ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-461/19 от 22.07.2019 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело а-461/19

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес> 22 июля 2019 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Кручинина М.А.,

при секретаре судебного заседания Тёриной М.С.,

с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью ТД «<данные изъяты>» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью ТД «<данные изъяты>» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , , , расположенных по адресу: Нижегородская <адрес>, <адрес>., по состоянию на 22.05.2014 года,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью ТД «<данные изъяты>» (далее также – ООО ТД «<данные изъяты>») обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило суд установить по состоянию на 22.05.2014 года кадастровую стоимость объектов недвижимости: земельный участок с кадастровым , площадью 7670 кв.м., земельный участок с кадастровым , площадью 639 кв.м., земельный участок с кадастровым , площадью 3238 кв.м., земельный участок с кадастровым , площадью 13708 кв.м., земельный участок с кадастровым , площадью 2268 кв.м., земельный участок с кадастровым , площадью 1331 кв.м., земельный участок с кадастровым , площадью 2946 кв.м., расположенных по адресу: Нижегородская <адрес>, <адрес>., равной их рыночной стоимости в размере: земельный участок с кадастровым номером - 1204900 (Один миллион двести четыре тысячи сто девяносто) рублей, земельный участок с кадастровым номером - 116300 (Сто шестнадцать тысяч триста) рублей, земельный участок с кадастровым номером - 589300 (Пятьсот восемьдесят девять тысяч триста) рублей, земельный участок с кадастровым номером - 2152160 (Два миллиона сто пятьдесят две тысячи сто шестьдесят) рублей, земельный участок с кадастровым номером - 413000 (Четыреста тринадцать тысяч) рублей, земельный участок с кадастровым номером - 242240 (Двести сорок две тысячи двести сорок) рублей, земельный участок с кадастровым номером - 536170 (Пятьсот тридцать шесть тысяч сто семьдесят) рублей.

В обоснование заявленных требований указало в административном исковым заявлением о том, что ООО ТД «<данные изъяты>» является собственником указанных объектов недвижимости – земельных участков и плательщиком земельного налога. В соответствии со статьей 390 НК РФ для земельного налога налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков.

Кадастровая стоимость земельных участков определена с учетом удельных показателей, утвержденных на основании постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 по состоянию на 22.05.2014 года. Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельных участков определена в следующих размерах: земельный участок с кадастровым номером - 8449272,00 рублей; земельный участок с кадастровым номером - 703922,40 рублей; земельный участок с кадастровым номером - 3566980,80 рублей; земельный участок с кадастровым номером - 15100732,80 рублей; земельный участок с кадастровым номером - 498428,80 рублей; земельный участок с кадастровым номером - 1466229,60 рублей; земельный участок с кадастровым номером - 3245313,60 рублей.

В то же время, согласно отчету об оценке, составленному оценщиком ООО «Центр экспертизы и оценки» от 23.11.2017 года №, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 22.05.2014 года, то есть на дату оценки, составляет: земельный участок с кадастровым номером - 12041900 (Один миллион двести четыре тысячи сто девяносто) рублей; земельный участок с кадастровым номером - 116300 (Сто шестнадцать тысяч триста) рублей; земельный участок с кадастровым номером - 589300 (Пятьсот восемьдесят девять тысяч триста) рублей; земельный участок с кадастровым номером - 2152160 (Два миллиона сто пятьдесят две тысячи сто шестьдесят) рублей; земельный участок с кадастровым номером - 413000 (Четыреста тринадцать тысяч) рублей; земельный участок с кадастровым номером - 242240 (Двести сорок две тысячи двести сорок) рублей; земельный участок с кадастровым номером - 536170 (Пятьсот тридцать шесть тысяч сто семьдесят) рублей, что ниже их кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков, определенная по состоянию на 22.05.2014 года, не соответствует их рыночной стоимости и нарушает права административного истца, так как ведет к необоснованному увеличению размера земельного налога за принадлежащие ему земельные участки.

ООО ТД «<данные изъяты>» было подано заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Россреестра по Нижегородской области. Заявление комиссией было рассмотрено, однако в удовлетворении требований отказано.

Ссылаясь на положения статей Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ООО ТД «<данные изъяты>» просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель административного истца ООО ТД «<данные изъяты>» ФИО1 требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости поддержала. В предварительном судебном заседании 30.05.2019 года представитель ООО ТД «<данные изъяты>» ФИО1 заявила ходатайство о назначении по делу оценочной экспертизы земельных участков с учетом замечаний к отчету об оценке, содержащихся в решении Комиссии. В судебном заседании, состоявшемся 22.07.2019 года, представитель сообщила суду о том, что ООО ТД «<данные изъяты>» согласно с заключением эксперта.

