ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-459/2022 от 23.03.2022 Глазовского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело а-459/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Кирилловой О.В.,

при секретаре Беккер И. А.,

с участием представителя административного истца – Пинегина О. В.,

представителя административного ответчика Управления Росреестра по Удмуртской Республике – Иванова Д. В.,

государственного регистратора Управления Росреестра УР – Гатаулиной Е. Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пинегиной Т.А. к Межмуниципальному отделу по Глазовскому, Балезинскому, Юкаменскому и <адрес>м Управления Росреестра по Удмуртской Республике, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об отмене решения (уведомления) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, обязании провести государственную регистрацию права и осуществить государственный кадастровый учет вновь образуемого земельного участка,

установил:

Пинегина Т. А. обратилась с административным исковым заявлением к Межмуниципальному отделу по Глазовскому, Балезинскому, Юкаменскому и Ярскому районам Управления Росреестра по Удмуртской Республике, Управлению Росреестра по Удмуртской Республике Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отмене решения (уведомления) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, обязании провести государственную регистрацию права и осуществить государственный кадастровый учет вновь образуемого земельного участка. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора дарения доли земельного участка истец стала правообладателем земельного участка, а именно 1/33 доли земельного участка с кадастровым номером 18:05:014014:631. расположенного по адресу: ФИО3, <адрес>, тем самым вступила в общедолевую собственность.

ДД.ММ.ГГГГ, через МФЦ г. Глазова, истцом было подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на земельный участок (долю), образованный «путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 18:05:014014:631».

Заявлению был присвоен помер КУВД-001/2021-46637204/1.

ДД.ММ.ГГГГ Межмуниципальным отделом по Глазовскому, Балезинскому, Юкаменскому и Ярскому районам Управления Росреестра по УР в лице Гатаулиной Е.Ф., по заявлению было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.

В обоснование принятого решения сделаны ссылки на Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при этом, какого-либо конкретного указания на неполноту представленных документов и (или) их несоответствия требованиям норм указанных законов не сделано. Вместе с тем, в решении (уведомлении) указано, что в представленном межевом плане выявлено пересечение земельного участка с границами населенного пункта и образующийся земельный участок не полностью входит в границы НП поселок Дом отдыха Чепца Глазовского района Удмуртской Республики.

Однако, каким нормам закона данное обстоятельство противоречит, в какой части выявлено пересечение, где проходят границы населенного пункта, когда они были установлены и почему данный земельный участок должен полностью входить в эти границы, в решении (уведомлении) не указано. После чего, без какого-либо обоснования и ссылки на конкретную норму закона, сделан вывод, что на основании представленных документов невозможно проведение государственной регистрации права и осуществления государственного кадастрового учета. Кроме сделанного противоречивого и необоснованного вывода, необходимо отметить, что в этом решении (уведомлении) отсутствуют сведения, каким образом заявитель может (должен) устранить причину, которая препятствует осуществлению государственного кадастрового учета и регистрации прав. Из указанного следует, что единственным основанием для приостановления государственной регистрации права и осуществления государственного кадастрового учета земельного участка явилось выявленное пересечение земельного участка с границами населенного пункта.

Данное решение (уведомление) Межмуниципального отдела по Глазовскому, Балезинскому, Юкаменскому и Ярскому районам Управления Росрееетра по УР от 23.11.2021 года было обжаловано в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в апелляционную комиссию при Управлении Росрееетра по УР. 29.12.2021 года было получено решение апелляционной комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике от 28.12.2021 года № 13 об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении. В решении апелляционная комиссия указала, что образованный земельный участок с кадастровым номером 18:05:014014:631 ранее выделен в счет земельной доли и был сформирован площадью меньше минимального размера, установленного Законом № 101- ФЗ и Законом УР № 70-РЗ, с разрешенным использованием - для производства сельскохозяйственной продукции, поэтому формирование земельного участка вновь путем выдела, менее минимального размера, не предусмотрено ни Федеральным законом № 101-ФЗ, ни законом УР от 29.12.2003 № 70-РЗ.

Также комиссия указала, что в соответствии с правилами землепользования и застройки МО «Адамское», формируемый земельный участок расположен в зоне СХ5, которая не предусматривает вида разрешенного использования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Считаю такую ссылку необоснованной, поскольку отсутствуют сведения о том, когда и кем утверждены правила землепользования и застройки, являются ли они действующими, вносились ли в них изменения в части зон, предусматривающих отдельные виды разрешенного использования земельных участков, а также, в какой зоне расположен основной земельный участок, из которого выделяется моя доля и каким образом он поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования - для производства сельскохозяйственной продукции, которая может производиться, в т.н. путем ведения гражданином личного подсобного хозяйства. Кроме этого, нет сведений о наличии в правилах допустимых по отношению к моему земельному участку вспомогательных видов разрешенного использования земельного участка, которые собственник вправе выбрать самостоятельно.

