ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-449/2018 от 31.05.2018 Баксанского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело а-449/2018 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 31 мая 2018 года.

Баксанский районный суд Кабардино – Балкарской республики в составе:

председательствующего – судьи Мафедзова А.М.,

при секретаре – Тлуповой Л.Л.,

с участием :

представителей: административного истца - помощника прокурора <адрес> А.А., административного ответчика- Калашникова В.В. действующего на основании доверенности №<адрес>9 от ДД.ММ.ГГГГ и диплома о высшем образовании АБВ 0306284 от ДД.ММ.ГГГГг.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> к местной администрации городского округа Баксана КБР о возложении обязанностей по удовлетворению протестов прокурора,

УСТАНОВИЛ:

прокурор <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к местной администрации г.о.Баксан, в котором просит обязать местную администрацию городского округа Баксан КБР удовлетворить протесты прокурора города от ДД.ММ.ГГГГ и , отменив постановления местной администрации г.о.Баксан КБР от ДД.ММ.ГГГГ и 545 о продлении срока действия заключённых с Шогеновым 3.3. договоров от ДД.ММ.ГГГГ и 6 аренды земельных участков с кадастровыми номерами 07:01:2900000:736 и 07:01:2900000:737, площадью 36 587 и 30 006кв.м., до 25 лет, как противоречащие закону.

В обоснование иска прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы местной администрации г.о.Баксан КБР принесены протесты прокурора города от ДД.ММ.ГГГГ и об отмене постановлений от ДД.ММ.ГГГГ и 545 о продлении срока действия заключённых с Шогеновым 3.3. договоров от ДД.ММ.ГГГГ и 6 аренды земельных участков с кадастровыми номерами 07:01:2900000:736 и 07:01:2900000:737, площадью 36 587 и 30 006кв.м, до 25 лет, как противоречащих закону.

ДД.ММ.ГГГГ главой местной администрации г.о.Баксан КБР дан ответ о невозможности удовлетворения указанных протестов до принятия арбитражным судом КБР решения по делу №А20-2647/2017 по исковому заявлению ФКУ Упрдор Кавказ» ФДА <адрес> к местной администрации г.о.Баксан КБР о признании недействительными сведений в государственном кадастре и договоров аренды, исключении соответствующих записей из реестра недвижимости.

Данный отказ прокурор считает необоснованным, поскольку прокуратурой <адрес>, проведена надзорная проверка соблюдения законодательства, в ходе которой выявлены нарушения Гражданского кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №51-ФЗ, Земельного кодекса РФ, федеральных законов о противодействии коррупции, защите конкуренции и об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Так, при выполнении АО «ЛИМБ» государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ «Проведение работ в целях государственной регистрации прав на объекты недвижимости дорожного хозяйства федеральной собственности», заключённого с ФКУ Упрдор «Кавказ», выявлены наложения вышеперечисленных арендуемых земельных участков, подпадающих под полосу отвода автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой.

В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ (частью 1 статьи 269), Земельного кодекса РФ (частью 2 статьи 9, частью 2 статьи 11, подпунктом 3 части 1 статьи 11.3,частью 1 и пунктом 19 части 2 статьи 39.6, пунктом 12 части 8 статьи 39.8, частями 1 и 2 статьи 65) лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 39.6 ЗК РФ, в том числе пунктом 19 данной нормы - земельного участка гражданину для сенокошения.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с документами, в том числе утвержденной схемой расположения земельного участка (участков) на кадастровом плане территории.

По смыслу пункта 7 части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О защите конкуренции», органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

Прокурор <адрес> считает заключение договоров аренды государственного имущества осуществлено за пределами компетенции органа местного самоуправления, без проведения конкурсных процедур на право заключения этих договоров, ставит Шогенова 3.3. в более выгодные условия по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

При вынесении местной администрации г.о.Баксан КБР постановлений от ДД.ММ.ГГГГ и 545 допущены коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «д» пункта 3 Методики, утверждённой Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, и нарушения законов, препятствующие проведению достоверного кадастрового учёта находящихся в бессрочном пользовании ФКУ Упрдор «Кавказ» земельных участков, подпадающих под полосу отвода автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 -Лон»- Владикавказ- Грозный- Махачкала- граница с Азербайджанской Республикой, ущемляющие имущественные права Российской Федерации и влекущие возникновение коррупционной составляющей в действиях должностных лиц муниципального органа при осуществлении полномочий в сфере землепользования.

Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О противодействии коррупции» (частью 4 статьи 5) и ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пунктом 42 части 1 статьи 16) органам местного самоуправления предписано осуществление мер по противодействию коррупции в границах городского округа.

Таким образом, неисполнение законных требований прокурора <адрес> по мнению административного истца способствует дальнейшим нарушениям прав и имущественных интересов Российской Федерации.

Представитель административного истца помощник прокурора Шак А.А. поддержал вышеприведенные доводы и просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Калашников В.В. просил отказать в удовлетворении требований административного истца. Он считал, что протесты прокурора не могут быть исполнены администрацией до вступления в законную силу решения Арбитражного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А20-2647/2017 по спору между ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» <адрес> к г.о.Баксан в лице местной администрации г.о.Баксан, Баксанскому муниципальному району КБР в лице местной администрации Баксанского муниципального района КБР, к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шогенову З.З. о признании недействительным договора аренды и исключения записей из реестра недвижимости.

Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы, суд находит заявленные требования прокурора г.о.Баксан подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено судом и это следует из материалов дела на основании постановлений главы местной администрации г.о. Баксан и 545 от ДД.ММ.ГГГГг. был осуществлен перевод земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения расположенных в границах городского округа Баксан общей площадью 36587 кв.м с кадастровым номером 07:01:2900000:736 и площадью 30006 кв.м с кадастровым номером 07:01:2900000:737 сенокосов предназначенных для сельскохозяйственного использования – в угодья «многолетние насаждения» с закладки многолетних насаждений.

Теми же постановлениями продлены действия договоров аренды и от 29.01.2016г. указанных земельных участков, заключенный между Управлением имущественных и земельных отношений Г.О. Бакксан и Шогеновым З.З. до 25 лет.

В ходе прокурорской проверки проведенной прокуратурой <адрес> по обращению представителя ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства Лавринович В.В. о несоблюдении местной администрацией г.о.Баксан КБР действующего законодательства при предоставлении в аренду земельных участков было установлено следующее.

При выполнении АО «ЛИМБ» государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ «Проведение работ в целях государственной регистрации прав на объекты недвижимости дорожного хозяйства федеральной собственности», заключённого с ФКУ Упрдор «Кавказ», выявлены наложения вышеперечисленных арендуемых земельных участков, подпадающих под полосу отвода автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой.

Кроме того заключение договоров аренды государственного имущества было осуществлено за пределами компетенции органа местного самоуправления, без проведения конкурсных процедур на право заключения этих договоров, и тем самым поставило Шогенова 3.3. в более выгодные условия по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Таким образом проверкой было установлено, что при вынесении местной администрации г.о.Баксан КБР постановлений от ДД.ММ.ГГГГ и 545 допущен коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «д» пункта 3 Методики, утверждённой Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, и нарушения законов, препятствующие проведению достоверного кадастрового учёта находящихся в бессрочном пользовании ФКУ Упрдор «Кавказ» земельных участков, подпадающих под полосу отвода автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 -Лон»- Владикавказ - Грозный- Махачкала- граница с Азербайджанской Республикой, ущемляющие имущественные права Российской Федерации и влекущие возникновение коррупционной составляющей в действиях должностных лиц муниципального органа при осуществлении полномочий в сфере землепользования.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы местной администрации г.о.Баксан КБР были принесены протесты прокурора города от ДД.ММ.ГГГГ и об отмене постановлений от ДД.ММ.ГГГГ и 545., как противоречащих закону.

ДД.ММ.ГГГГ главой местной администрации г.о.Баксан КБР дан ответ о невозможности удовлетворения указанных протестов до принятия арбитражным судом КБР решения по спору между ФКУ Упрдор Кавказ» ФДА <адрес> к местной администрации г.о.Баксан КБР о признании недействительными сведений в государственном кадастре и договоров аренды, исключении соответствующих записей из реестра недвижимости.