Другие лица, привлеченные к участию в деле, в судебное заседание не явились.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве и не может быть признано преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

В письменном отзыве административный ответчик Правительство Нижегородской области указало, что полномочия по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, а также по проверке результатов проведения государственной кадастровой оценки земель и по подготовке проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении государственной кадастровой оценки земель были переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» вновь утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.11.2013 года. Представило в суд выписку из постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 в части утверждения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков - Приложение 2 (т.2 л.д.1-6).

В письменной информации филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Нижегородской области сообщил, что земельные участки с кадастровыми номерами , , , , , , были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22.05.2014 года. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , , была определена в соответствии с п.2.4 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 года №222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области». В соответствии с видом разрешенного использования вышеуказанных земельных участков: «для строительства и последующей эксплуатации зданий и сооружений производства полиэтилентерефталата» согласно Приложению 5 постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 земельные участки отнесены к 9 группе видов разрешенного использования: «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок». Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , , определена в размере 8449272 рублей, 703922,40 рублей, 3566980,80 рублей, 15100732,80 рублей, 2498428.80 рублей, 1466229,60 рублей, 3245313,60 рублей, соответственно. В Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с частью 1 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на основании решений государственного регистратора прав от 14.05.2019 года №РКФ/2019-24181, РКФ/2019-24182, РКФ/2019-24184, РКФ/2019-24185, РКФ/2019-24186 исправлена техническая ошибка в части даты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земельных участков) с кадастровыми номерами , , , , , а именно: дата определения вышеуказанной кадастровой стоимости - 22.05.2014 года.

Рассмотрев материалы настоящего дела, обсудив доводы и требования административного искового заявления и отзывов на него, заслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.

В силу требований статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с пунктом 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 3 КАС РФ защите в суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. На основании пункта 5 части 2 статьи 14 указанного выше Федерального закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступившие в законную силу судебные акты.

Согласно пунктам 1, 2, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из приведенных норм права следует, что требование лица об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть удовлетворено в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты права и обязанности такого лица.

Судом установлено, что административный истец ООО ТД «<данные изъяты>» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , , , расположенных по адресу: Нижегородская <адрес>, Восточный промрайон Корунд, 3 км <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 15.05.2019 года (т.1 л.д.213-233).

Из имеющихся материалов дела следует, что указанные выше земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет 22.05.2014 года (т.1 л.д.213-233). В таком случае, при рассмотрении настоящего дела применению подлежат положения статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и размер кадастровой стоимости земельных участков может быть установлен по состоянию на 22.05.2014 года.

Из материалов дела также следует, что 19.03.2018 года ООО ТД «<данные изъяты>» обратилось с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области, решением которой от 28.03.2018 года в удовлетворении заявления отказано (т.1 л.д.46-48). Таким образом, ООО ТД «<данные изъяты>» соблюло установленный законом досудебный порядок разрешения спора, и датой обращения ООО ТД «<данные изъяты>» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости необходимо считать 19.03.2018 года.

В качестве доказательств обоснованности заявленных требований ООО ТД «<данные изъяты>» представило в суд отчет об оценке земельных участков от 26.10.2017 года , составленный оценщиками ООО «Центр экспертиз и оценки» ФИО4 и ФИО5, согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 22.05.2014 года составляет: земельный участок с кадастровым номером - 1204900 (Один миллион двести четыре тысячи сто девяносто) рублей, земельный участок с кадастровым номером - 116300 (Сто шестнадцать тысяч триста) рублей, земельный участок с кадастровым номером - 589300 (Пятьсот восемьдесят девять тысяч триста) рублей, земельный участок с кадастровым номером - 2152160 (Два миллиона сто пятьдесят две тысячи сто шестьдесят) рублей, земельный участок с кадастровым номером - 413000 (Четыреста тринадцать тысяч) рублей, земельный участок с кадастровым номером - 242240 (Двести сорок две тысячи двести сорок) рублей, земельный участок с кадастровым номером - 536170 (Пятьсот тридцать шесть тысяч сто семьдесят) рублей (т.1 л.д.49-168).Также суду представлено экспертное заключение от 28.06.2019 года -Э, составленное экспертом общероссийской общественной организации «Агентство оценки» ФИО6, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 7670+/-31 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и последующей эксплуатации зданий и сооружений производства полиэтилентерефталата, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, составляет 1480000 (Один миллион четыреста восемьдесят тысяч) рублей по состоянию на 22.05.2014 года; стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 639+/-9 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и последующей эксплуатации зданий и сооружений производства полиэтилентерефталата, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, составляет 143000 (Сто сорок три тысячи) рублей по состоянию на 22.05.2014 года; стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 3238+/-20 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и последующей эксплуатации зданий и сооружений производства полиэтилентерефталата, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 725000 (Семьсот двадцать пять тысяч) рублей по состоянию на 22.05.2014 года; стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 13708+/-41 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и последующей эксплуатации зданий и сооружений производства полиэтилентерефталата, расположенного по адресу: <адрес>2, составляет 2536000 (Два миллиона пятьсот тридцать шесть тысяч) рублей по состоянию на 22.05.2014 года; стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2268+/-17 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и последующей эксплуатации зданий и сооружений производства полиэтилентерефталата, расположенного по адресу: Нижегородская <адрес>, <адрес>, составляет 508000 (Пятьсот восемь тысяч) рублей по состоянию на 22.05.2014 года; стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1331+/-13 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и последующей эксплуатации зданий и сооружений производства полиэтилентерефталата, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, составляет 298000 (Двести девяносто восемь тысяч) рублей по состоянию на 22.05.2014 года; стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2946+/-19 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и последующей эксплуатации зданий и сооружений производства полиэтилентерефталата, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, составляет 660000 (Шестьсот шестьдесят тысяч) рублей по состоянию на 22.05.2014 года (т.2 л.д.17-140).