В тоже время, в части основания, которое послужило причиной для вынесения решения (уведомления) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционная комиссия указала, что замечание, указанное государственным регистратором в уведомлении, о пересечении границ формируемого земельного участка с границей населенного пункта, не является препятствием к осуществлению проведения кадастрового учета в связи с тем, что граница населенного пункта была установлена ранее, земельный участок с кадастровым номером 18:05:014014:631 был уже учтен после установления границы.

Из этого следует, что у Межмуниципального отдела по Глазовскому, Балезинскому, Юкаменскому и Ярскому районам Управления Росреестра по Удмуртской Республике отсутствовали основания для вынесения обжалуемого решения (уведомления) от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме этого, в решении апелляционной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ также как и в решении (уведомлении) межмуниципального отдела от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют сведения, каким образом заявитель может (должен) устранить причину, которая препятствует осуществлению государственного кадастрового учета и регистрации прав.

В связи с этим, указанное выше решение Межмуниципального отдела и поддержанное апелляционной комиссией Управления Росреестра по Удмуртской Республике считает необоснованным, противоречивым, незаконным и подлежащим отмене, на основании ст. ст. 7, 40, 77, 78 Земельного кодекса РФ, в соответствии со ст. ст. 4, 13 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

Считает, что на принадлежащем истцу на праве собственности земельном участке (1/33 доли) она вправе вести личное подсобное хозяйство в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, т.е. производить сельскохозяйственную продукцию. Кроме этого, при рассмотрении настоящего иска необходимо принять во внимание Постановление Конституционного Суда РФ от 16.10.2020 N 42-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки М.Г. Анциновой", из содержания которого, следует, что Конституционный Суд запретил обязывать правообладателя вносить в ЕГРН данные о выборе вспомогательного вида разрешенного использования участка, а также штрафовать за нецелевое использование земли, если на ней работали согласно вспомогательному виду разрешенного использования, который не отразили в реестре. В обжалуемом решении отсутствуют сведения о том, установлены ли органами Росреестра обстоятельства, связанные с использованием земельного участка как в соответствии с основным видом разрешенного использования, так и в соответствии с допустимыми по отношению к нему вспомогательными видами разрешенного использования, предусмотренными правилами землепользования и застройки МО «Адамское» (собственник самостоятельно выбирает вспомогательный вид разрешенного использования без обязанности внесения сведений об этом в ЕГРН).

Кроме этого, согласно разъяснения в письме Минэкономразвития РФ от 03.02.2016 г. № ОГ-Д23-1193 "Относительно кадастрового учета земельных участков, образованных из земельного участка, ранее образованного путем выдела в счет доли (долей) в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения или земельной доли (долей)", в результате выдела могут быть образованы земельные участки, в том числе и из земельных участков ранее образованных путем выдела земельных долей, если их размеры соответствуют установленным предельным размерам образуемых земельных участков, а их общая площадь соответствует размеру земельной доли, в счет которой они образуются.

Гражданское законодательство, регулирующее отношения в сфере общей собственности, в том числе связанные с разделом имущества, находящегося в долевой собственности, закрепляет право участника долевой собственности требовать выдела своей доли из общего имущества, в том числе требовать в судебном порядке выдела в натуре своей доли из общего имущества при не достижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них. В конкретном случае, между участниками долевой собственности, спора о границах участков нет.

Вновь образуемый земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, о чем указано в пояснительной записке проекта межевания земельных участков, поэтому его формирование возможно.

Считает основание, указанное в решении (уведомлении) от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении регистрации, неправильным, поскольку вновь образуемый земельный участок не выходит за границы участка, из которого он выделяется. Земельный участок 18:05:014014:631 площадью 66 000 кв.м., из которого выделяется вновь образуемый земельный участок, стоит на кадастровом учете, имеет присвоенные координаты и не входит в границы населенного пункта Дом отдыха Чепца Глазовского района УР и не пересекается с ним.

Таким образом, решения межмуниципального отдела и апелляционной комиссии Управления Росреестра по Удмуртской Республике являются противоречивыми, основанными на неправильном толковании норм действующего законодательства, препятствуют реализации принадлежащего права на государственную регистрацию права и государственный кадастровый учет земельного участка.

