ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-4468/2022 от 27.09.2022 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

Копия 50RS0-52

Дело а-4468/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2022 года г. ФИО1

ФИО1-Посадский городской суд в составе: председательствующего судьи Уваровой О.А., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО2 к администрации ФИО1-Посадского городского округа о признании незаконным п. 1.5 Постановления Главы Администрации городского поселения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ-П «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Администрации ФИО1-Посадского городского округа о признании незаконным п. 1.5 Постановления Главы Администрации городского поселения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ-П «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» (л.д. 2-5).

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО2 является собственником части жилого дома общей площадью 65,7 кв.м. и земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 868 кв.м., расположенных по адресу: , г. ФИО1,. ДД.ММ.ГГГГ Административный истец узнал о наличии постановления Главы Администрации городского поселения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ-п, которым утверждено заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: , ФИО1-Посадский муниципальный район, городское поселение ФИО1, г. ФИО1,. Так часть жилого дома, принадлежащая административному истцу отвечает требованиям предъявляемым к жилым помещениям, указанным в разделе II Положения. Административным ответчиком никаких экспертных исследований технического состояния части жилого дома, принадлежащей Административному истцу, не проводилось. Полагала, что оснований для признания жилого дома, в том числе части жилого дома, принадлежащей административному истцу, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не имеется. Учитывая также, что заявления собственника в адрес административного ответчика не поступало. В нарушение п. 43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия не проверяла фактическое состояние дома, административного истца к участию в обследовании не привлекали. В связи с чем полагала, что её часть дома не обследовалась. Обратившись в суд с настоящим иском, ФИО2 просила признать незаконным п. 1.5 Постановления Главы Администрации городского поселения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ-П «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу».

В судебном заседании представитель административного истца, по доверенности ФИО6 исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям иска. Просила требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации ФИО1-Посадского городского округа , по доверенности ФИО4, исковые требования не признал. Полагал, что жилой дом является аварийным. Считал заявленные требования необоснованными. Пояснил, что межведомственной комиссией исследовалась только та часть дома, которая находится в муниципальной собственности, другие собственники при осмотре участия не принимали. Просил в иске отказать.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником части жилого дома общей площадью 65,7 кв.м. и земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 868 кв.м., расположенных по адресу: , г. ФИО1,(л.д. 10-16).

Решением ФИО1-Посадского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , квартиры в многоквартирным жилом доме, расположенном по адресу: , ФИО1-Посадский муниципальный район, городское поселение ФИО1, г. ФИО1,были признаны самостоятельными частями жилого дома, за Административным истцом было признано право собственности на часть жилого дома общей площадью 61.2 кв.м. – лит. А, А2, а4, а за Административным ответчиком – право собственности на часть жилого дома общей площадью 76,5 кв.м. (л.д. 17-18).

Постановлением Администрации городского поселения ФИО1-Посадского муниципального района № ДД.ММ.ГГГГ-п «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» утверждены заключения межведомственной комиссии и признаны многоквартирные жилые дома, указанные в п. 1 указанного Постановления аварийными и подлежащими сносу. Сделан вывод о необходимости признания жилого здания аварийным и произвести расселение жильцов (л.д. 22-23).

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: , ФИО1-Посадский муниципальный район, городское поселение ФИО1, г. ФИО1,признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Администрации г.п. ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ-П «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» утверждено заключение межведомственной комиссии от 04.10.2017г. «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу» на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: , ФИО1-Посадский муниципальный район, городское поселение ФИО1, г. ФИО1,(п.1.5). Указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Полагая свои права нарушенными, ФИО2 обратилась в суд.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административным истцом указано, что об оспариваемых решениях ей стало известно ДД.ММ.ГГГГ, доказательств обратного суду не представлено, следовательно, установленный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок на их обжалование административным истцом не пропущен.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

При рассмотрении дел об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.

Кроме того, установлению подлежит: вынесено ли заключение компетентным составом межведомственной комиссии, включались ли в ее состав лица, указанные в пункте 7 Положения, - представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, привлекался ли к работе комиссии собственник жилого помещения либо уполномоченное им лицо, а также эксперты проектно-изыскательских организаций.

Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия жилого помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Суд соглашается с мнением административного истца и приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании незаконным п. 1.5 Постановления Главы Администрации городского поселения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ-П «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу».

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к администрации ФИО1-Посадского городского округа о признании незаконным п. 1.5 Постановления Главы Администрации городского поселения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ-П «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» - удовлетворить.

Признать незаконным п. 1.5 Постановления Главы Администрации городского поселения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ-П «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу».

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через ФИО1-Посадский городской суд .

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья (подпись) О.А. Уварова