На основании части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно положений статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).

В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , , в размере их рыночной стоимости подлежит удовлетворению. При этом размер кадастровой стоимости земельных участков должен быть установлен на основании заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ-Э, составленного экспертом общероссийской общественной организации «Агентство оценки» ФИО6, по следующим мотивам.

При проведении оценочной экспертизы эксперт ФИО6 руководствовалась, в том числе Федеральным законом от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности», положениями Федерального стандарта оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №297; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №298; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №299.

Экспертное заключение содержит описание объектов оценки, в нем приведены качественные и количественные характеристики оцениваемых земельных участков, учитывающие текущее использование, местоположение, их площадь, разрешенное использование. Указывается о том, что земельные участки расположены по адресу: <адрес>. Участки располагаются на огороженной и охраняемой территории вблизи территории бывшего производственного объединения «Корунд». Территориально расположение участков характеризуется как пригородная промышленная зона. Транспортная доступность для граждан – не удовлетворительная, для автотранспорта – удовлетворительная. Вид подъездных путей – асфальтированная дорога. По состоянию на дату оценки инженерные коммуникации отсутствовали. Деловая активность средняя. Приведены количественные и качественные характеристики объектов экспертизы. Все земельные участи отнесены к категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и последующей эксплуатации зданий и сооружений производства полиэтилентерефталата (таблица №2) (т.1 л.д.27-41).

Наиболее эффективным использованием земельных участков признано их использование для размещения различных объектов производственно-складского назначения (т.2 л.д.41-43).

С целью установления рыночной стоимости спорных земельных участков экспертом проведен анализ рынка объектов экспертизы (оценки), в рамках которого определен сегмент рынка, к которому относятся объекты экспертной оценки – земли индустриального назначения (т.2 л.д.43-49).

Приведены результаты исследования рынка продаж свободных земельных участков производственно-складского назначения, расположенных в городе Дзержинске по состоянию до 22.05.2014 года. Подобрано 13 предложений о продаже земельных участков (таблица №5) (т.1 л.д.52-57).

Определены основные ценообразующие факторы, влияющие на рыночную стоимость земельных участков (т.2 л.д.58-61).

Оценка земельных участков проведена экспертом с применением сравнительного подхода и метода сравнения продаж, реализованного с помощью техники компенсационных корректировок цен предложений.

С целью отбора объектов-аналогов экспертом проанализированы полученные данные о ценах сделок с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которому могут быть отнесены объекты экспертной оценки при их фактическом использовании. Экспертом подобрано 4 объекта-аналога (таблица №6). В экспертном заключении эксперт обосновал отбор объектов-аналогов (т.2 л.д.68-71).

В экспертном заключении содержится обоснование применения корректировок и поправок (т.2 л.д.72-80).

Таким образом, экспертом приведена информация, использованная при определении стоимости земельных участков. Содержащиеся в экспертном заключении сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости, экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки.

Суд находит, что в установленном процессуальным законом порядке указанные экспертом сведения о рыночной стоимости земельных участков участвующими в деле лицами не опровергнуты. Само заключение судебного эксперта, определившего величину рыночной стоимости земельных участков, является допустимым и надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов оценки. Выводы эксперта аргументированы, подтверждены собранными материалами. Суд не усматривает правовых оснований для назначения повторной экспертизы.