В ходе рассмотрения дела, истец в порядке ст. 46 КАС РФ уточнил предмет и основание иска, дополнив требованиями к Управлению Росреестра по Удмуртской Республике об отмене решения апелляционной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование не законности принятого решения указала, что со стороны истца требования действующего законодательства не нарушены, оснований для отказа не имеется. Вид разрешенного использования земельного участка не изменяется и не противоречит цели его использования – для ведения личного подсобного хозяйства, так как намерена производить сельскохозяйственную продукцию для себя. Правила выдела доли из земельного участка, находящегося в общей собственности не нарушены, проект межевания земельного участка выполнен надлежащим образом. Принадлежащий земельный участок находится в поле и она вправе использовать его для ведения личного подсобного хозяйства без нарушения вида его разрешенного использования, который выбирается правообладателем самостоятельно. Регистрирующим органом не приведено доводов о том, в чем заключается противоречие и невозможность производить сельскохозяйственную продукцию путем ведения личного подсобного хозяйства.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена государственный регистратор – Гатаулина Е.Ф..

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Росреестра по Удмуртской Республике.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики».

В судебное заседание административный истец Пинегина Т. А. не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя Пинегина О. В. На удовлетворении административного иска настаивала.

В судебном заседании представитель административного истца – Пинегин О. В. уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить, мотивировав доводами, изложенными в иске. Дополнительно пояснила следующее, считает, что замечание, указанное государственным регистратором в уведомлении о пересечении границ формируемого земельного участка с границей населенного пункта не является препятствием к осуществлению проведения кадастрового учета в связи с тем, что граница населенного пункта была установлена ранее, земельный участок с кадастровым номером уже учтен после установления границы. Считает, что участник долевой собственности в силу гражданского законодательства имеет право требования выдела своей доли из общей долевой собственности и распоряжения ей по своему усмотрению.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Удмуртской Республике – Иванов Д. В. считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с нормами ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав.

Истец Пинегина Т.А. обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на земельный участок, образованный путем выдела в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 18:05:014014:631. К заявлению приложены в том числе проект межевания земельных участков и межевой план, подготовленные ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО7.

В пояснительной записке проекта межевания земельных участков кадастровым инженером указано, что «выделяемый земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, поэтому формирование земельного участка площадью 2000 кв.м, возможно».

Для проверки данного утверждения государственным регистратором направлен запрос в МО «Глазовский район» о территориальной зоне и видах разрешенного использования на формируемый путем выдела земельный участок из земельного участка с кадастровым номером 18:05:014014:631. Согласно полученного ответа данный земельный участок расположен территориально в зоне СХ5 (зона сельскохозяйственного назначения) предназначенной для размещения сельскохозяйственных угодий без права строительства объектов капитального строительства, что не подразумевает разрешенного вида использования «Ведение личного подсобного хозяйства». По результатам правовой экспертизы представленных документов государственная регистрация и государственный кадастровый учет государственным регистратором были приостановлены.

В уведомлении заявителю указано на несоблюдение при осуществлении выдела из выделенного земельного участка сельскохозяйственного назначения требований ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 г.№101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон №101- ФЗ). Данная норма предоставляет участнику долевой собственности право выделить земельный участок в счет своей земельной доли если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков. Статьёй 13.1 Закона №101-ФЗ установлено, что проектом межевания земельного участка определяются размеры и местоположение границ выделяемого земельного участка, а также он должен содержать сведения о земельном участке право на который сохраняется. Кадастровый инженер при составлении проекта межевания изначально исходил из неверного, фактически не реализуемого на практике утверждения о том, что формирование земельного участка площадью 2000 кв.м, возможно и это привело к ситуации в которой какие либо действия по внесению изменений в представленные на государственную регистрацию и кадастровый учет документы не позволят изменить решение о невозможности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении выделяемого участка. В данном случае мнение административного истца об отсутствии в уведомлении о приостановлении сведений о возможных вариантах устранения препятствий государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав безосновательно ввиду невозможности исправления представленных документов и не может являться основанием для удовлетворения требований об отмене решения государственного регистратора о приостановлении кадастрового учета и регистрации прав. Кадастровый инженер при составлении документов кадастрового учета не учел, что выдел из исходного выделенного земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 66000 кв.м, не возможен. В соответствии с требованиями земельного законодательства минимальные размеры образуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов (п.1, ст.4 Закона №101-ФЗ). Законом Удмуртской Республики от 29.12.2003 №70-РЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Удмуртской Республики» установлен минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в размере 50 гектаров. Требования ст.4 Закона №101-ФЗ не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, но как указано выше данное исключение из общего правила не применимо к выделу земельного участка из выделенного ранее с кадастровым номером 18:05:014014:631, расположенного в зоне СХ-5 (согласно проведенному местными органами власти зонированию) не подразумевающей разрешенного вида использования «Ведение личного подсобного хозяйства».

