Дело №а-459/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2017 года п. Балахта
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хафизовой Ю.В.,
с участием административного истца ФИО4
представителя административного истца ФИО2, действующего на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю ФИО3 действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
при секретаре Ивашиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО4 ФИО7 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконным уведомления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе «Постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости» и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, суд
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконным решения о приостановлении «Постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации» от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений мотивируя свои требования, что ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление для постановки на кадастровый учет и регистрации права на объект незавершенного строительства расположенного по адресу: <адрес><адрес>. К заявлению о постановке на кадастровый учет были приложены технический паспорт объекта, договор аренды земельного участка, зарегистрированный в установленном законном порядке. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение о приостановке действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права в отношении объекта. Уведомление о приостановления истцом получено ДД.ММ.ГГГГ. Согласно уведомления, основанием для приостановки государственного кадастрового учета явилось не предоставление истцом документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В силу ч.1, 10 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ, а так же ч.7 ст. 70 Федерального закона №218-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ основанием для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства являются только технический план указанных объектов индивидуального строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок. Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что основания для постановки на государственный кадастровый учет и (или) государственной регистрации права на объекты незавершенного строительства до ДД.ММ.ГГГГ являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если на данные объекты, в соответствии с действующим законодательством не требуется разрешение на строительство в обязательном порядке. Согласно ч.1 ст. 51 ГрК РФ, ч.3 ст. 48 ГрК РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечивать подготовку проектной документации применительно с объектам индивидуального жилищного строительства. При таких обстоятельствах просит признать незаконным решение о приостановлении «Постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации» от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец утонил заявленные требования и просил суд признании незаконным уведомления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе «Постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости» и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений по основаниям указным в первоначальном иске (л.д. 38).
Административный истец ФИО4 ФИО8 в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного истца ФИО2 ФИО9 в судебном заседании заявленные требования поддержал и показал, что основанием для приостановки государственной регистрации и в дальнейшем отказа в постановке на учет послужило то, что истец не предоставил разрешение на строительство объекта незавершенного строительства, которое в данном случае не требуется, поскольку жилой дом, которой строит ФИО4 ФИО10 для одной семьи и он одноэтажный, что соответствует требованиям ч.7 ст. 70 Федерального закона №218-ФЗ, когда не требуется разрешение на строительство. То, что ФИО4 ФИО11 выстроил объект незавершённого строительства с нарушением схематического плана не может служить основанием для отказа в постановке его на учет, так как данный объект выстроен в пределах земельного участка, предоставленного ФИО4 ФИО12 для индивидуально жилищного строительства и не нарушает ни чьих прав. То что ФИО4 ФИО13 фактически начал строительство жилого дома подтверждает акт проверки соблюдения земельного законодательства заместителя главного государственного инспектора Балахтинского района по использованию и охране земель, где указано, что на земельном участке расположен строящийся жилой дом в кирпичном исполнении.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю ФИО3 в судебном заседании возражала по заявленным требованиям по основаниям указанным в письменных возражениях. Согласно письменных возражений установлено, что обжалуемое решение о приостановлении полностью соответствует действующему законодательству, принято в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.10 ст. 40 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляется на основании разрешения на строительства такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. ФИО4 ФИО14 в целях осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предоставил договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, по которому ему был предоставлен в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства по адресу <адрес> со сроком три года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, разрешение на строительство объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес> на государственную регистрацию не представлено. В силу чего на основании п.5 ч.1 ст. 26 Федерального закона №218-ФЗ ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором принято решение о приостановлении осуществления действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости, о чем заявителю направлено уведомление. Управлением в порядке межведомственного информационного взаимодействия направлялся запрос в администрацию Балахтинского района с просьбой о предоставлении разрешения на строительство. Согласно ответа администрация сообщила, что в соответствии с записью в журнале регистрации разрешений на строительство в 2003 году отделом архитектуры и градостроительства администрации Балахтинского района выдавалось разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 ФИО15 на строительство жилого дома по адресу <адрес>. В срок, установленный законодательством 10 лет, к строительству жилого дома застройщик не приступил. На земельном участке в линию застройки <адрес>, с нарушением схематического плана привязки выстроена хозяйственная надворная постройка (по документа – гараж, теплица). Срок действия разрешения на строительство, выданного в 2003 году ФИО1 закончился ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с номенклатурой дел архива администрации <адрес> разрешения на объекты, к строительству которых не приступали и срок строительства которых закончен, подлежат временному хранению в течении 3-ех лет после окончания срока их действия. В силу ст. 27 Федерального закона №218-ФЗ, поскольку в течении срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав ФИО4 ФИО16ДД.ММ.ГГГГ законно было отказано в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности в отношении объекта незавершенного строительства по адресу <адрес>. Ссылка истца на ч.7 ст. 70 Федерального закона №218-ФЗ в административном исковом заявлении не обоснованная, поскольку указанная норма распространяется на объект индивидуального жилищного строительства, тогда как административным истцом заявлено об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект незавершенного строительства, а не на объект индивидуального жилищного строительства. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект незавершенного строительства установлены в ст. 40 Федерального закона №218-ФЗ, где в части 10 прямо предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Перечень объектов, для строительства которых не требуется получения разрешения на строительство, установлен в части 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Объект индивидуального жилищного строительства в ч.17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не указан в числе объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство. Поскольку отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав принят в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий, установленных Федеральным законом №- ФЗ, следовательно не нарушает права и законные интересы административного истца, в силу чего просят отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО4 ФИО17 (л.д.21-26).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту Закона N 218-ФЗ), государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ в связи с созданием объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно.