Оценщик ФИО6 имеет высшее специальное образование; повышала профессиональную подготовку по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)». Является членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», включена в реестр оценщиков 31.07.2007 года за регистрационным номером 000510. Оценщиком получен Квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» от 02.02.2018 года №002776-1. Стаж работы в оценочной деятельности – с 1996 года. Представлен полис страхования гражданской ответственности оценщика ФИО6 (т.2 л.д.19, л.д.136-140).

Сведений о том, что оценщик ФИО6 является лицом, имеющим имущественный интерес в объектах оценки, а также сведений об иных обстоятельствах, перечисленных в статье 16 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статье 33 КАС РФ, суду не представлено и судом не установлено.

При таких обстоятельствах оснований не доверять экспертному заключению от 28.06.2019 года №1768/2019-Э, составленному экспертом общероссийской общественной организации «Агентство оценки» ФИО6, у суда не имеется.

Суд не может принять в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость спорных земельных участков, отчет об оценке земельных участков от 26.10.2017 года , составленный оценщиками ООО «Центр экспертиз и оценки» ФИО4 и ФИО5 При этом суд принимает во внимание, что комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области в решении указано на наличие недостатков отчета.

Суд полагает, что не могут повлечь отказ в удовлетворении заявленных требований об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости доводы Правительства Нижегородской области о том, что установленные постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной законодательством, поскольку основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объектов недвижимости – спорных земельных участков их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость (статья 24.18, статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), при определении которой кадастровая стоимость земельных участков устанавливается равной этой рыночной стоимости (статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

С размером рыночной стоимости, установленной экспертом ФИО6, представитель административного истца в судебном заседании согласился.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в резолютивной части решения должна быть указана дата подачи заявления об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению дата подачи ООО ТД «<данные изъяты>» заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, которая соответствует дате обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, то есть 19.03.2018 года.

Удовлетворяя требование ПАО «Арзамасский машиностроительный завод» в части установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления в отношении следующих административных ответчиков: Правительство Нижегородской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области по следующим мотивам.

По настоящему административному делу административным истцом в качестве административных ответчиков в административном исковом заявлении указаны: Правительство Нижегородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии». Данные лица привлечены судом к участию в деле в качестве административных ответчиков.

Вместе с тем, Правительство Нижегородской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области не являются надлежащими административными ответчиками.

Как указано в судебном решении, при рассмотрении данного административного дела применению подлежат положения статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , , была определена в соответствии с п.2.4 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 года №222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», с учетом удельных показателей кадастровой стоимости кадастровых кварталов, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области».

В таком случае надлежащим административным ответчиком по настоящему делу является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

По настоящему административному делу оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельных участков Правительством Нижегородской области и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области не определялась. Поэтому в части удовлетворения заявленного искового требования в отношении административных ответчиков Правительства Нижегородской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области суд отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью ТД «<данные изъяты>» по настоящему административному делу удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 7670+/-31 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и последующей эксплуатации зданий и сооружений производства полиэтилентерефталата, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1480000 (Один миллион четыреста восемьдесят тысяч) рублей по состоянию на 22.05.2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 639+/-9 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и последующей эксплуатации зданий и сооружений производства полиэтилентерефталата, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 143000 (Сто сорок три тысячи) рублей по состоянию на 22.05.2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 3238+/-20 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и последующей эксплуатации зданий и сооружений производства полиэтилентерефталата, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 725000 (Семьсот двадцать пять тысяч) рублей по состоянию на 22.05.2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 13708+/-41 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и последующей эксплуатации зданий и сооружений производства полиэтилентерефталата, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 2536000 (Два миллиона пятьсот тридцать шесть тысяч) рублей по состоянию на 22.05.2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2268+/-17 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и последующей эксплуатации зданий и сооружений производства полиэтилентерефталата, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 508000 (Пятьсот восемь тысяч) рублей по состоянию на 22.05.2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1331+/-13 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и последующей эксплуатации зданий и сооружений производства полиэтилентерефталата, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 298000 (Двести девяносто восемь тысяч) рублей по состоянию на 22.05.2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2946+/-19 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и последующей эксплуатации зданий и сооружений производства полиэтилентерефталата, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 660000 (Шестьсот шестьдесят тысяч) рублей по состоянию на 22.05.2014 года.

Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , , , считать 19.03.2018 года.

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью ТД «<данные изъяты>» по настоящему административному делу в отношении административных ответчиков Правительства Нижегородской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области отказать.

Решение может быть обжаловано в коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.А. Кручинин

В окончательной форме решение суда составлено 29 июля 2019 года.

Судья М.А. Кручинин