Государственным регистратором Управления Росреестра по Удмуртской Республике в ходе предоставления государственной услуги по заявлению о государственной регистрации права и постановке на государственный кадастровый учет соблюдены все установленные законом формальности, принято обоснованное решение о приостановлении, направлено уведомление содержащее необходимую для предоставления государственной услуги Росреестра сведения. Приостановление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав не нарушает прав и законных интересов правообладателя, так как не лишает его прав на земельный участок и не препятствует использованию его в соответствии с установленными законодательством и правилами землепользования категорией земли и видом разрешенного использования.

На основании вышеизложенного действия государственного регистратора главного специалиста-эксперта Межмуниципального отдела по Глазовскому, Юкаменскому и Ярскому районам Управления Росреестра по Удмуртской Республике Управление Росреестра по Удмуртской Республике считает правомерными и соответствующими нормам российского законодательства в области государственного кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимого имущества. Отсутствуют необходимые условия для признания действия государственного органа незаконным. Нарушений прав заявителя не имеется.

Кроме того, межмуниципальный отдел, не может быть привлечен к участию в деле в качестве ответчика, так как не является юридическим лицом и не обладает процессуальной дееспособностью.

В части обоснованности решения апелляционной комиссии пояснил следующее. Апелляционная комиссия признала решение о приостановлении обоснованным и соответствующим основанию, предусмотренному п.7, п.28 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости в связи с тем, что требования ст.4 Закона №101-ФЗ не распространяются на случаи выдела земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ) или осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее, чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации. Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования «Адамское» (выдержка из правил Приложение №2) земельный участок с кадастровым номером 18:05:014014:631 расположен территориально в зоне СХ5 (зона сельскохозяйственного назначения), предназначенной для размещения сельскохозяйственных угодий без права строительства объектов капитального строительства, что не подразумевает разрешенного вида использования «Ведение личного подсобного хозяйства». Отсутствие возможности использования земельного участка в целях ЛПХ подтверждено информацией администрации МО «Глазовский район». Среди установленных основных видов разрешенного использования зоны СХ5 нет ЛПХ. В качестве основных видов разрешенного использования установлено: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур; сенокошение; выпас сельскохозяйственных животных. Условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков для зоны СХ5 не предусмотрены. В связи с доводом истца об отсутствии сведений о юридической силе (об утверждении) правил землепользования и застройки территории муниципального образования «Адамское» Глазовского района Удмуртской Республики (далее - Правила) необходимо учесть, что данные правила являются открытыми и общедоступными для всех заинтересованных лиц. Правила официально опубликованы (обнародованы) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», размещены на сайте муниципального образования и на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования. Правила являются муниципальным правовым актом, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Удмуртской Республики, муниципальными правовыми актами муниципального образования «Глазовский район» и муниципальными правовыми актами муниципального образования «Адамское» с учетом положений Генерального плана территории муниципального образования (сельского поселения) «Адамское» Глазовского района Удмуртской Республики, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Адамское» Глазовского района Удмуртской Республики от 18 декабря 2012 года № 41 «Об утверждении Генерального плана территории муниципального образования (сельского поселения) «Адамское» Глазовского района Удмуртской Республики». Правила регулируют систему землепользования в границах муниципального образования «Адамское».

По вопросу отсутствия в решении апелляционной комиссии сведений о возможных вариантах устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и регистрации прав, необходимо учесть, что специальных требований к содержанию решений апелляционной комиссии не существует. При оформлении решения соблюдены правила делопроизводства, установленные в Управлении Росреестра по Удмуртской Республике и отражены все аспекты, имеющие отношение к рассмотренному заявлению Пинегиной Т.А. об отмене решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Мнение административного истца об отсутствии в уведомлении о приостановлении сведений о возможных вариантах устранения препятствий государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав безосновательно ввиду невозможности исправления представленных документов и не может являться основанием для удовлетворения требований об отмене решения государственного регистратора о приостановлении кадастрового учета и регистрации прав. Апелляционной комиссией соблюдены все установленные законом формальности, принято обоснованное решение о признании решения государственного регистратора о приостановлении обоснованным и соответствующим законодательно установленным основаниям.

