ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-4589/19 от 11.12.2019 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело а-4589/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

11 декабря 2019 года <адрес>

Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе: председательствующего судьи - Камыниной В.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем – Степановой К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС по <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, заинтересованные лица СПК «Прибой», ФИО2,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС по <адрес> о признании незаконным решения о государственной регистрации внесения изменений в сведения о лице, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица СПК «Прибой», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц; возложении обязанности исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица СПК «Прибой».

Заявленные исковые требования обоснованы тем, что истец является членом СПК «Прибой». С 2013 по ДД.ММ.ГГГГФИО1 занимала должность председателя СПК «Прибой». Истец указывает, что решением общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ председателем правления незаконно был избран ФИО2 В дальнейшем ФИО2 обратился в налоговую службу с заявлением о внесении изменений в ЕГРЮЛ в части изменения лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, предоставив в налоговую протокол нелегитимного общего собрания. ДД.ММ.ГГГГ с целью государственной регистрации внесения изменений в сведения о СПК «Прибой», содержащиеся в ЕГРЮЛ ФИО2 в налоговый орган подано заявление и протокол общего собрания, согласно которому, полномочия ФИО1 как лица, имеющего право без доверенности действовать от имени кооператива прекращены. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась в налоговый орган с заявлением о недостоверности предполагаемых к внесению сведений в ЕГРЮЛ, в которых была подробно описана хронология событий, в результате которых произошла нелегитимная смена председателя кооператива. В заявлении также содержалась просьбы не проводить регистрацию действий по внесению сведений в ЕГРЮЛ изменений. Однако, несмотря на осведомленность налогового органа о недостоверности предоставленных ФИО2 сведений, ДД.ММ.ГГГГ межрайонной ИФНС по <адрес> вынесено решение А о государственной регистрации внесения изменений в сведения о СПК «Прибой», содержащиеся в ЕГРЮЛ, о чем в реестр внесена соответствующая запись , согласно которой полномочия председателя ФИО1 прекращены и возложены на председателя правления ФИО2 Истец считает такие действия налогового органа неправомерными, нарушающими её права.

Протокольным определением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены СПК «Прибой», ФИО2

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Выслушав пояснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Межрайонная ИНФС России по <адрес> является регистрирующим налоговым органом, и осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с законом №129-ФЗ.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что СПК «Прибой» является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в ИФНС по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением основного государственного регистрационного номера (ОРГН) 1149102078531 и ИНН 9107002039.

Протоколом общего собрания членов СПК «Прибой» от ДД.ММ.ГГГГ председателем правления кооператива избран ФИО2

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в Инспекцию, предоставив пакет документов для государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице СПК «Прибой», содержащихся в ЕГРЮЛ, в частности:

- заявление по форме №Р14001 о внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, подписанное заявителем ФИО2 с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;

- копию протокола общего собрания членов СПК «Прибой» от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам рассмотрения представленных документов Инспекцией было принято решение А о государственной регистрации, на основании которого в ЕГРЮЛ была внесена запись за государственным регистрационным номером 2199112256110 о прекращении полномочий руководителя юридического лица председателя правления у ФИО1 и возложении полномочий руководителя юридического лица на председателя правления ФИО2

В соответствии с пунктом 8 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся такие сведения как фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В силу пункта 4 статьи 5 Закона N129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Регистрирующий орган вносит записи в ЕГРЮЛ на основании декларативно указанных заявителем сведений, содержащихся в представленных документах, исчерпывающих перечень которых определен Законом №129-ФЗ. Представленные документы анализируются только на соответствие установленному Законом №129-ФЗ комплексу и соблюдению требований оформления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 закона №129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган предоставляются подписанные заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме №Р14001, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверными.

Приказом Федеральной Налоговой Службы от ДД.ММ.ГГГГ №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» утверждена форма №Р14001 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы».

Действующее законодательство предусматривает заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.

Согласно пункту 2 статьи 18 закона №129-ФЗ представление документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона №129-ФЗ.

Уведомление регистрирующего органа о смене руководителя юридического лица производится по правилам, установленным статьей 17,18 Закона №129-ФЗ, путем подачи заявления по форме №Р14001. Подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

При этом, в силу положений абзаца 5 пункта 1.2 статьи 9 Закона №129-ФЗ свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на предоставляемых при государственной регистрации заявлений, уведомлений или сообщений не требуется в случае: направления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной подписью заявителя.

Исходя из положений пункта 1.3 статьи 9 Закона №129-ФЗ, при подаче заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ заявителем является руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

В случае предоставления всех необходимых документов, предусмотренных законом №129-ФЗ и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, в соответствии со ст. 23 Закона №129-ФЗ Инспекция принимает решение о государственной регистрации.

В силу пункта 5 статьи 11 Закона N 129-ФЗ регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 4.2 статьи 9 закона №12-ФЗ проверка достоверных сведений, включаемых или включенный в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованности сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации.

Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона №129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий определены Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ №ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, формы заявления физического лица о недостоверности сведения о нем в Едином государственной реестре юридических лиц».

Основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенный в ЕГРЮЛ, согласно пункту 2.4 Приказа ФНС являются: получение регистрирующим органом письменного возражения заинтересованного лица по форме №Р38001 относительно предстоящей государственной регистрации внесения сведений в ЕГРЮЛ, содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением к указанному возражению подтверждающих эти обстоятельства документов.

В соответствии пунктом 5 Приказа ФНС , указанные в пунктах 2 и 4 настоящих Оснований и Порядка обстоятельства не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ в случаях, если поступившее в регистрирующий орган возражение относительно предстоящего внесения сведений в КГРЮЛ представлено (направлено) с нарушением его порядка представления, установленного пунктом 6 статьи 9 Закона №129-ФЗ, и (или) не по форме, утвержденной в соответствии с указанным Федеральным законом; в поступивший в регистрирующих орган возражения относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ не приложены подтверждающие указанные обстоятельства документы.

Как следует из материалов дела ФИО1ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Инспекцию с заявлением, в котором просила не осуществлять никаких регистрационных действий в отношении смены председателя правления СПК «Прибой» до проведения общего собрания, на котором будет избран председатель кооператива в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что ФИО1 в Инспекцию с возражениями по форме Р38001 относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ в отношении СПК «ПРИБОЙ» не обращалась, документов, подтверждающих обстоятельства для отказа в государственной регистрации внесения сведений в ЕГРЮЛ не предоставила. Протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке незаконным не признан.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных исковых требований и об отказе в удовлетворении иска, поскольку на момент принятия оспариваемого решения у Инспекции отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации в соответствии со ст. 23 Закона №129-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,-

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Межрайонной ИФНС по <адрес>, о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, заинтересованные лица СПК «Прибой», ФИО2, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.Ф. Камынина

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

УИД: 91RS0-58