (в месте, отведенном для подписи) и проставляется дата подписания.

Подпись руководителя организации, индивидуального предпринимателя либо их представителей и дата подписания проставляются также в разделе 1 декларации, в поле «Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю».

Во взаимосвязи положений ч. 4 ст. 80 НК РФ, п. 19 Приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-19/343@ «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» основанием для отказа в приеме налоговой декларации является представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме.

В силу положений приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-8-2/24дсп@ (далее - Приказ № ММВ-8-2/24дсп@) в целях обеспечения автоматизированного ведения информационного ресурса «Допросы и осмотры» установлен порядок его формирования.

В соответствии с п. 10.2 Приказа №ММВ-8- 2/24дсп@ при допросе свидетеля в налоговом органе, информацию, подлежащую включению в «Допросы и осмотры», должностное лицо вносит по ходу допроса.

В соответствии с разъяснениями Высшего арбитражного суда в Постановлении Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N2 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», представление в налоговый орган первичных документов не влечет автоматического применения налоговых вычетов, а является лишь основанием для подтверждения факта реальности хозяйственных операций и уплаты налогов, поэтому при решении вопроса о правомерности применения налогоплательщиком налоговых вычетов считываются результаты проведенных налоговыми органами проверок достоверности и непротиворечивости представленных документов, а также предприятий-контрагентов.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). О необоснованности налоговой выгоды, в том числе, могут свидетельствовать: подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о невозможности реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг; отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.

Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике-покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.

Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов лежит на покупателе, поскольку именно он является субъектом, который применяет вычет (Постановления Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ 14473/10, от ДД.ММ.ГГГГ 6961/10, от ДД.ММ.ГГГГ 8686/07, от ДД.ММ.ГГГГ N2 10963/06, Постановление ФАС от ДД.ММ.ГГГГ. М2 А40-12389/11-75-48 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N2 ВАС-3896/12), Определение ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ 308КГЦ-2792, Постановление АС СКО от ДД.ММ.ГГГГ N2 А32- 5093/2012).

Если налоговым органом представлены доказательства того, что в действительности контрагенты хозяйственных операций не осуществляли, схема взаимодействия контрагентов указывает на их цель получение необоснованной залоговой выгоды, оцениваются все доказательства по делу в совокупности и взаимной связи для исключения внутренних противоречий и расхождений между ними.

Таким образом, Межрайонная ИФНС России по допустила принятие налоговых деклараций по НДС на сумму схемных операций в размере 202 276 тыс. руб., что ставит под угрозу защиту участников гражданского оборота от недобросовестных контрагентов, а также препятствует обеспечению прозрачной деловой среды.

Негативным последствием выявленных нарушений является несвоевременное внесение данных в информационный ресурс «Допросы и осмотры» о фиктивном статусе должностного лица - директора ООО «АМЕГА» К А.А., что противоречит политике государства по противодействию отмывания денежных средств, ставит под угрозу обеспечение прав и интересов иных участников гражданского оборота.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным удовлетворить требования административного иска в части признания незаконным факт принятия Межрайонной ИФНС России по налоговых деклараций по НДС за 4 квартал 2018 года, 1-4 кварталы 2019 года в отношении ООО «АМЕГА» (ИНН 5406995370), возложении обязанности на Межрайонную ИФНС России по исключить из обработки налоговые декларации по НДС за 4 квартал 2018 года, 1-4 кварталы 2019 года в отношении ООО «АМЕГА» (ИНН 5406995370)

Между тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в части запрета Межрайонной ИФНС России по осуществлять прием и обработку схемных налоговых деклараций по НДС в отношении ООО «АМЕГА» (ИНН 5406995370), ввиду отсутствия нарушенного права.

Запрет подразумевает непринятие всех поступающих деклараций от ООО «АМЕГА», что является ущемлением прав организации, так как подразумевается, что поступающие декларации заведомо не соответствуют действующему законодательству без проведения соответствующей проверки.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований административного истца.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 39, 175-180, Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования – удовлетворить частично.

Признать незаконным факт принятия Межрайонной ИФНС России по налоговых деклараций по НДС за 4 квартал 2018 года, 1-4 кварталы 2019 года в отношении ООО «АМЕГА» (ИНН 5406995370), обязать Межрайонную ИФНС России по исключить из обработки налоговые декларации по НДС за 4 квартал 2018 года, 1-4 кварталы 2019 года в отношении ООО «АМЕГА» (ИНН 5406995370).

В удовлетворении иных требований – отказать.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.А. Александрова