На основании части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным кодексом (часть 1). Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей (часть 2).
Положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены случаи, когда не требуется выдача разрешения на строительство, в данном перечне отсутствует объект индивидуального жилищного строительства
Согласно п. 7 ст. 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" до ДД.ММ.ГГГГ основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства (часть 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, ФИО4 ФИО18 обратился в КГБУ МФЦ структурное подразделение Красноярск ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в связи с созданием (образованием) объекта недвижимости – объекта незавершенного строительства по адресу <адрес><адрес> приложением документов: технический план здания, сооружения либо объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.8).
Согласно уведомления Управления Росреестра по Красноярскому краю о приостановлении «Постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № № осуществление действий приостанавливается до ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что разрешение на строительство объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес> на государственную регистрацию не представлено (л.д.9-10)
Согласно уведомления Управления Росреестра по Красноярскому краю об отказе «Постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО4 ФИО19 было отказано в постановке на учет в связи с тем, что разрешение на строительство объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес> на государственную регистрацию не представлено (л.д.39-40).
Согласно информации администрации Балахтинского района от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО4 ФИО20 выдавалось разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство 2-х этажного жилого дома, в арбалитовом исполнении, общей площадью <данные изъяты> кв.м., на земельном участке расположенном по адресу <адрес> на основании архитектурно-строительного паспорта № от ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия закончился. При визуальном осмотре земельного участка кадастровый № определено: на земельном участке в линию застройки <адрес>, с нарушением схематического плана привязки возведена хозяйственная надворная постройка (по документам – гараж, теплица) (л.д.48-53).
По архитектурно-строительному паспорту участка № со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ на одноквартирный жилой дом в двух уровнях с надворными хозяйственными постройками ФИО4 ФИО21 обязался изменения в проект на строительство жилого дома производить с разрешения ОАГ, согласовавшего проект (л.д.55-65).
По договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 ФИО22 был предоставлен в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. из категории земель «земли населенных пунктов», для индивидуального жилищного строительства по адресу <адрес>, кадастровый № со сроком три года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.66-70).
Согласно акта проверки соблюдения земельного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. из категории земель «земли населенных пунктов», для индивидуального жилищного строительства по адресу <адрес>, кадастровый № расположен строящийся жилой дом в кирпичном исполнении, объект находится без дверей, окон и внутренней отделки. Возведены стены и крыша дома.
Оценив доказательства в их совокупности суд, отказывает в удовлетворении требований административного истца и мотивирует это тем, что принятое государственным регистратором решение о приостановлении осуществления действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости ДД.ММ.ГГГГ и в последующем принятое решение об отказе «постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ принято в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку ФИО4 ФИО23 при обращении с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта незавершенного строительства по адресу <адрес> не было предоставлено разрешение на строительство объекта незавершенного строительства, что является нарушением требований п.10 ст. 40 Федерального закона №218-ФЗ. Ссылка в административном исковом заявлении истца на положения ч.7 ст. 70 Федерального закона №218-ФЗ и ч.3 ст. 48 ГрК РФ суд не принимает во внимание, поскольку она основана на неправильном толковании закона, так как ч.7 ст. 70 Федерального закона №218-ФЗ распространяется только на объект индивидуального жилищного строительства, а административный истец обратился с заявлением о государственном кадастром учете и государственной регистрации прав на объект незавершенного строительства. Статья 48 ГрК РФ говорит о проектной документации связанной со строительском объекта индивидуального жилищного строительства и представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта и не включает в себя разрешение на строительство. При таких обстоятельствах административному истцу было законно отказано в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости. Кроме этого судом принят во внимание тот факт, что ФИО4 ФИО24 фактически на земельном участке в линию застройки <адрес>, с нарушением схематического плана привязки построил хозяйственную надворную постройку (по документам – гараж, теплицу) о чем было сообщено в Управление Росреестра по Красноярскому краю в порядке межведомственного информационного взаимодействия с администрации <адрес>, которую и хотел поставить на государственный кадастровый учет и произвести государственную регистрацию прав в отношении объекта незавершенного строительства, который фактически не является жилым домом. Довод представителя истца о том, что застройщик может проводить строительство жилого дома в любом месте земельного участка, который ему предоставлен для индивидуального жилищного строительства, суд не принимает во внимание, поскольку это противоречит нормам градостроительного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 ФИО25 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о призвании незаконным уведомления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе «Постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости» и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений – ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Красноярский краевой суд через Балахтинский районный суд.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.