Решение апелляционной комиссии не нарушает прав и законных интересов правообладателя, так как не лишает его прав на земельный участок и не препятствует использованию его в соответствии с установленными законодательством и правилами землепользования категорией земли и видом разрешенного использования.

Отсутствуют доказательства нарушения прав и законных интересов истца. Следовательно, отсутствуют необходимые условия для признания действия государственного органа незаконным.

На основании вышеизложенного действия Управления Росреестра по Удмуртской Республике считает правомерными и соответствующими нормам российского законодательства в области государственного кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимого имущества, нарушений прав заявителя не имеется.

Просит отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика - межмуниципальный отдел по Глазовскому, Балезинскому, Юкаменскому и Ярскому районам Управления Росреестра по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела. Согласно поступившего отзыва с административными исковыми требованиями не согласны, просили исключить из числа ответчиков, так как не являются самостоятельным юридическим лицом, не имеют самостоятельного баланса и расчетного счета.

Заинтересованное лицо государственный регистратор Гатаулина Е. Ф. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований возражала, считает вынесенное ей уведомление о приостановлении регистрации права законным и обоснованным.

Заинтересованное лицо Администрация МО «Муниципальный округ Глазовский район УР» в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в их отсутствие. По формируемому земельному участку пояснили, что основной земельный участок с кадастровым номером 18:05:014014:631 расположен в зоне СХ5 согласно карте градостроительного зонирования МО «Адамское». В соответствии с Правилами землепользования и застройки СХ5 зона сельскохозяйственного назначения, предназначена для размещения сельскохозяйственных угодий без права строительства объектов капитального строительства. Перечень основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков, вспомогательных видов разрешенного использования зоны СХ5 представлен в таблице 23 ПЗЗ МО «Адамское». Условно разрешенные виды использования объектов капитального строительства и земельных участков, вспомогательные виды разрешенного использования для зоны СХ5 не предусмотрены, предельные размеры представлены в таблице ПЗЗ МО «Адамское».

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно положению ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отельными государственными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их пав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.1 ст.219 КАС РФ, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подан в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административным истцом срок на обращение не пропущен.

Из системного толкования положений ч.2 ст.62, ч.9 ст.226, п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ следует, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке гл.22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконность действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав и свобод заявителя.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.

Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости административный истец Пинегина Т. А. является собственником 1/33 доли земельного участка с кадастровым номером 18:05:014014:631, площадью 66000 кв.м., расположенного по адресу Удмуртская Республика, Глазовский район. Земельный участок относится к категории «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для производства сельскохозяйственной продукции» (л.д. 14-15)

ДД.ММ.ГГГГ Пинегина Т. А. обратилась в Управление Росреестра УР с заявление об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу Удмуртская Республика Глазовский район. (л.д. 44)

К заявлению об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права земельного участка Пинегиной Т. А. приложен проект межевания земельных участок, в котором содержится пояснительная записка кадастрового инженера. По мнению кадастрового инженера выделяемый участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, поэтому формирование земельного участка площадью 2000 кв.м. возможно. (л.д. 34)

По результатам правовой экспертизы Управлением Росреестра УР принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании заявления Пинегиной Т. А. от ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Управления Росреестра УР приостановление государственной регистрации продлено до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 111)

Основанием приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав явилось наличие оснований для приостановления, предусмотренных п.п. 7,27,35 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а именно несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации, несоответствие заявленного Пинегиной Т. А. выдела доли земельного участка порядку выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения установленного ст. ст. 13, 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Данными нормами установлено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленных Земельным Кодексом РФ и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Дополнительным основанием приостановления явилось выявленное пересечение образующегося земельного участка с границами населенного пункта.

При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, государственным регистратором прав осуществляется проверка представленных документов на предмет наличия или отсутствия предусмотренных пунктами 1 - 10, 12, 14, 18, 19, 22, 35, 37, 41, 45 части 1 статьи 26 указанного федерального закона оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, наличия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок и соответствия сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом.

К указанным в уведомлении выводам государственный регистратор пришла на основании сведений содержащихся в ответах на межведомственные запросы в ходе проведения правовой экспертизы.