Суд находит отказ главы местной администрации г.о Баксан в удовлетворении протестов прокурора необоснованным и не основанным на нормах действующего гражданского и земельного законодательства, так как рассмотрение Арбитражным судом спора между хозяйствующими субъектами не мог служить основанием к такому отказу.

На основании п.п. 1, 2,3,4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет :

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств указанных в пунктах 3 и 4 и в части 10 настоящей статьи – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения, либо совершившие оспариваемые действия.

В соответствии с пунктом «д» статьи 3 «Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 96 коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.

В вынесенных протестах прокурор <адрес> ссылался не только на выявленные наложения арендуемых земельных участков, подпадающих под полосу отвода автомобильной дороги Р-217 Кавказ» но и на то, что при вынесении оспариваемых постановлений был допущен коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «д» пункта 3 указанной методики, поскольку заключение договоров аренды государственного имущества были осуществлены за пределами компетенции органа местного самоуправления, без проведения конкурсных процедур на право заключения этих договоров, что поставило Шогенова 3.3. в более выгодные условия по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 12 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных данным Законом. Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет.

В силу ч.4 ст.5 Закона КБР от ДД.ММ.ГГГГ РЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в КБР», передача в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление на передачу указанного земельного участка в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных статьей 7 настоящего Закона.

В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

В силу ст. 7 упомянутого закона, информация, связанная с оборотом земель сельскохозяйственного назначения и подлежащая обязательному опубликованию, публикуется соответственно в источнике официального опубликования нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики или источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту расположения земельного участка.

Анализ оспариваемых прокурором <адрес> постановлений главы местной администрации г.о.Баксан, позволяет суду сделать вывод о том, что после перевода земель в категорию – угодья «многолетние насаждения», последующее продление срока действия договора аренды до 25 лет с Шогеновым З.З., было произведено без проведения конкурсных процедур. Об этом свидетельствует тот факт, что перевод земель в другую категорию и продление договоров аренды с Шогеновым З.З. были произведены одной датой.

Кроме того, в судебное заседание относимых и допустимых доказательств того, что спорные земельные участки, предоставленные Шогенову З.З. на основании оспариваемых постановлений, находились в ведении местной администрации г.о.Баксан, административным ответчиком не представлены, как не предоставлены доказательства свидетельствующие о соблюдении конкурсной процедуры при продлении договоров аренды на 25 лет.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь приведенными выше нормами права суд делает вывод о том, что вынесенные главой местной администрации г.о.Баксан постановления от ДД.ММ.ГГГГ и 545, незаконными поскольку нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также имущественных интересов Российской Федерации, в связи с чем отказ администрации в удовлетворении вынесенных прокурором <адрес> протестов от ДД.ММ.ГГГГ и об их отмене суд считает необоснованным.

В соответствии со ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае удовлетворения иска в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:

об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В связи с тем, что протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, принимая во внимание, что 26.03.2018г. местной администрацией г.о Баксан было необоснованно отказано в удовлетворении протестов административного истца, суд считает необходимым предоставить административному ответчику срок для их удовлетворения в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора <адрес> КБР к местной администрации городского округа Баксан КБР,- удовлетворить.

обязать местную администрацию городского округа Баксан КБР удовлетворить протесты прокурора города от ДД.ММ.ГГГГ и , отменив постановления местной администрации г.о.Баксан КБР от ДД.ММ.ГГГГ и 545 о продлении срока действия заключённых с Шогеновым 3.3. договоров от ДД.ММ.ГГГГ и 6 аренды земельных участков с кадастровыми номерами 07:01:2900000:736 и 07:01:2900000:737, площадью 36 587 и 30 006кв.м., до 25 лет, как противоречащие закону в течение десяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд КБР, через Баксанский районный суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.

Судья - подпись

Копия верна:

Судья Баксанского

районного суда КБР А.М. Мафедзов