Из содержания ответов Администрации МО «Адамское», Администрации МО «Глазовский район» на запрос Управления Росреестра УР следует, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Адамское» Глазовского района УР, земельный участок с кадастровым номером 18:05:014014:631, расположенный по адресу Удмуртская Республика Глазовский район, площадью 66000 кв.м. категория земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для производства сельскохозяйственной продукции расположен в территориальной зоне СХ5 (зона сельскохозяйственного назначения) предназначена для размещения сельскохозяйственных угодий без права строительства объектов капитального строительства и которая не подразумевает разрешенного вида использования «Ведение личного подсобного хозяйства». Минимальная площадь земельного участка устанавливается в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 29.12.2003 года № 70-РЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Удмуртской Республики», минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 50 га. (л.д. 47-48)

Не согласившись с вышеуказанным уведомлением Управления Росреестра УР Пинегина Т. А. в порядке ст. 26.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» обратилась в апелляционную комиссию Управления Росреестра УР.

Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ решение государственного регистратора о приостановлении регистрации признано обоснованным и соответствующим основанию, предусмотренному пунктом 7, а также пунктом 28 части 1 статьи 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». (л.д. 49-50)

Не согласившись с принятым решение о приостановлении государственной регистрации и принятым решением апелляционной комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Пинегина Т. А. обратилась в Глазовский районный суд УР с административным исковым заявлением о признании решения о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ и решения апелляционной комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ не законным.

Исходя из предмета спора, признания незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права, вопросы, связанные с ведением государственного реестра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и деятельности по регистрации недвижимости, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).

Как следует из частей 1, 2 и 9 Федерального закона N 218-ФЗ в случае установления причин, перечисленных в части 1 статьи 26 названного федерального закона, государственный регистратор принимает решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по общему правилу на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено названной статьей, которое может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".

Не устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, указанных в статье 26 Федерального закона N 218-ФЗ, является основанием в силу статьи 27 этого закона к принятию органом регистрации прав решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.

В пункте 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ одним из оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ является несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации.

Пункт 27 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ дает основание для приостановления регистрации в случае, если границы земельного участка пересекают границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с пунктом 35 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если объект недвижимости, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости, и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке относится к документам, которые необходимо приложить к заявлению о государственном кадастровом учете.

В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (пункт 1 части 2 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ).

Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 921 утверждены требования к подготовке межевого плана (далее - Требования), согласно пункту 48 которых в реквизите 3 раздела "Сведения об образуемых земельных участках" последовательно включаются сведения о каждом образуемом в результате выдела земельном участке. В графах 2 и 3 реквизита 3 раздела "Сведения об образуемых земельных участках" указываются сведения об источниках образования земельного участка соответственно: кадастровые номера исходных земельных участков и их площадь, номер кадастрового квартала, в границах которого располагается территория, включаемая в состав таких образуемых земельных участков при образовании земельного участка. Также в реквизите 3 раздела "Сведения об образуемых земельных участках" и на чертеже указываются: обозначение частей исходных земельных участков, включаемых в состав земельных участков, образуемых в результате выдела.

Из межевого плана, приложенного Пинегиной Т. А. к заявлению о государственном кадастровом учете усматривается, что вид разрешенного использования образуемого земельного участка определен кадастровым инженером "личное подсобное хозяйство".

Вместе с тем, согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости вид разрешенного использования земельного участка подлежащего разделу «для производства сельскохозяйственной продукции». Сведений об изменении вида разрешенного использования материалы административного дела не содержат.

Кроме того, в ходе правовой экспертизы государственным регистратором выявлены технические недостатки, а именно пересечение земельного участка с границами населенного пункта, что также свидетельствует о несоответствии межевого плана, предъявляемым требованиям.

Таким образом, содержание представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана в совокупности с имеющимися недостатками не соответствует требованиям земельного законодательства, предъявляемым к земельным участкам, образуемым путем выдела земель, что в силу пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ является основанием для приостановления государственного кадастрового учета.

При постановке на кадастровый учет земельного участка и государственной регистрации права, образуемого путем выдела из земельного участка, расположенного на территории Глазовского района и отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения, в случае, если образуемый земельный участок не попадает под случаи, предусмотренные абзацем 4 пункта 1 статьи 4 Закона N 101-ФЗ, государственный регистратор осуществляет проверку и вправе принять решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.

Административным истцом сведений о возможности соблюдения разрешенного вида использования вновь образуемого земельного участка государственному органу предоставлено не было. В соответствии со статьей 3 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

К компетенции указанного органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Согласно статьям 64, 65 Закона N 218-ФЗ государственный регистратор прав является федеральным государственным гражданским служащим, должностным лицом органа регистрации прав, наделенным государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, имеет права и несет обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в объеме полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела, правовая экспертиза проведена уполномоченным должностным лицом – государственным регистратором Гатаулиной Е. Ф. в пределах его компетенции.

Кроме того, требования истца Пинегиной Т. А. об отмене решения государственного регистратора о приостановлении государственного кадастрового учета и обязании провести государственную регистрацию права адресованы к Межмуниципальному отделу по Глазовскому, Балезинскому, Юкаменскому и Ярскому районам Управления Росреестра по Удмуртской Республике.

В соответствии с Положением о Межмуниципальном отделе по Глазовскому, Балезинскому, Юкаменскому и Ярскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее Отдел и Управление) Отдел входит в структуру Управления не является юридическим лицом, не имеет самостоятельного баланса, расчетного (текущего) счета (п.п. 1,2 Положения). (л.д. 73)

В соответствии с пунктом 4 Положения одной из основных задач Отдела является: качественное оказание государственных услуг Росреестра, своевременное проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно части 5 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными ответчиками могут быть органы государственной власти и местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие.

Согласно Положению Межмуниципальный отдел по Глазовскому, Балезинскому, Юкаменскому и Ярскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике не наделен отдельными государственными или иными публичными полномочиями, по смыслу ч. 5 ст. 38 КАС РФ не может являться самостоятельной стороной по административному делу.

Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, созданной при Управлении Росреестра по Удмуртской Республике от 22 декабря 2021 года № 13 отклонено заявление Пинегиной Т. А. об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета образованных земельных участков.

Рассматривая требования истца об отмене решения апелляционной комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике от 28 декабря 2021 года № 13 об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении регистрации права суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 9 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий Федеральный закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным ч. 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном ст. 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".

Согласно ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" решение о приостановлении осуществления кадастрового учета или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах в установленном настоящей статьей порядке. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

В силу ч. 2 ст. 26.1 названного Федерального закона заявление подается в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении.

Во исполнение частей 1,3 статьи 26.1 ФЗ «О кадастровой деятельности», приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № П/0377 от 08 октября 2020 года Об утверждении положения о порядке формировании и работы апелляционной комиссии по распоряжению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № 8/0090 от 05 апреля 2017 года создана апелляционная комиссия по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике.

Согласно приложению к распоряжению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии № Р/0161 от 25 мая 2021 года утвержден состав апелляционной комиссии.

Изучив протокол заседания апелляционной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, решение заседания апелляционной комиссии от 28 декабря суд приходит к выводу, что решение по результатам жалобы Пинегиной Т. А. на уведомление о приостановлении регистрации прав принято компетентным органом в пределах своих полномочий в соответствии с установленной законом процедурой.

Вместе с тем, решением апелляционной комиссии установлено дополнительное основание для приостановления регистрации прав подпункт 28 пункта 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ невозможность соблюдения разрешенного вида использования земельных участков, которые в результате преобразования сохраняются в измененных границах.

В соответствии с частью 5 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" при рассмотрении заявления об обжаловании решения о приостановлении апелляционной комиссией оценивается обоснованность принятия органом регистрации прав решения о приостановлении (наличие оснований для принятия такого решения, установленных статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). В случае, если принятие решения о приостановлении признано апелляционной комиссией обоснованным (соответствующим основаниям, предусмотренным статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в том числе не отраженным в решении о приостановлении), ею принимается решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.(часть 9)

Одним из условий приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав является в силу подпункта 28 пункта 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ невозможность соблюдения разрешенного вида использования земельных участков, которые в результате преобразования сохраняются в измененных границах.

Согласно пункту 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из указанного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать данному кодексу.

Общие правила и условия образования земельных участков определены ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1).

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами либо определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами в отношении земельных участков, для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, либо на которые не распространяется действие таких регламентов (подпункты 1 и 2 статьи 11.9 ЗК РФ).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения (подпункт 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), в том числе им предоставлено право устанавливать минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).

Согласно пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона N 101-ФЗ площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.

В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 101-ФЗ минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. Названное право позволяет субъектам Российской Федерации, которые обладают сведениями о составе земель, их качественных и количественных характеристиках, организовать рациональное использование земель в целях совершенствования их распределения в соответствии с перспективами развития экономики региона, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель (абзац 1 статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве"). Однако указанное право не является обязанностью, возложенной на субъект РФ, при этом само по себе отсутствие минимального размера земельного участка сельскохозяйственного назначения должно быть соотнесено с устанавливаемыми ограничениями по владению, пользованию и распоряжению физическими и юридическими лицами земельными участками и обеспечивать их рациональное использование для осуществления сельскохозяйственного производства.

При этом настоящие требования не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации.

Согласно публичной кадастровой карты, карты градостроительного зонирования земельный участок с кадастровым номером 18:05:014014:631, расположенный по адресу Удмуртская Республика Глазовский район, площадью 66000 кв.м. расположен в зоне СХ5.

В соответствии с Главой 4 Градостроительные регламенты п. 5 ст. 25 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Адамское» СХ5 это зона сельскохозяйственного назначения, предназначена для размещения сельскохозяйственных угодий без права строительства объектов капитального строительства. Перечень основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков, вспомогательных видов разрешенного использования зоны СХ5 представлен в таблице 23 ПЗЗ МО «Адамское». Основным видом разрешенного использования земельного участка является выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных. Условно разрешенные виды использования объектов капитального строительства и земельных участков, вспомогательные виды разрешенного использования для зоны СХ5 не предусмотрены.

Минимальная площадь земельного участка определяется в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 29.12.2003 года № 70-РЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Удмуртской Республики» (таблица 24 правил).

Согласно заключению кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешенного использования образуемого земельного участка вследствие раздела является ведение личного подсобного хозяйства. При этом сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка материалы административного дела не содержат.

В силу статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из приведенных правовых положений следует, что в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры. При разделе вновь образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков.

Доводы истца и ее представителя о том, что в уведомлении отсутствует ссылка каким нормам закона противоречит, выявленное пересечение границ, отсутствие конкретных норм закона, препятствующих регистрации права не обоснованы, поскольку уведомление содержит все необходимые сведения и мотивы приостановления регистрации права.

Отсутствие в уведомлении сведений о том, каким образом заявитель должен устранить причины приостановления регистрации, также не могут являться основанием для признания уведомлении о приостановлении регистрации права не законным.

Доводы истца и ее представителя о том, что каждый участник долевой собственности имеет право выдела своей доли в соответствии с Гражданским кодексом РФ не обоснованы, поскольку при выделе доли земельного участка должны соблюдаться все требования гражданского законодательства, регулирующего земельные правоотношения в совокупности.

По мнению суда, показания допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО8, не содержат юридически значимых обстоятельств, которые бы вызывали сомнения в законности принятого Управлением Росреестра УР решения.

По мнению суда, ни решение (уведомление) о приостановлении государственного кадастрового учета, государственной регистрации права, ни решение апелляционной комиссии Управления Росреестра по УР не нарушает прав и законных интересов административного истца Пинегиной Т. А. как правообладателя доли земельного участка, так как не лишает её прав на земельный участок и не препятствует использованию его в соответствии с установленными законодательством и правилами землепользования категорией земли и видом разрешенного использования.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований, заявленных Пинегиной Т. А. к Межмуниципальному отделу по Глазовскому, Балезинскому, Юкаменскому и Ярскому районам Управления Росреестра по Удмуртской Республике, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об отмене решения (уведомления) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, об отмене решения апелляционной комиссии Управления Росреестра по Удмуртской Республике об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении, следует отказать.

Следовательно, оснований для удовлетворения требований административного истца об обязании Межмуниципального отдела по Глазовскому, Балезинскому, Юкаменскому и Ярскому районам Управления Росреестра по Удмуртской Республике провести государственную регистрацию права и осуществить государственный кадастровый учет вновь образуемого земельного участка не имеется. Поскольку данные требования являются производными от первоначально заявленных.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении административного искового заявления Пинегиной Т.А. к Межмуниципальному отделу по Глазовскому, Балезинскому, Юкаменскому и Ярскому районам Управления Росреестра по Удмуртской Республике, Управлению Росреестра по Удмуртской Республике Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отмене решения (уведомления) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, решения апелляционной комиссии об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении и обязании Межмуниципального отдела по Глазовскому, Балезинскому, Юкаменскому и Ярскому районам Управления Росреестра по Удмуртской Республике провести государственную регистрацию права и осуществить государственный кадастровый учет вновь образуемого земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Глазовский районный суд УР.

Мотивированное решение составлено 06 апреля 2022 года.

Судья О.В. Кириллова